г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Как запоминать информацию

Память служит основой для других когнитивный функций человека. Мы пользуемся ею каждый день, но замечаем тогда, когда ее ресурсов начинает недоставать. Запоминать как можно больше информации за короткий срок – мечта многих, не только школьников, но и взрослых людей, постоянно работающих с большими объемами информации.

Люди часто ловят себя на желании: «Хочу все запоминать». К сожалению, такой запрос не всегда кажется неосуществимым, если с детских лет человек отличался слабой памятью. Работы психологов и ученых, занимающихся проблемами памяти, эту проблему разрешают [1].

Сколько человек может запомнить?

За последние десятилетия были отобраны результативные старые и разработаны новые методы быстрого и эффективного запоминания информации для успешной последующей работы с ней.

Среди разнообразия методик, предлагаемых нейрофизиологами, человек найдет действенный для него способ.

Задаваясь вопросом, как лучше всего надо быстро и надолго запомнить информацию, легко все выучить за короткий срок, чтобы материал правильно буквально за минуты осел в голове и впоследствии легко вспоминался, мы понимаем, что наши возможности конечны. Хотя они намного обширнее, чем принято было считать еще недавно.

Ученые уже подтвердили поразительные факты о нашем мозге. Теперь – что касается способностей к запоминанию:

  • Сосредоточиться и работать, одновременно можно только на 4 задачах, не больше.
  • Забывать – естественно. Наш мозг послушно следует приоритетам личности. Если информация давно не используется или не вызывала интереса в момент заучивания, то через время она стирается из памяти.
Мужчина рассеивает внимание
  • Одномоментно запоминается от 5 до 9 единиц информации, будь это цифра, образ, слово, звук, запах. Показатель разнится в зависимости от знакомости запоминаемой информации. В рассматриваемом случае, «за раз», означает за короткий промежуток времени.
  • Человек способен помнить 1000 – 10 000 лиц в зависимости от способностей и личных особенностей. Средний результат – около 5000 лиц. При этом мы не осознаем уровень собственного запоминания, хотя он и зависит от натренированности усваивать зрительную информацию. Также на этот параметр влияет качество зрения.
  • Вместимость памяти человека примерно равна миллиону гигабайт (больше 1 петабайта), если измерять в привычных компьютерных единицах информации. Мы можем научиться использовать весь этот объем.

Зная об этих особенностях, ученые разработали массу способов, объясняющих, как легко запомнить большой объем информации надолго, как правильно учить материал, чтобы за короткое время постичь все, но нужно подобрать тот способ, который подходит конкретному человеку.

Почему мы забываем?

Никакая техника быстрого и эффективного запоминания информации не поможет отложить в мозгу какие-то сведения, если на человека регулярно воздействуют отрицательные факторы.

Часто случается так, что человек уверен, что выучил что-то, но в нужный момент просто не может это вспомнить. Или же какие-то важные воспоминания со временем все сильнее тускнеют и стираются из памяти. Виной этому бывают внешние воздействия.

Причин не так уж много:

Женщина в стрессе не может работать
  1. Хаотичность поступающих сведений. Чем менее структурирован поток информации, тем сложнее его будет освоить, ведь мозгу придется проводить двойную работу. Поэтому данные в таблицах или с четкой структурой, в списках, запомнить легче, чем сплошной текст.
  1. Усталость и постоянный стресс. Мозг не успевает отдохнуть, работает на пределе сил и возможностей. Из-за этого прогрессивно ухудшаются все когнитивные функции, в том числе и память.
  1. Отсутствие личной заинтересованности в получаемом материале. Запомнить что-то, что вам категорически неинтересно, крайне сложно. Максимум, которого возможно добиться – механическое запоминание, зазубривание, без понимания смысла. Такая информация в голове не задержится.
  1. Дефицит тренировок. Чем реже мы используем мозг, тем хуже он работает, ухудшается мышление. Чтобы легко осваивать новые знания, нужно заниматься этим регулярно. Этой особенностью объясняется эффект: тяжело в начале с простым материалом, но затем легче со сложным. Мозг привыкает к нагрузкам и легче их воспринимает.
  1. Заниженная самооценка. Часто мы сами ставим себе непреодолимые преграды. Сталкиваясь с внутренней убежденностью, что у вас ничего не получится, память слишком плохая, сознание подчиняется этой доминанте и отказывается запоминать новое.

Каждая из причин может ухудшить результаты учебы [2]. Использование специальных техник помогает понять, как лучше учить материал, даже если информация не запоминается с первого раза.

Способы научиться быстро запоминать информацию

Память – это своеобразная система, заставить которую работать на желаемом уровне можно в любом возрасте. Даже если раньше у вас были проблемы, то все равно возможно подобрать способ, объясняющий, как лучше научиться быстро и надолго запоминать информацию, причем делать это легко, эффективно и правильно и учить весь материал, в том числе многое на слух.

Здесь важно сохранить и восстановить здоровье мозга.

Дегенеративные и сосудистые нарушения разрушают нейроны, в итоге у человека просто нечем запоминать. Такие проблемы нужно диагностировать и лечить в неврологической клинике.

Консультация в клинике из-за плохой памяти

Действенные, проверенные временем и изысканиями ученых, факторы стимуляции запоминания:

  • Личный интерес. Чем сильнее вы заинтересованы в том, что изучаете, тем легче пройдет процесс. Найдите для себя эмоции в том, что изучаете, и тогда все запомнится проще и быстрее [3].
  • Исключение отвлекающих факторов. Чтоб добиться концентрации, исключите все, что рассеивает внимание: телефон, мессенджеры, фоновые звуки, еда и питье.
  • Повторяйте изученное. Мозг ленив, вернее – бережлив к ресурсам. Все, что от него не требуется, он рано или поздно из себя вычищает. Если регулярно будете повторять изучаемое, то покажете, что информация важна и актуальна, она не забудется.
  • Работайте с текстом в процессе чтения. Превращайте информацию в схемы и планы, задавайте сами себе вопросы по ходу изучения, структурируйте и расставляйте подзаголовки. Используйте яркие выделения с помощью маркеров или стикеров.
Мужчина делает записи
  • Записывайте изучаемое. Написание конспектов и шпаргалок – доказанный способ запоминания и повторения. Делая записи, вы воспринимаете и воспроизводите информацию еще и на кинестетическом уровне. Это позволяет ей лучше усваиваться.
  • Используйте личные ассоциации с заучиваемым. В таком случае материал будет усваиваться глубже, цепляясь за зрительные образы, которые не забудете.

Подберите свой вариант действенной техники, объясняющей, как научиться правильно запоминать большой объем информации навсегда, проще учить материал, и что делать, чтобы лучше помнить даже то, на что потрачено совсем чуть времени.

Методы быстрого освоения материала

С помощью некоторых практик мы улучшаем работу мозга, непосредственно учимся запоминать данные быстро:

  • Техника SQ3R для текстов большого формата. Подразумевает работу в несколько этапов. Сначала вы просматриваете текст, отмечая структуру, подзаголовки, введение и заключение. Формулируете вопросы к каждому подзаголовку. Читаете один пункт или главу, после еще раз задаете себе вопрос по нему и конспектируете ответ и дополнительную информацию, заглядывая в текст. Так проделываете со всем материалом. В конце повторяете текст по получившемуся конспекту [4].
  • Повторяйте основную информацию, которую нужно запомнить, в начале и в конце занятия. Та часть материала, которая приходится на середину учебы, усваивается хуже всего.
  • Чтение вслух. Запоминать информацию таким образом можно в два этапа. Прочтите вслух необходимый текст и запишите свой голос, а затем прослушайте два-три раза. Звучание собственной речи запоминается хорошо.
  • Метод Фейнмана для углубления уже знакомого материала. Сначала тезисно запишите, что уже знаете. Найдите информацию, проверьте, и заполните пробелы если таковые будут. Запишите новое понятным языком. Перечитайте свой конспект, мысленно связывая все части воедино. Повторите вслух, не заглядывая в записи.
Работа над ошибками
  • Работа над ошибками – проверенный способ восстановить или выучить то, что не доучили. Разбирая собственные ошибки, вы лучше запоминаете материал, ориентируясь на личный опыт.

Методики запоминания информации универсальные, но у каждого человека есть своя схема и правила быстрого освоения материала. Попробуйте несколько различных способов, определившись с тем, который покажет результат конкретно для вас.

Советы психологов по улучшению памяти

Кроме конкретных систем и способов быстрого запоминания информации по алгоритмам, в психологии есть общие советы, как улучшить работу мозга, а вместе с ней – и цепкость памяти.

Придерживайтесь 6 правил, и ваша память вскоре станет заметно лучше:

  • Никаких перегрузок. Провалы в памяти часто связаны с чрезмерной усталостью, истощенностью организма. Вредны как физические, так и интеллектуальные перегрузки. Давайте себе время, чтобы передохнуть, переключайте себя, меняйте тип мышления.
  • Правильное питание. Употребление витаминов и минеральных веществ, обеспечивающих работу мозга, дает для памяти органический ресурс. Положительно на способности запоминать сказывается преобладание овощей, фруктов и рыбы в рационе. В то же время, как избыток сладкого, фаст-фуд, жирная пища с твердыми жирами, наоборот – ухудшают способности.
Книга улучшает работу мозга
  • Бумажные книги – источник доступной для восприятия информации. Причем речь идет не столько о книгах, сколько о чтении с листа бумаги. Использование такого метода ускоряет восприятие информации на 30% и повышает внимательность. В книге структура текста воспринимается лучше, запоминается и место расположения заинтересовавшего места на странице.
  • Здоровье – прежде всего. Своевременно лечите соматические и психологические болезни и отклонения. Они негативно влияют на способность человека запоминать. Спите вволю [5]: в период сна мозг дообрабатывает информацию, раскладывая ее на «долгое хранение».
  • Откажитесь от вредных привычек. Злоупотребление алкоголем, курение, парение, даже чрезмерная любовь к сладкому крайне сильно вредят мозгу, а значит, и памяти. Употребление подобных веществ провоцирует нехватку кислорода для мозга. Попутно развиваются сердечно-сосудистые заболевания, что приводит к ухудшению когнитивных функций.
  • Физические нагрузки обязательны. Регулярные тренировки улучшают память в любом возрасте [6]. Полезно размяться непосредственно перед началом интеллектуального труда. Пока вы занимаетесь физическими упражнениями, усиливается кровообращение и мозг напитывается кислородом.

Если вы ищите способ, как быстро выучить всю информацию, освоить материал, если что-либо не запоминается, а у вас плохая память, то в первую очередь стоит обратить внимание именно на эти советы.

Изменив свой образ жизни так, чтобы мозг находился в комфортных, физиологических условиях, вы повысите уровень своих когнитивных способностей.

Если достигнутый результат не впечатляет, обратитесь к специалистам. Разработаны комплексные методики терапевтического воздействия, которые помогают углубить ресурсы мозга. И учат человека использовать весь доступный резерв.

Вихревые поля для памяти

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Steffener, Jason et al. “Quantifying neural efficiency and neural capacity across the brain during a working memory task using a quadratic model of neural-cognitive relationships.” The European journal of neuroscience 54,9 (2021).
  2. ^ Hendricson, William D, and John H Kleffner. “Assessing and helping challenging students: Part One, Why do some students have difficulty learning?.” Journal of dental education 66,1 (2002): 43-61.
  3. ^ Roozendaal B, McGaugh JL. Memory modulation. Behav Neurosci. 2011 Dec;125(6):797-824.
  4. ^ Parker, Z, and E Stewart. “School consultation and the management of obsessive-compulsive personality in the classroom.” Adolescence 29,115 (1994): 563-74.
  5. ^ Ackermann, Sandra, and Björn Rasch. “Differential effects of non-REM and REM sleep on memory consolidation?.” Current neurology and neuroscience reports 14,2 (2014): 430.
  6. ^ Young, Jeremy et al. “Aerobic exercise to improve cognitive function in older people without known cognitive impairment.” The Cochrane database of systematic reviews ,4 CD005381. 22 Apr. 2015.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×