Заикание на согласные
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Заикание – встречающийся у 2-4% всех детей на планете дефект речи, который начинает развиваться вместе с формированием речи в 2-4 года. Проявлений у логоневроза может быть несколько: повторение первого слога или полностью слова, запинки в речи и повторение звонких или глухих согласных. Последний вариант часто сопровождается также проблемами с их артикуляцией. [1]
Если проблемы с речью проявились, то важно понимать, что делать при заикании на согласные буквы, чтобы не ухудшить ситуацию.
Содержание статьи:
Причины
Такая особенность речи, как заикание на согласные, возникает под воздействием внешних обстоятельств. При этом логоневроз развиться может не у всех, для этого должны быть предрасполагающие факторы.
Причинами, которые могут спровоцировать появление заикания на глухие или звонкие согласные, являются:
- Травмы головного мозга, приведшие к органическим нарушениям.
- Сильное истощение нервной системы из-за длительного стресса.
- Задержка речевого развития.
- Заболевания органов, участвующих в артикуляции.
- Психотравмы.
- Неправильное отношение к ребёнку в семье.
- Подражание заикающемуся близкому.
- Одновременное изучение двух языков. [2]
- Чрезмерное количество речевого материала, который необходимо быстро освоить.
Предрасполагающими факторами являются:
- Невротические проблемы родителей, проявившиеся до или во время беременности. Это может быть как курение, алкоголизм, наркомания, так и инфекционные заболевания, поражающие нервную систему.
- Повышенная раздражительность или пугливость ребёнка от природы.
- Поражения головного мозга, развившиеся в период вынашивания или в первые годы после рождения.
- Задержка речевого развития.
- Наследственное влияние. Спровоцировать заикание могут не только родители с этим дефектом речи, но и имевшие задержку речевого развития.
Симптомы
Основным симптомом появившейся проблемы является спотыкания ребёнка на произнесении согласных звуков. На первых этапах развития заикания малыш может именно спотыкаться, останавливаться перед сложными для него звуками, но постепенно это перерастёт в их неоднократное повторение в потоке речи.
Заикание может распространяться на все согласные звуки или затрагивать только одну из группы: звонкие или глухие.
Дополнительно проявляется ещё ряд физических и психологических симптомов:
- Вставка в речь дополнительных звуков или замена сложных парными, более простыми.
- Напряжение мышц вокруг рта, спазмирование некоторых мышц артикуляционного аппарата.
- Блокировка голоса на несколько секунд. Из-за этого в речи сначала появляются запинки, а потом и повторы.
- Постепенное увеличение количества повторов и звуков, которые вызывают трудности.
- Молчаливость, старание всеми силами избегать необходимости говорить.
- Низкая самооценка, ощущение отличия от окружающих и нормы.
- Выраженный страх выступлений.
- Проблемы с построением взаимоотношений с другими людьми.
Диагностика
Заикание на глухие или звонкие согласные может быть вызвано различными причинами, а лечение подбирается всегда строго индивидуально, поэтому диагностика – важнейший этап для успеха дальнейшей терапии.
При обращении к неврологу или логопеду будут не только проведены стандартные тесты для выяснения уровня развития заикания, но и назначено полное обследование. Оно включает в себя консультации у ряда специалистов: психолога, невролога, логопеда. И прохождение аппаратных исследований, которые покажут, влияет ли на возникновения заикания особенности строения мозга или артикуляционного аппарата, или это психологическое явление.
В дополнение к консультациям с врачами ребёнку стоит пройти:
- Видео ЭЭГ. Мониторинг позволит определить, как функционируют участки мозга, ответственные за речь, и как это проявляется при попытке говорения.
- МРТ проводят в сложных случаях, когда ребёнок перенёс травмы головного мозга или инфекционные заболевания, его затрагивающие.
- ЗВП и ССВП проводятся дополнительно, для выявления всех аспектов возникшей патологии.
Лечение
Хотя заикание и проявляется одинаковыми симптомами у каждого ребёнка с небольшими вариациями, но универсального способа избавиться от него не существует.
Следует помнить, что логоневроз – это не болезнь, а особенность работы мозга, нервной системы и артикуляционного аппарата. Избавиться от дефекта речи возможно только влияя на все эти аспекты образом, подходящим конкретному ребёнку.
Врач тщательно изучает результаты обследований, причины возникновения заикания и разрабатывает индивидуальную комплексную терапию, в которую могут входить:
- Занятия с логопедом. Специалист полностью заново учит произносить звуки.
- Работа с психологом один на один и вместе с родителями.
- Приём медикаментов, если причиной стали изменения в работе головного мозга.
- Физиотерапия. Могут быть назначены различные процедуры, но наиболее эффективными из них являются транскраниальная магнитная стимуляция, вихревые магнитные поля, биорезонанс, КВЧ, БОС терапия.
- Массажи различных видов. Специальная лечебная физкультура и логоритмика.
Поэтому при прохождении терапии им придётся активно участвовать в процессе, корректировать своё общение с малышом и выполнять определённые упражнения не только на занятиях с логопедом, но и дома.
Коррекция
При проработке заикания на согласные сегодня используется комплексный подход, сочетающий в себе лечебно-оздоровительные процедуры и психолого-педагогическую работу.
Логопедические коррекционные занятия для детей, имеющих заикание на глухие и звонкие согласные, проходят в несколько этапов:
- Подготовительный. Создаётся доброжелательная и щадящая атмосфера. Значительно ограничивается речь ребёнка, при этом ему предоставляются образцы правильной речи с очень чётким и понятным примером артикуляции.
- Тренировочный. Прорабатывается проблема ребёнка. Одновременно с устранением заикания прорабатываются разные версии речи: шёпот, ритмическая, вопросно-ответная, повторяющая. Занятия строятся на соединении речевой деятельности и дел, развивающих мелкую моторику. Постепенно из работы один на один с логопедом ребёнок выводится в новые обстоятельства: класс, группу, общественные места – для закрепления наработанного навыка в щадящих условиях рядом со специалистом.
- Заключительный. Проводятся занятия на автоматизацию правильной речи, проигрываются различные ситуации, в том числе и вызывающие беспокойство у ребёнка, чтобы при столкновении с ними в реальной жизни он не вернулся к заиканию.
Правильно выстроенные занятия с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку обеспечат значительный прогресс уже в первые месяцы работы с логопедом.
Профилактика
В большинстве случаев возникновение заикания на согласные связано с реакцией психики ребёнка на внешние раздражители. Именно поэтому профилактика этого дефекта речи включает в себя не специальные действия, а советы психологов по выстраиванию отношений с ребёнком. [4]
Психологи советуют, выстраивая отношения с заговорившим и понимающим речь ребёнком, обращать внимание на следующие моменты:
- Используйте при разговоре с малышом плавную, негромкую, ритмичную речь, чётко артикулируйте звуки. Он учится, наблюдая за вами и копируя. Чаще просите и его говорить медленнее.
- Делайте паузы в своей речи, позволяя ребёнку не торопиться с высказыванием. Не начинайте говорить сразу после того, как он закончит, оставьте возможность не торопиться, подумать и сказать что-то ещё. Не заполняйте каждую секунду разговором, чтобы у малыша не создавалось впечатление, что ему надо спешить, чтобы успеть высказать всё, что ему хочется.
- Старайтесь выстраивать речь с меньшим количеством вопросов и команд, превращая их в мотивирующие на действия комментарии. Сама необходимость быстро ответить на заданный вопрос может давить на ребёнка с маленьким запасом слов и только выстраивающимся навыком правильной артикуляции.
- Выстраивайте диалог так, чтобы провоцировать ребёнка на речь не в качестве быстрого ответа, а как результат размышлений. Формируйте вопросы через фразы: «Как ты думаешь? Давай…, Как насчёт …». Это позволит ему, по желанию, ответить кратко или развёрнуто и даст понять, что у него есть время подумать.
- Слушайте ребёнка, не перебивая, иногда повторяйте часть того, что он сказал. Малыш должен понимать, что его слова значимы, на них обращают внимание, к ним внимательны, тогда он будет стараться говорить более правильно и чётко.
- Выделяйте время исключительно для ребёнка, бесед и общения с ним так, чтобы ни на что не отвлекаться, включая гаджеты или разговоры с другими членами семьи. Это покажет малышу его значимость и обеспечит психологический комфорт.
- Учите на своём примере справляться с сложными и пугающими ситуациями, показывайте, что нет ничего непреодолимого, а на необычные обстоятельства стоит реагировать спокойно.
Список использованной литературы:
- ^ Lawrence M, Barclay DM 3rd. “Stuttering: a brief review.” Am Fam Physician. 1998 May 1;57(9):2175-8. PMID: 9606307.
- ^ Gkalitsiou Z, Byrd CT, Bedore LM, “Taliancich-Klinger CL. Stuttering on function words in bilingual children who stutter: A preliminary study.” Clin Linguist Phon. 2017;31(10):791-805. doi: 10.1080/02699206.2017.1324917. Epub 2017 Jun 30. PMID: 28665756.
- ^ Laiho A, Elovaara H, Kaisamatti K, Luhtalampi K, Talaskivi L, Pohja S, Routamo-Jaatela K, Vuorio E. “Stuttering interventions for children, adolescents, and adults: a systematic review as a part of clinical guidelines.” J Commun Disord. 2022 Sep-Oct;99:106242. doi: 10.1016/j.jcomdis.2022.106242. Epub 2022 Jun 16. PMID: 35751980.
- ^ Belyk M, Kraft SJ, Brown S. “Stuttering as a trait or state — an ALE meta-analysis of neuroimaging studies.” Eur J Neurosci. 2015 Jan;41(2):275-84. doi: 10.1111/ejn.12765. Epub 2014 Oct 28. Erratum in: Eur J Neurosci. 2017 Feb;45(4):622-624. doi: 10.1111/ejn.13512. PMID: 25350867.