Нейропсихологический симптом

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихология активно изучает связь между работой отдельных участков головного мозга и человеческим сознанием, точнее — высшими психическими функциями, развитие которых и формирует личность.
Нейропсихологическая модель взаимосвязанности явлений подразумевает, что из-за негативного воздействия внешних факторов или изначально неправильного развития возможно нарушение в работе факторов, что проявляется специфическими симптомами. [1]
Содержание статьи:
Нейропсихологические термины
Для того чтобы лучше понимать и обозначать связь между высшими психическими функциями и работой участков головного мозга, нейропсихологи ввели целый ряд специфических терминов.
Высшие психические функции, которые ещё столетие назад связывали с душой, а не с приземлённой работой главного человеческого органа, сегодня определяются как сложные функциональные системы, развившиеся под влиянием социальной жизни. [2] При этом по способу функционирования они являются производными и сознательными. Человек добровольно развивает и усиливает их. Однако возможность это сделать даёт правильная работа одной или нескольких частей мозга.
Разнообразное, но закономерное возникновение групп симптомов позволяет точнее определить характер нарушений мозговой активности с учётом локализации поражения. Это, в свою очередь, даёт основание для выделения определённых синдромов. Исходя из их анализа, формируются подходы к нейропсихологической диагностике и терапии.
Основные нейропсихологические симптомы
Из-за невероятной сложности устройства человеческого сознания и слабой изученности структуры головного мозга сегодня выделяют сотни отдельных признаков возникновения патологий и отклонений от правильного развития и функционирования этого важного органа. При этом учёт всех вариантов нейропсихологических симптомов, какие бывают при разных повреждениях, — это путь к созданию качественной классификации.
Сегодня наука пришла к выводу, что нейропсихологические симптомы подразделяются на:
- Первичные. Возникают как следствие повреждения отдела мозга или постепенного отмирания клеток в конкретном месте. Наиболее выраженные и легко определяемые. Часто не поддаются коррекции.
- Вторичные. Возникают, как последствия первичных из-за влияния поражённой части органа на деятельность здоровых участков. Вторичные нейропсихологические симптомы вытекают из первичных и при правильно разработанной программе коррекции и реабилитации могут быть скорректированы или уменьшены.
Для того чтобы систематизировать симптомы и определить их принадлежность к синдромам, при появлении нового проводится:
- Поиск специфических черт конкретного симптома, отличающих его от похожих при поражении других психических функций. Два проявления болезни, на первый взгляд выглядящих одинаково, могут в корне отличаться по сути своего происхождения.
- Поиск общих черт для разных симптомов. Это помогает объединить их в синдром, указывающий на повреждение конкретного участка мозга.
- Выявление причины, которая спровоцировала развитие конкретного симптома. И возможность его компенсации за счёт других отделов мозга, выполняющих похожую функцию.
Нейропсихологические факторы
Когда учёные занялись описанием механизмов работы головного мозга и связей между его структурами и высшими психическими функциями, они ввели термин нейропсихологический фактор. Этот термин помогает объяснить, как конкретная группа нейронов влияет на психическую функцию, а при её нарушении — указывает на возможную зону поражения, опираясь на характерные симптомы.
Наука выделила факторы, реализуемые при здоровой работе мозга:
- Модально-специфические. Описывают работу корковых отделов, отвечающих за анализ поступающей извне информации различными способами. Это первая группа, которую начали изучать в рамках нейропсихологии. Задействованы при этом вторичные поля коры больших полушарий, прилегающие к ядрам сенсорных анализаторов. При повреждениях этих зон наблюдаются нарушения в восприятии и памяти, касающиеся зрительной, слуховой, двигательной и тактильной информации. Сенсорные сигналы поступают, но мозг не способен их распознать, обработать или соотнести с предыдущим опытом.
- Модально-неспецифические. Эта группа связана с работой срединных неспецифических структур мозга. При нарушении их функций могут возникать трудности с произвольным вниманием, памятью, наблюдаются признаки адинамии, а также замена осмысленного поведения на стереотипное. Степень и характер проявлений зависят от локализации нарушений или недоразвития соответствующих тканей.
- Общемозговые. Они отражают общее состояние систем, обеспечивающих жизнедеятельность мозга: кровоснабжение, обмен веществ, насыщение кислородом и питательными веществами. В отличие от других, эти факторы влияют на все психические функции одновременно. Исследование этой категории пока находится на начальной стадии, однако её значение очевидно.
- Связанные с глубинными подкорковыми полушарными структурами. Современные исследования доказали, что повреждение этой части мозга также приводит к формированию группы синдромов, хотя ранее считалось, что это особенность только коры. Повреждения миндалины, гиппокампа, таламических и гипоталамических образований приводят к формированию синдромов со специфическими симптомами, которые ещё предстоит изучить.
- Межполушарное взаимодействие. Их работа зависит от состояния мозолистого тела и других структур, соединяющих полушария. Они важны для психических процессов, в которых участвуют оба полушария. Важность факторов этого типа показало исследование пациентов, страдающих от «расщепления мозга», то есть прерывания связей между полушариями в верхних или глубинных отделах органа. При этом у детей с недоразвитием комиссур симптомы проявляются не такие, как у взрослых, переживших повреждение сформированных связей.
- Полушарные. Эти факторы описывают деятельность полушарий в целом, а не отдельных их участков. Интерес к ним вырос с развитием исследований мозговой асимметрии. Изучение этой группы помогает понять, как правое и левое полушария по-разному вовлечены в формирование высших психических функций, особенно связанных с речью.
- Факторы ассоциативных областей коры. Эти зоны обеспечивают взаимодействие различных анализаторных систем и обрабатывают информацию, прошедшую первичную сенсорную переработку. Их нарушения приводят к разным типам когнитивных расстройств, в зависимости от локализации повреждений. При поражении лобных областей наблюдаются трудности с программированием действий и контролем, при нарушении височно-теменно-затылочной зоны — проблемы с симультанным анализом и синтезом на образном и вербально-логическом уровнях. [3]
Факторы обладают определённой автономностью. Нарушение, даже серьёзное, одного из них не сказывается на работе остальных, за исключением нескольких специфических случаев.
Редкие нейропсихологические поражения
За прошлые десятилетия учёные значительно продвинулись в вопросах изучения мозга, особенно в том, что касается симптомов и причин, их вызывающих. Нейропсихолог, проведя тестирование и определив, что человек не может читать или анализировать информацию о том, что увидел, может поставить точный диагноз и указать, в какой именно части мозга локализуется поражение.
В последние годы были определены несколько необычных синдромов, сопровождающихся редкими и нетипичными симптомами, которые ранее даже не воспринимали, как отклонения в работе психических функций:
- Соматопарафрения. Пациент начинает утверждать, что одна из конечностей принадлежит не ему, а другому лицу. При этом человек искренне верит в этот факт даже после попыток неврологов и психиатров продемонстрировать, что он управляет этой частью тела. В большинстве выявленных случаев пациенты отказывались от левой руки, однако встречались и более экзотические варианты.
- Редупликативная парамнезия. [4] Ранее эта болезнь относилась к психиатрическим диагнозам, но новые исследования подтвердили, что причиной бредовых убеждений становится повреждение мозговых тканей. Человек твёрдо убеждён, что его знакомый или родственник – другой, чужой человек. Иногда симптомы усиливаются, и тогда пациенты начинают утверждать, что многие из их окружения заменены неизвестными двойниками.
- Аутотопагнозия. У многих пациентов симптомы развиваются на фоне прогрессирования синдрома Альцгеймера. Человек не воспринимает свои конечности, не может показать, где они находятся, с трудом определяет их положение в пространстве относительно друг друга.
Список использованной литературы:
- ^ Pliskin NH, Capelli-Schellpfeffer M, Law RT, Malina AC, Kelley KM, Lee RC. “Neuropsychological symptom presentation after electrical injury.” J Trauma. 1998 Apr;44(4):709-15. doi: 10.1097/00005373-199804000-00027. PMID: 9555847.
- ^ Saltykov AB. “Vysshie psikhicheskie funktsii i sistemyĭ analiz povedeniia v usloviiakh neopredelennosti [Higher mental functions and the systems analysis of behavior under conditions of uncertainty].” Usp Fiziol Nauk. 1999 Oct-Dec;30(4):39-49. Russian. PMID: 10612187.
- ^ Goldberg E, Bougakov D. “Neuropsychologic assessment of frontal lobe dysfunction.” Psychiatr Clin North Am. 2005 Sep;28(3):567-80, 578-9. doi: 10.1016/j.psc.2005.05.005. PMID: 16122567.
- ^ Diamantaras AA, Blondiaux E, Schumacher R, Müri RM, Blanke O, Heydrich L. “The neuropsychology and neuroanatomy of reduplicative paramnesia.” Cortex. 2023 Oct;167:12-24. doi: 10.1016/j.cortex.2023.06.006. Epub 2023 Jul 10. PMID: 37515831.