Нейропсихологическая диагностика дисграфии

Нейропсихолог, стаж - 11 лет;
Детский нейропсихолог;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дисграфия — частая причина затруднений в обучении у младших школьников. Обычно её признаки становятся заметны уже в первом классе, когда дети начинают осваивать письмо. [1] По мере повышения требований к письменной речи проблема может усугубляться, что требует своевременного вмешательства. Причины появления дисграфии разнообразны, и подход к её выявлению и коррекции должен быть комплексным.
Содержание статьи:
Дисграфия: особенности нарушения
Чтобы диагностика дала результаты и привела к выбору правильного метода нейропсихологической коррекции, нужно понять суть дисграфии, знать её формы и характеристики. Она представляет собой нарушение письменного процесса, сопровождающееся нетипичными ошибками с частыми их повторами.
Дисграфия — это не следствие незнания правил правописания или недостаточной подготовки по русскому языку. Речь идёт о специфическом сбое в работе тех участков мозга, которые обеспечивают письменную речь. Ошибки, характерные для дисграфии, неслучайны и не «ленивые» — они связаны с нарушением механизмов обработки информации, в том числе зрительной, слуховой и моторной.
Причины возникновения
Факторы, влияющие на формирование дисграфии, могут быть как биологическими, так и социально-психологическими.
Вот основные из них:
- Нарушения развития мозга в период внутриутробного формирования или в раннем постнатальном периоде;
- Инфекции во время беременности, а также воздействие токсических веществ (алкоголь, лекарства, курение);
- Роды с осложнениями, включая гипоксию, травмы, асфиксию;
- Перенесённые ребёнком заболевания центральной нервной системы, такие как менингит или энцефалит;
- Недостаточная речевая среда, педагогическая запущенность;
- Ситуации билингвизма — когда ребёнок сталкивается с двумя языками одновременно, не освоив родной;
- Хронический стресс или нестабильный эмоциональный климат в семье;
- Наследственная предрасположенность.
Виды дисграфии
Существует несколько форм дисграфии, каждая из которых имеет свои особенности и требует индивидуального подхода:
- Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в виде странных перестановок и смешений: ребёнок может писать «при шёл» вместо «пришёл» или сливать слова в одно — «маманапекла». Часто встречаются пропуски, перестановки и добавления букв.
- Оптическая форма. Связана с затруднением в зрительном распознавании букв. Буквы путаются по форме (м-н, п-т, ж-ш), иногда «зеркалятся» — «дом» становится «мод». Такие дети могут плохо ориентироваться в пространственном расположении букв и строк.
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнку сложно различать и правильно воспроизводить звуки, особенно сходные по звучанию. [3] То, что он слышит, он и пишет: «доктр» вместо «доктор», «сабака» вместо «собака».
- Фонематическая дисграфия. При этой форме нарушена способность к различению фонем — звуков родного языка. В речи ребёнок может говорить правильно, но на письме заменяет одни звуки другими, схожими по звучанию: «стол» — «стол», «вода» — «фата».
- Аграмматическая. Характерна неправильным построением слов и предложений. Например, ребёнок может путать окончания, склонения, неправильно использовать уменьшительно-ласкательные формы: «у девочка был кукла» вместо «у девочки была кукла».
- Моторная. Проявляется в виде неразборчивого, неровного письма, сложностей с соблюдением строки, интервалов, копированием текста. Часто связана с недостаточным развитием мелкой моторики или особенностями сенсомоторной координации.
Диагностика
При диагностике дисграфии важно действовать комплексно, используя в том числе нейропсихологический подход.
Основные этапы работы с детками:
- Сбор анамнеза. [4] Беседа с родителями или взрослыми представителями малыша. Получение ответов на вопросы об истории развития ребёнка (в том числе внутриутробного), его навыках чтения и письма, а также о предшествующих обучающих действиях. Выявление других речевых или учебных нарушений, например, дислексии.
Для диагностики обязательно привлекают невролога и клинического психолога. На первом этапе для получения максимума информации часто дополнительно назначают ЭЭГ, МРТ и другие, в зависимости от состояния маленького пациента.
- Наблюдение за ребёнком. Поведение малыша во время выполнения заданий — его концентрация, уровень тревожности, мотивация и реакция на ошибки важны для дальнейшей коррекции. Обязательно наблюдение за способностями в контексте группы сверстников.
- Оценка уровня развития речи. Исследование фонематического восприятия: тесты на различение звуков, сегментацию слов, фонематический анализ и синтез. Анализ грамматической структуры и лексического запаса: оценка разнообразия и сложности используемой речи.
- Проведение нейропсихологического тестирования. Стандартизованные тесты: направлены для оценки уровня нарушений в письме, восприятии и анализе звуков, а также сразу для выявления специфических трудностей. Тесты на память и внимание: оценка рабочих и долговременных функций памяти, внимательности и способности к концентрации.
- Анализ письменной речи. Проверка образцов письма — школьных тетрадей и диктантов для выявления типичных ошибок, которые могут указывать на дисграфию (замены, пропуски, перестановки букв). Оценка скорости, аккуратности и читаемости письма. [5]
- Интерпретация результатов. Сравнение с нормативными данными. Определение типа и степени дисграфии на основе собранной информации и результатов тестирования.
- Разработка рекомендаций. Составление индивидуальной программы восстановления. Определение подходящих методов коррекции и реабилитации, таких как занятия с логопедом, нейропсихологом и работа с родителями. Разработка рекомендаций для учителей о подходах к работе с ребёнком в классе.
Нейропсихологические тесты для диагностики
Вот несколько нейропсихологических тестов, которые используют при диагностической работе с детьми, имеющими сложности с письменной речью:
- Тест на копирование. Ребёнку предлагается скопировать геометрические фигуры или буквы. Цель — оценка визуально-пространственных навыков и моторных функций.
- Тест на диктовку. Ребёнок должен записать текст, продиктованный специалистом. Тест позволяет оценить уровень орфографических и грамматических навыков.
- Тест на чтение вслух. Ребёнок читает заданный текст вслух, что позволяет оценить фонематическое восприятие и уровень чтения.
- Тест на написание под диктовку. Ученик записывает слова или предложения, продиктованные взрослым. Цель — оценка уровня автоматизации письма и орфографических навыков.
- Тест на фонематическое восприятие. Маленькому пациенту предлагается определить, какие слова начинаются или заканчиваются на одинаковые звуки. Цель — оценить способность различать звуки в словах.
- Тест на графомоторные навыки. Ребёнок выполняет задания на развитие мелкой моторики, такие как рисование линий, фигур и букв. Цель — оценить уровень развития моторных навыков, необходимых для письма.
Также применяют следующие авторские методики:
- Методика Пылаевой, Цветковой и Ахутиной. Используют для диагностики разных нарушений, в том числе и дисграфии. Методика помогает установить реальную картину имеющегося дефекта. Состоит из 18 проб, проводимых в определённой последовательности.
- Узнавание «зашумлённых» изображений. Известная методика Александра Романовича Лурии, направленная на выявление особенностей зрительного восприятия и его проявлений в действительности. Пациенту дают листок, на котором изображён некий перечёркнутый предмет. Задача – назвать его и обвести по контуру.
- Незавершённые изображения. Деткам предлагают картинки с незаконченными изображениями. Им необходимо дорисовать то, что они видят, и назвать этот объект.
- Тест Бернштейна «узнавание фигур». Проводят для оценки навыка зрительного запоминания и установления реального объёма памяти. При работе с детками используют специальные карточки.
Коррекция
Коррекционная работа с детками, имеющими дисграфию, включает в себя несколько подходов и методов.
Чаще всего используют следующие варианты решения проблемы:
- Нейропсихологическая коррекция. Разработка индивидуальных программ, направленных на развитие необходимых когнитивных навыков, таких как внимание, память, произвольность. Использование игрушек и игр для тренировки мелкой моторики и пространственного восприятия.
- Логопедическая работа. Индивидуальные занятия с логопедом для коррекции звуковой и орфографической стороны речи. Специальные упражнения для улучшения фонематического восприятия и слухового анализа.
- Графомоторные упражнения. Регулярные занятия на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, игры с мелкими предметами). Упражнения на выработку правильного хвата карандаша, развитие координации движений.
- Использование специальных тетрадей и материалов. Обучение письму с помощью тетрадей с прописными буквами или в клеточку, что помогает правильно формировать буквы. Использование цветных маркеров или карандашей для более лёгкой визуализации написания.
- Игровые методы. Игры, направленные на развитие фонематических и графических навыков, могут сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
- Работа с родителями. Информирование и консультации о том, как поддержать ребёнка в домашних условиях. Важно создавать позитивную атмосферу для обучения.
Список использованной литературы:
- ^ Haberfehlner H. и соавт. “Ready for handwriting? A reference data study on handwriting readiness assessments.” PLoS ONE 18(3) (2023): e0282497. 2023.
- ^ Lin Y-C. и соавт. “Pen-grip kinetics in children with and without handwriting difficulties.” PLoS ONE 17(6) (2022): e0270466. 2022.
- ^ Truxius L. и соавт. “The internal structure of handwriting proficiency in beginning writers.” PLoS ONE 19(1) (2024): e0296096. 2024.
- ^ Inoue T. и соавт. “Assessing handwriting skills in a web browser: Development and validation of an automated online test in Japanese Kanji.” Behavior Research Methods 57(1) (2025): 32. 2025.
- ^ Fogel Y. и соавт. “Handwriting legibility across different writing tasks in school-aged children.” Hong Kong Journal of Occupational Therapy 35(1) (2022): 44-51. 2022.