Гиперактивность у грудничков
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них всё ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром СДВГ — дефицит внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.
Наиболее активно признаки и симптомы синдрома гиперактивности проявляются у детворы 5–6 лет, однако и у грудничков проблема возникает, поэтому маме с папой надо знать, что делать при столкновении с ней, как определить, что у малыша проблемы.
Содержание статьи:
Признаки гиперактивности у новорождённых малышей
Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорождённых детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей
В чём проявляется гиперактивность у новорождённого младенца:
- Ручки, ножки у ребёнка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
- Нарушение цикла сна. Новорождённый спит гораздо меньше, чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днём.
- Повышенный тонус мышц.
- Регулярная сильная рвота при кормлении.
- В месяц гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
- Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
- Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
- Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
- Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.
Создать комфортные условия для ребёнка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому, если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как её скорректировать даже в столь юном возрасте.
Причины развития
Проявление симптомов гиперактивности у новорождённого младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:
- Генетика. Синдром часто передаётся по наследству. Шанс на это невысок.
- Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
- Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
- Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
- Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребёнок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
- Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребёнка – каждая из этих причин негативно влияет на новорождённых.
- Постоянно напряжённая обстановка в семье, стрессы.
- Отравление тяжёлыми металлами.
Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорождённого, однако это не обязательно.
Стоит ли лечить?
Диагностика гиперактивности у новорождённых детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.
Не стоит переживать, если:
- Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
- При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
- Ребёнок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
- В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.
В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.
Как лечить?
Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, лечится ли гиперактивность у детей столь юного возраста и как её лечить.
Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идёт на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:
- Лёгкий специальный массаж в одно и то же время незадолго до наступления времени сна.
- Регулярные ванночки с добавлением отваров расслабляющих трав.
- Избегать ограничения подвижности.
- Максимально усилить контакт с родителями. Общение с мамой и папой должны дарить ребёнку чувство спокойствия.
- Говорить при малыше ровным, спокойным голосом, часто хвалить.
- Из комнаты удаляются все опасные предметы, а на острые края и углы мебели наклеивается защита. Особенно актуальным это станет, когда ребёнок немного подрастёт и начнёт ползать.
- Полноценное питание очень важно. Идеально, если в первые 3–4 месяца будет 100% грудное вскармливание. А затем в рацион постепенно будет добавляться разнообразный прикорм соответственно возрасту.
Список использованной литературы
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
- Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р.Ж. Муха-медрахимова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2008. — 312 с.
- Зауш-Гордон Ш. Социальное развитие ребёнка. СПб.: Питер, 2004. 123 с.
- Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: дис. … д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
- Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 286 с.