Характеристика на ребёнка аутиста
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Когда в семье есть малыш с расстройствами аутического спектра (РАС), родителям приходится решать специфические проблемы. Такому ребёнку нужны курсы лечения и реабилитации, особые условия обучения, оформление инвалидности и другие мероприятия. До достижения 18 лет, потребуется периодически проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В пакет документов, предоставляемых членам комиссии, входит и характеристика, составляемая людьми, которые с ним контактирует в образовательных учреждениях.
По сути, это – описание аутичного ребёнка, школьника или дошкольника, с перечислением особенностей поведения, возможностями, с указанием проводимой с ним работы. Иногда в документ включается характеристика семейного окружения, как одного из основных факторов, влияющих на развитие аутиста.
Содержание статьи:
Для чего нужна характеристика?
Получать подобный документ на протяжении первых 18 лет жизни придётся несколько раз.
Описание состояния ребёнка от специалистов необходимо в нескольких случаях:
- прохождение комиссии для установления диагноза и разработки коррекционной программы;
- для получения и подтверждения статуса ребёнка-инвалида;
- при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу;
- в случае перевода в другое место, например, из специализированной школы в общеобразовательное учреждение.
Также подобная характеристика может быть запрошена у школы органами социальной поддержки граждан, опеки и попечения в оговорённых законом ситуациях. [2]
Что входит в готовую психолого-педагогическую характеристику на ребёнка-аутиста?
Характеристика, составляемая на ученика-аутиста, девочку или мальчика, содержит в себе информацию, касающуюся психологического состояния, умений, навыков, проявляемого характера, выявленных особенностей ребёнка.
В стандартную характеристику аутичного ребёнка, школьника или дошкольника, входят:
- полное название организации, предоставляющей документ;
- личные данные ребёнка: дата рождения, имя, фамилия, отчество, паспортные данные родителей;
- дата поступления в учреждение;
- указание результатов ранее пройденных комиссий;
- диагноз — развёрнутый, с указанием вида аутизма, степени тяжести;
- рекомендации, данные предыдущей организацией;
- описание внешности;
- психологическое состояние ребёнка на момент написания характеристики, если оно нестабильно, то описывают выявленные причины такого явления;
- выстраиваемые со сверстниками отношения;
- отношение к взрослым разной степени близости (родственникам, постоянным педагогам, малознакомым людям);
- отношение к игрушкам, предпочтения в играх, желание участвовать в ролевых играх, характерных для возраста;
- ориентировка в пространстве и собственном теле;
- социально-бытовые навыки по возрасту;
- отношение, показываемое к разным типам занятий, способность освоения новых знаний, умений;
- темп деятельности при выполнении различной деятельности, при помощи со стороны, в группе;
- физическое развитие;
- динамика формирования моторных, речевых, интеллектуальных навыков.
Образец характеристики на ребёнка-аутиста (дошкольника или школьника) для ПМПК
При составлении документации подобного рода стоит учитывать, что в каждом регионе могут быть свои нормы и требования к указываемой информации и оформлению бланка. К тому же в типовые образцы и рекомендации вносятся коррективы в соответствии с действующими правовыми актами. Поэтому непосредственно перед написанием, стоит запросить свежий образец оформления из ПМПК.
Образец психологической характеристики на ребёнка с аутизмом включает в себя ряд подразделов.
Заглавие
1. Полное название учреждения, в котором обучается ребёнок.
2. Ф.И.О. и дата рождения: Иванов Иван Алексеевич, 05.05.2015 г.
3. Поступил в … (тип учреждения) из семьи …(дата официального зачисления). Заключение ОПМПК от … (дата): диагноз указывается полностью совпадающим с первоначальным сопроводительным документом.
4. Обучение проводится по специальной адаптированной программе (код программы). Форма обучения: групповая или индивидуальная.
Изменения в состоянии
5. За прошедший период выявлена положительная динамика по нескольким направлениям:
- Расширился список знания о себе и о мире. Мальчик знает своё имя и откликается на него, может назвать имена родителей, называет предметы окружающего мира, которые использует постоянно.
- Знает и выделяет предметы по подтемам.
- Любознательность на низком уровне. К самостоятельному изучению окружающего мира не стремится.
- Навыки самообслуживания сформированы не полностью.
Моторика
6. Наблюдается нарушения координации движений. Слабо сформированы моторные навыки, мелкая моторика не развита. Неловок, затрудняется повторить движения взрослых людей. Ведущая рука – правая.
7. Функция речи. Экспрессивная речь сформирована слабо. Воспроизводит отдельные звуки, слова. Эмоции проявляет нечленораздельным криком.
Восприятие
8. Сенсорные процессы сформированы не полностью: разделяет предметы по цвету, величине, но затрудняется разделить на группы по типу использования. Делит на тематические группы и считает, раскладывая до 4 только с помощью воспитателя.
Социальные навыки
9. Обращение в речи отсутствует. Присутствует большое количество слов и фраз – штампов. Грамматический строй речи нарушен. Личные местоимения не используются.
10. Результат деятельности достигается только при совместных действиях со взрослыми. С другими детьми контактировать резко отказывается. При попытке выполнять групповые задания ведёт себя агрессивно.
Заключения и выводы
11. Работоспособность низкая, но имеет тягу к занятиям. Обучаем.
12. Обучение и воспитание осуществляют: …
13. Еженедельно проводятся задания: …
14. Стандартная продолжительность: …
15. Образовательная нагрузка в неделю: …
Учитель – дефектолог: Ф.И.О. и подпись.
Директор образовательного учреждения: Ф.И.О. и подпись.
Список использованной литературы
- ^ «Об образовании в российской федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- ^ Петрова Екатерина Александровна. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»// Проблемы современного педагогического образования, №. 61-3, 2018, стр. 173-176.
- ^ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».