Методики диагностики ЗПР у детей
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Перед поступлением в учебное заведение в обязательном порядке проводится медицинское обследование, в которое входит проверка уровня развития ребёнка. Это позволяет уже в самом юном возрасте выявить сильные стороны и определить, есть ли врождённые или приобретённые отклонения в развитии, чтобы впоследствии их скорректировать. Программа диагностики включает специализированные тесты, позволяющие выявить детей с ЗПР (задержкой психологического развития).
Содержание статьи:
Особенности диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – частое заболевание, развивающееся в первые годы жизни ребёнка. Причины могут быть как физиологические, проявившиеся в период беременности и родов, или в первые месяцы жизни малыша, так и психологические. Часто родители задаются вопросом: диагноз ЗПР у ребёнка что это? Это отставание в развитии психических функций, которое требует своевременной диагностики и коррекции.
Часто на формирование ЗПР у дошкольников влияет какое-либо травмирующее событие в раннем детстве или некомфортная психологическая атмосфера в семье с первых дней. В таком случае, кроме специалиста-дефектолога, дополнительно, для полного устранения проблемы, необходимо будет посещать психолога, причём и ребёнку, и родителям. [1]
Полный анализ диагностики на ЗПР у детей, поступающих в ДОУ, проводит невролог и дефектолог. Он учитывает разные аспекты:
- Реакция на взаимодействие. Оценивается, как малыш воспринимает тесты, находит ли контакт с дефектологом. Выполняет ли ребёнок задания спокойно, с необходимым в его возрасте вниманием, или капризничает, постоянно отвлекается, переключается на другие виду деятельности.
- Степень развитости речи. Оценивается скорость, чистота, развитость словаря по возрасту. Сигналом станет плохо развитая речь, неспособность опознать часть фонем в слове, непонимание обращённых простых слов.
- Понимание вербального и невербального объяснения заданий. При наличии задержки психического развития ребёнок лучше понимает жесты, а не слова.
- Особенности деятельности. Реакция на ошибки, желание выполнить задание до конца при первоначальной неудаче, сосредоточенность, интерес к разноплановым заданиям, выбранные способы решения.
- Реакция на успех или неудачу. Психолог внимательно следит за проявлением эмоций до и после оглашения результатов. При чрезмерно бурной, неадекватной по возрасту реакции может быть поставлен вопрос об умственной отсталости, ведь дети с ЗПР реагируют на ситуации успеха и провала в пределах нормы.
Сегодня для детей дошкольного возраста возможна психолого-педагогическая диагностика ЗПР в онлайн-формате. Но врачи рекомендуют всё-таки обращаться к неврологу и дефектологу очно, чтобы специалист смог оценить нюансы поведения малыша. [2]
Методики диагностики ЗПР
Современные методики диагностики для детей с ЗПР учитывают особенности развития дошкольников и младших школьников в век технологий и позволяют психологу оценить сформированность основных компетенций в зависимости от норм возраста. Анализируется не только сам тест, но и то, как его проходит малыш.
Дефектолог оценивает ряд компетенций, показывающих уровень развития или отклонения от нормы:
- Память.
- Развитие речи.
- Мотивация к получению новых знаний и умений.
- Интеллектуальные способности.
- Мировосприятие.
- Внимание.
- Способность понять, запомнить и воспроизвести порядок действий.
Тест Д. Векслера
Активно использовать тесты Д. Векслера начали уже в 1939 году, когда метод показал эффективность при определении уровня психологического и интеллектуального развития маленьких детей и подростков. Позже было выделено две редакции, учитывающие особенности психо-интеллектуального развития детей на разных стадиях взросления:
- WPPSI для диагностики ребёнка до 7 лет, начиная с 2 лет, может показать признаки ЗПР.
- WISC — вариант для школьников с 6,5 до 16 лет.
К проверяемым вербальным навыкам относятся:
- Общая осведомлённость.
- Словарный запас.
- Способность запоминать и воспроизводить числа.
- Способность понимать.
- Умение находить сходство.
- Арифметика.
В проверяемым невербальным навыкам относятся:
- Сборка целого объекта из фрагментов.
- Последовательные картинки.
- Способность расшифровывать или зашифровывать определённым образом.
- Нахождение недостающих деталей.
- Конструирование блока.
Важной отличительной чертой теста Векслера является длительность проводимой проверки. Обычно её разбивают на несколько занятий, в совокупности тратя на задания 60 минут. Выполнение заданий в разное время позволяет проследить за изменениями в восприятии информации, мышлении ребёнка в динамике, в зависимости от различных внешних обстоятельств, что даёт более достоверный результат. [3]
Тест М. В. Когана
Один из самых простых и быстрых вариантов психодиагностики ЗПР, позволяющий за одно занятие и несколько заданий определить наличие отклонений в психическом развитии маленького ребёнка.
Малышу предлагают выполнить 1 простое задание. При работе используются элементарные материалы:
- Лист с таблицей, в которую внесены различные по форме и цвету геометрические фигуры. Также на нём напечатано задание.
- Карточки с отдельным изображением фигур, входящих в таблицу.
Задача ребёнка — совместить изображение в таблице и на предлагаемой карточке. При этом сходство ищется в два этапа. Отдельно по форме и отдельно по цвету.
Методика В. С. Лиепинь
Чем раньше будет определена задержка развития у ребёнка, тем выше шанс исправить патологию. Из-за этого методики обследования детей с ЗПР разрабатываются для дошкольников. Одной из таких является метод, разработанный В. С. Лиепинь. Основная задача теста – проверить умение концентрировать внимание, способность переключаться, отвлекаться.
Перед малышом выкладываются несколько рядов карточек с тремя изображениями, по 8 штук. Ребёнку даётся задание – отметить однотипные картинки. При этом необходимо это сделать тремя разными знаками. Здоровый малыш выполнит задание на 50% и выше, так как ему ещё сложно долго концентрироваться на одном задании. А вот если результат ниже 50%, то психолог предположит наличие задержки развития психики. [4]
Методы устранения ЗПР
Для того чтобы успешно и в короткий срок скорректировать ЗПР, необходимо пройти комплексное обследование, выявить не только степень задержки психического развития, но и его причину, личностные особенности ребёнка. Это позволит подобрать действенные развивающие методики для детей с ЗПР.
Как действенные методы в комплексе себя показали:
- Развивающие психолого-педагогические методики, занятия с дефектологом.
- БОС — биологическая обратная связь.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
- Специально подобранные комплексы упражнений ЛФК.
- Рефлексотерапия, физиолечение. [5]
Список использованной литературы
- ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
- ^ Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
- ^ Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
- ^ Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
- ^ Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.