г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Методики диагностики ЗПР у детей

Перед поступлением в учебное заведение в обязательном порядке проводится медицинское обследование, в которое входит проверка уровня развития ребёнка. Это позволяет уже в самом юном возрасте выявить сильные стороны и определить, есть ли врождённые или приобретённые отклонения в развитии, чтобы впоследствии их скорректировать. Программа диагностики включает специализированные тесты, позволяющие выявить детей с ЗПР (задержкой психологического развития).

Современные методики психологической диагностики детей с ЗПР позволяют выявить отклонения ещё в период посещения ДОУ с 2 до 7 лет, определить степень задержки и подобрать правильные корректирующие занятия. Благодаря этому уже к школе в большинстве случаев удаётся устранить проблему и помочь ребятам полноценно развиваться наравне со сверстниками.

Особенности диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – частое заболевание, развивающееся в первые годы жизни ребёнка. Причины могут быть как физиологические, проявившиеся в период беременности и родов, или в первые месяцы жизни малыша, так и психологические.

Часто на формирование ЗПР у дошкольников влияет какое-либо травмирующее событие в раннем детстве или некомфортная психологическая атмосфера в семье с первых дней. В таком случае кроме специалиста-дефектолога дополнительно для полного устранения проблемы необходимо будет посещать психолога, причём и ребёнку, и родителям. [1]

Особенности диагностики ЗПР у дошкольников

Диагноз ЗПР не является приговором, навсегда выделяющего малыша из сообщества сверстников. При правильной психодиагностике, индивидуальном подходе и комплексной проработке заболевания с дефектологами велика вероятность уже к поступлению в младшие классы избавиться от задержки.

Полный анализ диагностики на ЗПР у детей, поступающих в ДОУ, проводит неврлог и дефектолог. Он учитывает разные аспекты:

  • Реакция на взаимодействие. Оценивается, как малыш воспринимает тесты, находит ли контакт с дефектологом. Выполняет ли ребёнок задания спокойно с необходимым в его возрасте вниманием или капризничает, постоянно отвлекается, переключается на другие виду деятельности. 
  • Степень развитости речи. Оценивается скорость, чистота, развитость словаря по возрасту. Сигналом станет плохо развитая речь, неспособность опознать часть фонем в слове, непонимание обращённых простых слов. 
  • Понимание вербального и невербального объяснения заданий. При наличии задержки психического развития ребёнок лучше понимает жесты, а не слова. 
  • Особенности деятельности. Реакция на ошибки, желание выполнить задание до конца при первоначальной неудаче, сосредоточенность, интерес к разноплановым заданиям, выбранные способы решения. 
  • Реакция на успех или неудачу. Психолог внимательно следит за проявлением эмоций до и после оглашения результатов. При чрезмерно бурной, неадекватной по возрасту реакции может быть поставлен вопрос о умственной отсталости, ведь дети с ЗПР реагируют на ситуации успеха и провала в пределах нормы. 

Сегодня для детей дошкольного возраста возможна психолого-педагогическая диагностика ЗПР в онлайн формате. Но врачи рекомендуют всё-таки обращаться к неврологу и дефектологу очно, чтобы специалист смог оценить нюансы поведения малыша. [2]

При анализе учитываются результаты различных методик, индивидуальные особенности реакций ребёнка, отличительные черты его характера и поведения, это позволяет дать более точную оценку здоровью и поставить максимально точный диагноз, а затем подобрать эффективные в конкретном случае коррекционные занятия.

Методики диагностики ЗПР

Современные методики диагностики для детей с ЗПР учитывают особенности развития дошкольников и младших школьников в век технологий и позволяют психологу оценить сформированность основных компетенций в зависимости от норм возраста. Анализируется не только сам тест, но и то, как его проходит малыш.

Дефектолог оценивает ряд компетенций, показывающих уровень развития или отклонения от нормы:

Методики диагностики ЗПР
  • Память. 
  • Развитие речи. 
  • Мотивация к получению новых знаний и умений. 
  • Интеллектуальные способности. 
  • Мировосприятие. 
  • Внимание. 
  • Способность понять, запомнить и воспроизвести порядок действий.

Диагностические методики для детей с ЗПР различны. Перед постановкой диагноза врач применяет несколько тестов, чтобы перепроверить результат и точно определить проблемы, возникающие у малыша. Полный анализ результатов нескольких методик может показать не только степень развития ЗПР, но и её причины и варианты быстрой, комфортной для пациента коррекции.

Тест Д. Векслера

Активно использовать тесты Д. Векслера начали уже в 1939 году, когда метод показал эффективность при определении уровня психологического и интеллектуального развития маленьких детей и подростков. Позже было выделено две редакции, учитывающие особенности психо-интеллектуального развития детей на разных стадиях взросления:

  • WPPSI для диагностики ребёнка до 7 лет, начиная с 2 лет может показать признаки ЗПР.
  • WISC вариант для школьников с 6,5 до 16 лет. 

Особенностью выполнения методики Векслера с детьми для определения наличия ЗПР является многоступенчатость проверки. Каждый тест разделён на 11 субтестов, каждый из которых имеет два блока: 6 проверяющих вербальные навыки и 5 определяющих уровень развития невербальных компетенций.

К проверяемым вербальным навыкам относятся: 

  • Общая осведомлённость. 
  • Словарный запас. 
  • Способность запоминать и воспроизводить числа. 
  • Способность понимать. 
  • Умение находить сходство. 
  • Арифметика. 
Тест Д. Векслера

В проверяемым невербальным навыкам относятся:

  • Сборка целого объекта из фрагментов. 
  • Последовательные картинки. 
  • Способность расшифровывать или зашифровывать определённым образом. 
  • Нахождение недостающих деталей. 
  • Конструирование блока. 

Тест проверяет незнания об окружающим мире, а умение действовать по инструкции, логически мыслить, понимать задание, принимать решение, делать выбор из нескольких вариантов.

Важной отличительной особенностью теста Векслера является длительность проводимой проверки. Обычно её разбивают на несколько занятий, в совокупности тратя на задания 60 минут. Выполнение заданий в разное время позволяет проследить за изменениями в восприятии информации, мышлении ребёнка в динамике в зависимости от различных внешних обстоятельств, что даёт более достоверный результат. [3]

Диагноз ставится на основе совокупности подсчёта правильных и неправильных ответов на задания и результата личных наблюдений психолога за ребёнком в процессе выполнения тестов.

Тест М. В. Когана

Один из самых простых и быстрых вариантов психодиагностики ЗПР, позволяющий за одно занятие и несколько заданий определить наличие отклонений в психическом развитии маленького ребёнка. 

Малышу предлагают выполнить 1 простое задание. При работе используются элементарные материалы:

  • Лист с таблицей, в которую внесены различные по форме и цвету геометрические фигуры. Также на нём напечатано задание. 
  • Карточки с отдельным изображением фигур, входящих в таблицу.

Задача ребёнка совместить изображение в таблице и на предлагаемой карточке. При этом сходство ищется в два этапа. Отдельно по форме и отдельно по цвету.

Если у ребёнка есть задержка психического развития, то он сможет выполнить задание только на 50%, так как не сможет различить близкие по формату фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник. На основе выявленных ошибок дефектолог сможет поставить диагноз.

Методика В. С. Лиепинь

Чем раньше будет определена задержка развития у ребёнка, тем выше шанс исправить патологию. Из-за этого методики обследования детей с ЗПР разрабатываются для дошкольников. Одной из таких является метод, разработанный В. С. Лиепинь. Основная задача теста – проверить умение концентрировать внимание, способность переключаться, отвлекаться.

Методика В. С. Лиепинь

Перед малышом выкладываются несколько рядов карточек с тремя изображениями, по 8 штук. Ребёнку даётся задание – отметить однотипные картинки. При этом необходимо это сделать тремя разными знаками. Здоровый малыш выполнит задание на 50% и выше, так как ему ещё сложно, долго концентрироваться на одном задании. А вот если результат ниже 50%, то психолог предположит наличие задержки развития психики. [4]

Методы устранения ЗПР

Для того чтобы успешно и в короткий срок скорректировать ЗПР, необходимо пройти комплексное обследование, выявить не только степень задержки психического развития, но и его причину, личностные особенности ребёнка. Это позволит подобрать действенные развивающие методики для детей с ЗПР

Важно помнить, что лучшего результата можно добиться, применяя комплексный подход, одновременно работа с дефектологом, психологом и проводя дополнительное терапевтическое воздействие на формирующийся мозг ребёнка.

Как действенные методы в комплексе себя показали:

  • Развивающие психолого-педагогические методики, занятия с дефектологом. 
  • БОС — биологическая обратная связь. 
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). 
  • Специально подобранные комплексы упражнений ЛФК. 
  • Рефлексотерапия, физиолечение. [5]
Методы устранения ЗПР

Хотя осознавать, что у малыша есть проблемы, что он отличается от сверстников, тяжело, но необходимо это сделать и как можно раньше начать коррекцию. Выявленная в 2-3 года ЗПР к 7 годам и поступлению в школу уже может быть скорректирована.

Метод лечения ЗПР
Метод лечения ЗПР

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
  2. ^ Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
  3. ^ Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
  4. ^ Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
  5. ^ Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×