Нейропсихологическая коррекция при СДВГ

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Если говорить откровенно, с этим диагнозом я сталкиваюсь всё чаще — как и многие коллеги. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или проще говоря СДВГ, — это не просто «шкодливый» ребёнок или «непоседа». [1] Это вполне реальное нарушение, которое заметно влияет на то, как ребёнок думает, чувствует, взаимодействует с другими. Проявляется оно, как правило, в форме нарушенного внимания, чрезмерной активности и импульсивных поступков. Хотя бывает по-разному: иногда один симптом превалирует, а два других еле заметны.
С диагностикой, к слову, тоже не всё так просто. У нас до сих пор нет какой-то одной версии, откуда берётся СДВГ. Генетика? Конечно. Психосоциальная среда? Несомненно. Мозговые особенности, нейрофизиология? Безусловно. Но в каждом конкретном случае — свой микс. Вот почему универсального рецепта нет и быть не может.
Хотя, конечно, не у всех и не всегда результат очевиден сразу. Иногда приходится идти на ощупь, подбирать ключи. Но опыт подсказывает — шанс на изменения есть почти всегда. И это очень обнадёживает.
Содержание статьи:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы и признаки
Как понять, что у ребёнка СДВГ и нужна помощь специалиста в сфере нейропсихологии? Клинические проявления расстройства «вертятся» вокруг трёх основных признаков: невнимательность, импульсивность и гиперактивность.
В СДВГ возможен перекос в сторону какого-то одного дефекта. При расстройстве с преобладанием невнимательности дети имеют следующие особенности:
- Во время общения с родными, друзьями постоянно отвлекаются на посторонние предметы. Им сложно сконцентрироваться и внимательно слушать человека. О таких говорят «часто витает в облаках».
- Быстро переключаются с одного дела на другое, не закончив начатое. Симптом, с которым сталкивается каждый второй школьник. Но при СДВГ он проявляется на постоянной основе, независимо от окружающих условий. [2]
- Регулярно теряют личные предметы — например, дневник, карандаши, ручки, игрушки и другие предметы повседневной жизни.
- Не в состоянии хотя бы минимально себя организовать и спланировать действия на ближайшие часы.
- Слушают просьбы «вполуха». Забывают сделать то, что просили недавно. Практически никогда с первого раза не откликаются на имя.
- Не могут сосредоточиться на выполнении какой-то задачи. Если получается сконцентрироваться, удерживают внимание минимальное время.
- Часто совершают ошибки «по невнимательности». Ребёнок может быть абсолютно грамотным, но при этом делать глупые описки, оговорки.
При СДВГ с перекосом в сторону гиперактивности и импульсивности:
- Не могут длительное время находиться в состоянии покоя. В зависимости от обстановки начинают совершать какие-то движения, например, бегать по помещению, елозить на стуле, перебирать какой-то мелкий предмет в руках.
- Слишком быстро и много говорят.
- Не в состоянии ждать. Детки порой перебивают, не дослушав предложение, начинают двигаться вперёд, проталкиваясь сквозь скопление людей впереди.
- Не подумав, совершают неожиданные действия.
Нейропсихологическая диагностика детей с СДВГ
Нейропсихологический подход к диагностике и последующей коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) включает в себя несколько ключевых моментов. Отдельное внимание уделяется первому этапу – установлению реальной клинической картины. [3]
Основные этапы диагностики:
- Клиническое интервью. Сбор информации о развитии ребёнка, семейной истории, образовательных и социальных аспектах. Опрос родителей и учителей о поведении малыша в различных ситуациях.
- Стандартизированные тесты. Тестирование для оценки когнитивных функций. Тест Векслера, тест Равена, тесты на внимание и память – самые распространённые.
- Наблюдение. Анализ поведения ребёнка в различных условиях (в классе, дома, на игровой площадке). Оценка взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
- Анкеты и опросники. Использование опросников для родителей и учителей для оценки симптомов СДВГ. Анализ по шкалам, которые помогают выявить уровень проявления признаков расстройства.
- Нейропсихологическое тестирование. Оценка специфических когнитивных функций, таких как внимание, рабочая память, скорость обработки информации и другие. Использование задач, которые требуют концентрации и контроля импульсов.
- Анализ результатов. Сравнение показателей, выявленных при тестировании с нормами для конкретной возрастной группы. Интерпретация данных с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Методика нейропсихологической коррекции
В работе с гиперактивными детьми важен комплексный подход и специальные нейропсихологические упражнения. В основе современных коррекционных методик — труды советского учёного Александра Романовича Лурии. [4] Изучив его тезисы, можно узнать, что психическая деятельность осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга. Каждый из них имеет свою зону ответственности.
Первый блок – энергетический, отвечающий за нормальный уровень тонуса, необходимый для полноценного функционирования подкорковых и корковых структур головного мозга. Второй блок задействуется для работы с сенсорной информацией. Он принимает, хранит и перерабатывает поступающие данные. Третий блок – отвечает за программирование, регуляцию и контролирование деятельности.
Коррекция включает в себя комплекс упражнений, воздействующих на все важные участки головного мозга:
- Растяжки. Положительно влияют на мышечный тонус – понижают или повышают его, в зависимости от того, на каком уровне он изначально был. Это важнейший этап коррекционной работы в нейропсихологии. Так как любые изменения в тонусе способствуют нарушениям в ходе развития ребёнка. Проблемы возникают как в психике, так и физическом состоянии. Гипотонус и гипертонус имеют разные последствия и проявления. В первом случае у детей эмоциональная вялость и низкая мотивация. Процессы в нервной системе переключаются в замедленном режиме. При гипертонусе реакции на внешние раздражители разгоняются до предела – они моментально возникают и также скоро затухают. В этом случае детям намного сложнее успокоиться, расслабиться. Растяжки осуществляются последовательно — от головы и до пальцев ног. [5]
- Дыхательные упражнения. Недостаток кислорода способствует ухудшению состояния ребёнка при расстройствах. Правильно настроенное дыхание обеспечивает нормальный газообмен и улучшает кровообращение. При СДВГ упражнения помогают в развитии самоконтроля и качественной двигательной активности. Отрабатывать дыхание можно с «добавлением» других органов – глаз и языка. Программа начинается с элементарных упражнений, которым потом усложняются.
- Глазодвигательные упражнения. Способствуют улучшению восприятия окружающей действительности. Такие упражнения хорошо расширяют поле зрения и развивают полушария головного мозга, их взаимодействие между собой. Насыщают организм энергией.
- Перекрёстные телесные упражнения. Способствуют активизации вестибулярного аппарата. Положительно воздействуют на лобные доли головного мозга. При регулярном выполнении дети намного лучше чувствуют своё тело и способны его контролировать, адекватнее выражать собственные чувства.
- Функциональные упражнения. Направлены на решение трёх основных задач: развитие внимания и самоконтроля, подавление гиперактивности и импульсивности, снижение гнева и агрессии.
- Упражнения для коммуникативной и когнитивной сфер. Бывают двух видов. Индивидуальные упражнения обеспечивают дальнейшее знакомство гиперактивного ребёнка с собственным телом. Парные – направлены на налаживание контактов с другими людьми, формирование способности чувствовать, сопереживать и понимать.
Помимо упражнений, коррекция деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует выполнения курса массажа. Таким образом, физическая и психическая проработка при участии нейропсихолога проходит эффективнее. [6]
Нейроигры для детей с СДВГ
Коррекционная работа обязательно включает игровые комплексы. Многие из них по технике повторяют перечисленные виды упражнений, но проходят в непринуждённой форме и помогают задействовать дополнительные области мозга.
Вот несколько примеров игр для индивидуальной и групповой работы:
- «Море волнуется». Игра, с которой знаком абсолютно каждый. Она отлично подходит для работы с маленькими гиперактивными детьми – до трёх лет. Педагог или родитель говорит малышу бегать, прыгать и позировать, изображая растения, животных, транспорт – всё, что ему хочется. Параллельно произносит считалочку. На последних словах ребёнок должен остановиться в последней позе и удерживать своё положение до начала следующего «раунда». Играть можно индивидуально или в группе, что намного интереснее.
- «Исчезнувшие предметы». Педагог или родитель раскладывает на столе разные предметы. Даёт время на запоминание. Затем ребёнок отворачивается в сторону или ладошками закрывает лицо, а ведущий – убирает какой-то один объект. Задача – вспомнить и назвать, чего не хватает.
- «Что нового?» Подходит для групповых занятий с гиперактивными детками. Взрослый на большом листе бумаги рисует некую фигуру. Малышам нужно по очереди подойти к изображению и дорисовать то, что они считают нужным. Как только каждый выполнит действие, необходимо назвать, что изменилось в рисунке. В следующем раунде сложность задания увеличивается. [7]
- «Летает, не летает». Взрослый называет любые предметы. Если объект летает, то педагог/родитель вместе с ребёнком поднимают руки. Если не летает, то опускают. Важно предупредить маленького участника, что ему нужно думать самостоятельно, так как взрослый может однажды перехитрить его и совершить неправильное движение.
- «Руки-ноги». Ребёнок должен прыгать на месте, одновременно сводя и разводя ноги и руки. В первой части игрового упражнения необходимо в прыжке развести ноги и собрать руки над головой. Во второй части – конечности возвращаются в исходное положение.
- «Речка-берег». На полу необходимо ровно уложить верёвочку. Также подойдёт край ковра или любой другой объект, формирующий чёткую линию. Участники становятся на одной стороне – «на берегу». Взрослый называет команды «берег» и «речка». Делает он это в произвольном порядке, иногда повторяя. Задача ребят – перепрыгивать с одной стороны на другую или оставаться на месте.
- «Мама-робот». Отличное игровое упражнение для деток с СДВГ. Оно позволяет больше задействовать речевой аппарат, подключать логику, планирование. Представляем, что взрослый – робот, который совершает действия только по команде. Просим ребёнка, чтобы он научил ходить из одной комнаты в другую, делать бутерброд или что-то другое. Важно никак не мешать малышу, не советовать, как лучше поступить. Даём карт-бланш воспитаннику. По окончании игры спрашиваем, всё ли задуманное получилось, доволен ли он. Важно получить обратную связь и проанализировать игровые действия.
Список использованной литературы:
- ^ Sonuga-Barke E.J.S. и соавт. “Annual Research Review: Perspectives on Progress in ADHD Science – From Characterisation to Cause.” J Child Psychol Psychiatry 64 (4) (2022): 506–532. 2022.
- ^ Young S. и соавт. “The ADHD Assessment Quality Assurance Standard for Children and Teenagers (CAAQAS).” Neuropsychiatric Disease and Treatment 20 (2024): 2603–2628. 2024.
- ^ Rahimpour Jounghani A. и соавт. “Neuromonitoring-Guided Working Memory Intervention in Children with ADHD.” iScience 27 (11) (2024): 111087. 2024.
- ^ Tao R. и соавт. “Comparative Effectiveness of Physical Activity Interventions on Cognitive Functions in Children and Adolescents with Neurodevelopmental Disorders.” Int J Behav Nutr Phys Act 22 (2025): 6. 2025.
- ^ Dastamooz S. и соавт. “The Efficacy of Physical Exercise Interventions on Mental Health, Cognitive Function, and ADHD Symptoms in Children and Adolescents with ADHD: An Umbrella Review.” eClinicalMedicine 62 (2023): 102137. 2023.
- ^ Zheng R. и соавт. “The Therapeutic Effects of Physical Activity on Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis.” Medicine (Baltimore) 104 (16) (2025): e42063. 2025.
- ^ Lin J. и соавт. “Effectiveness of Serious Games as Digital Therapeutics for Enhancing the Abilities of Children with ADHD: Systematic Literature Review.” JMIR Serious Games 13 (2025): e60937. 2025.