Нейропсихологическая зарядка

Нейропсихологические упражнения для развития мозга – это помощь самому себе, которая необходима как детям, чьи высшие психические функции только развиваются, так и взрослым для поддержания имеющего уровня интеллектуальных способностей и постепенного его повышения.

Небольшие комплексы специализированных упражнений, повторяемые каждый день, позволят за короткое время значительно улучшить работу большинства отделов мозга, устранить слабые стороны, восстановиться после полученных травм. 

Наиболее эффективно будет подбирать комплекс упражнений совместно с нейропсихологом после прохождения диагностики. [1] Врач даст рекомендации по введению в образ жизни необходимых привычек и подберёт комплекс для эффективной зарядки с учётом индивидуальных показателей развития высших психических функций. 

Сегодня нейропсихологические упражнения для развития мозга активно применяются в работе логопедов, психологов, коррекционных педагогов, как действенный способ ускорить развитие высших психических функций у детей, имеющих особенности в этой области. Но регулярное выполнение зарядки, составленной из нейропсихологических упражнений, приносит заметные результаты и здоровым детям, и взрослым.

Особенности нейрогимнастики и нейропсихологической зарядки

Врачи рекомендуют регулярно тратить несколько минут в день на выполнение простых заданий, чтобы поддерживать и развивать интеллект, ведь результатом ежедневной зарядки станет:

  • Тренировка способности концентрироваться на конкретной задаче. 
  • Улучшение внимания, памяти, скорости мышления.
  • Улучшение межполушарных связей. [2]
  • Стабилизация эмоций, улучшение настроения. 
  • Снижение стресса, успокоение, отвлечение. 
  • Улучшение кратковременной памяти, скорости запоминания нового материала. 
  • Повышение способности к пониманию информации. 
  • Улучшение координации. 
  • Стабилизация работы центральной нервной системы. 

Преимуществом комплексов упражнений нейрогимнастики является возможность позаниматься где угодно без специального оборудования или дополнительных материалов. Это делает зарядку хорошим способом скоротать время в поездке или очереди или расслабиться и переключиться посреди рабочего дня. 

Типы упражнений для нейропсихологической зарядки

Типы упражнений для нейропсихологической зарядки

Чтобы занятия приводили к необходимому эффекту и действительно были результативными для конкретного человека, стоит подбирать комплекс после проведения нейропсихологической диагностики и общения с врачом. Нейропсихолог выделит сильные и слабые стороны, определит наиболее «опасные» зоны, требующие коррекции, и поможет собрать комплекс упражнений, который будет результативен для конкретного человека с учётом его запросов и психологических особенностей. 

Среди комплексов ежедневной нейропсихологической зарядки выделяют несколько направлений:

  • Профилактические. Применяются для улучшения показателей развития ВПФ, концентрации внимания, прокачки памяти и улучшения работы межполушарных связей. Регулярное выполнение комплекса поможет лучше учиться, качественнее и креативнее работать и снизит показатель психической усталости даже после тяжёлого интеллектуального труда. 
  • Коррекционные. Курс формируется по результатам пройденной диагностики и направлен на развитие конкретных психических функций, чьё формирование по каким-то причинам отстаёт от нормы. 
  • Реабилитационная зарядка необходима в период восстановления после полученных травм, перенесённых заболеваний, чрезмерных регулярных нагрузок, не позволяющих полноценно отдыхать и восстанавливаться. 

При составлении программы или выбора отдельных упражнений учитывают направленность игр и заданий, что позволяет сделать комплекс не только узконаправленным, но и разнообразным.

Нейропсихологическая зарядка на развитие памяти и внимания

Для развивающего воздействия на мозг используют следующие направления упражнений:

  • На развитие памяти и внимания. Для проведения используются специализированные материалы и карточки. Тренируют умение концентрировать внимание на задаче, улучшают кратковременную память различных видов, помогают лучше воспринимать информацию нетипичными и более сложными способами. 
  • Улучшающие межполушарное взаимодействие. Наиболее сложные упражнения, подразумевающие одновременное задействование обеих рук, но для выполнения различных задач. Дополнительно улучшается мелкая моторика, воображение, мышление. 
  • Развивающие мелкую моторику. Необходимость сосредоточиться на мелких движениях пальцами позволяет улучшить речь, мышление, восприятие пространства вокруг себя, укрепить межполушарные связи при задействовании одновременно двух рук. Лепка, рисование, игры с использованием пальцев дополнительно развивают воображение и творческие навыки. 
  • Кинезиологические. [3] Нейропсихологические упражнения выполняются руками, с помощью специальных движений. Комплексы движений, положений, задач позволяют улучшить управление телом, ощущение себя в пространстве, прокачивают мелкую моторику, речь, пространственное мышление. Дополнительно оказывается влияние на другие психические функции, так как при выполнении упражнений затрагиваются разнообразные участки мозга. 

Нейропсихологические упражнения для развития мозга в равной степени эффективны для совсем маленьких детей, подростков, взрослых и пожилых людей, просто на каждом этапе подбираются индивидуальные комплексы разных по сложности заданий.  

Ежедневная разминка

Основой нейропсихологической зарядки является разминка. Это всего несколько упражнений, выполняющих различные функции, что делает их универсальными.

Они помогают:

  • Взбодриться утром, перед началом рабочего дня или учебного процесса, окончательно проснуться и «запустить» работу мозга.
  • Снять накопившуюся усталость, быстро переключиться с выполнения одного типа задач на другие. 
  • Снизить показатели стресса, успокоиться и вернуться к активной работе. 
Ежедневная разминка для нейропсихологической зарядки

При этом для выполнения не понадобится дополнительное оборудование или много времени.

В разминку входят 4 основных упражнения:

  • Глоток воды. Возьмите стакан или кружку с чистой водой без добавок комфортной температуры и медленно пейте. Делайте глоток, задерживайте воду во рту, чувствуйте её вкус, температуру, текстуру, проглатывайте, а затем повторяйте процедуру. 
  • Кнопки включения. Встаньте прямо и смотрите перед собой. Одну руку положите на ключичные впадины, разместив в них большой и указательный палец. Вторую руку поместите на область пупка. Круговыми движениями помассируйте обе области, при этом водя взглядом слева направо и наоборот. Сосредоточьтесь на ощущениях и подсчёте вращений, сделайте 9 движений по часовой стрелке и столько же против. 
  • Перекрещивание. Встаньте прямо, затем согните правую ногу в колене и соедините с левым локтем, вернитесь в исходное положение, поднимите левую ногу в согнутом состоянии и коснитесь колена правым локтем. Сделайте так в быстром темпе 10-15 повторений. 
  • Скрещивания. Стоя прямо, скрестите ноги на уровне лодыжек. Затем вытяните вперёд руки, скрестите и сожмите ладони в замок, а затем прижмите к грудной клетке. Сосредоточьтесь на дыхании, оставаясь в такой позе. На вдохе напрягите язык и прикоснитесь кончиком к нёбу, на выдохе расслабьте. 

После завершения вы почувствуете себя более бодрым и готовым к новым делам, при этом потратите на переключение всего несколько минут. 

Действенные упражнения нейрогимнастики

Действенные упражнения нейрогимнастики для нейропсихологической зарядки

Регулярное выполнение нескольких упражнений, направленных на тренировку отдельных участков мозга, уже через месяц даст заметный результат в любом возрасте. Особенно важно регулярно тренироваться, если ежедневные нагрузки на когнитивные функции выше среднего уровня, идёт активная учёба или человек занимается деятельностью, требующей максимального напряжения ума. 

Также в зоне риска оказываются люди, длительное время занимающиеся физическим трудом или не имеющие ежедневных нестандартных задач. Им упражнения помогут поддержать уровень развития ВПФ на первоначальном уровне без деградации. 

Действенными и простыми нейропсихологическими упражнениями для развития мозга будут:

  • Тест Струпа. На листе разноцветными чернилами печатаются слова, обозначающие цвет. Важно, чтобы лексическое значение слова не совпадало с цветом, которым оно напечатано. Нужно прочитать слова, не отвлекаясь на их окраску. 
  • Сидя, поднимите перед собой руки. Двигая кистями одновременно, нарисуйте в воздухе две разные простые фигуры. Повторите упражнение несколько раз, а затем поменяйте выписываемые фигуры местами. Если задача стала слишком простой, добавьте третий элемент – одну из ног. 
  • «Ножницы-бумага». Вспомните детскую игру. Выставите перед собой два кулака, по команде расправьте ладони. Одна должна показывать «ножницы» — выправлены только средний и указательный пальцы. Вторая – «бумагу», то есть полностью расправленную ладонь. Повторите несколько раз, а затем поменяйте позы на ладонях местами. 
  • Двойной рисунок. [4] Выполнять можно как в положении сидя на листе бумаги, так и стоя на маркерной доске. Одновременно обеими руками нарисуйте одинаковые фигуры в зеркальном отображении. Можно начинать с простых черт и каракуль, постепенно усложняя задачу. Особенно полезно выполнять задание стоя, так, чтобы были задействованы не только кисти и пальцы, но и локтевой и плечевой суставы. 
  • Активация рук. Одну из рук вытягиваем вертикально вверх, другую заводим за голову и берёмся за локоть первой. Замираем в таком положении на 8-9 вдохом и выдохов, затем меняем руки местами. Упражнение способствует повышению концентрации внимания и снимает усталость. 
  • Элементарные математические вычисления. Особенно эффективны, если повседневный умственный труд не связан с цифрами. Начинайте с самых простых операций, постепенно усложняя их, добавляя действия. Чем чаще и сложнее будете считать в уме, тем легче будет сосредоточиться на других задачах. 
  • Поиск вещей на рисунке. Дано контурное изображение чего-либо, заполненное небольшими рисунками других вещей. Задание – определить и записать, чем именно заполнена главная фигура. Существует популярный вариант задания: на сюжетной картинке размещены повторяющиеся изображения. Необходимо найти вех котят, поросят или снеговики на картинке. 
  • Запоминание слов в случайном порядке. На лист записывается 10-15 не связанных между собой слов. Человек смотрит на список 2 минуты, затем переворачивает его и пытается воспроизвести. По мере тренировки навыка важно усложнять слова для списка. 

Чтобы добиться лучшего эффекта, нужно обратиться к врачу и пройти нейропсихологическую диагностику, по результатам которой будут выявлены наиболее слаборазвитые области и подобран индивидуальный курс упражнений.

Правила успешных занятий

Для того чтобы нейропсихологические упражнения для развития мозга были результативными, а эффект сохранялся надолго, необходимо соблюдать главное правило – регулярность. Комплексы заданий имеют накопительный эффект и дадут максимальный результат через некоторое время ежедневных занятий.

Правила успешных занятий нейропсихологической зарядкой

При этом необходимо учитывать, что стабильно положительная динамика и заметные результаты возникают у каждого человека индивидуально. Срок будет зависеть от целого ряда факторов, начиная от возраста и ежедневной интеллектуальной загруженности, заканчивая удачностью подобранных упражнений. 

Хотя нейропсихологическую зарядку необходимо делать каждый день, но времени она занимает немного. Небольшая разминка и выполнения блока выбранных упражнений продлится не более 10-15 минут.

Для достижения более быстрого эффекта и на начальном этапе занятий врачи рекомендуют проводить зарядку два раза в день в разной фазе усталости. Можно начинать с неё день и делать нейропсихологические упражнения для мозга по вечерам, чтобы отвлечься от дел и нагрузки, переключиться на отдых.

Многие упражнения и игры можно проводить без предварительной разминки, их используют, чтобы с пользой скоротать время в дороге или в очереди, они одновременно развлекают и приносят пользу. Особенно эффективны такие небольшие дополнительные занятия будут для подростков, так как они отвлекают от бесцельного сидения в социальных сетях и «перезагружают» мозг между различными занятиями во время учёбы. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Palta P, Snitz B, Carlson MC. “Neuropsychologic assessment.” Handb Clin Neurol. 2016;138:107-19. doi: 10.1016/B978-0-12-802973-2.00007-0. PMID: 27637955.
  2. ^ Фомина К.Е., Новикова Е.А. “Нейропсихологические игры и упражнения” 2023 г., 4 с.
  3. ^ Печуева О. В., Яковлева И. Т., Титова Н. А., Свитальская О. В., “Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения”, Сланцы 2022 г., 2 с.
  4. ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 15 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×