Нейропсихология: упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения – это специальные комплексы игр и заданий, которые ускоряют развитие разных отделов головного мозга и межполушарных взаимодействий, стимулируя формирование высших психических процессов. Простые занятия с самого юного возраста помогут малышу развить внимательность, мелкую и крупную моторику, мышление, память, аналитические способности и умение ориентироваться в пространстве.

Врачи, занимающиеся нейропсихологией, разработали комплексы занятий, включающих в себя упражнения, игры и задания для разных возрастных групп, от детей 3,4 или 5 лет, до подростков. [1] Возможность индивидуально подобрать и составить комплекс позволяет обеспечить результативность для каждого ребёнка.

Нейроигры – это не просто развлечение, это инструмент, способствующий лучшему и более равномерному развитию мозговой деятельности, что особенно важно в первые годы жизни ребёнка, когда закладываются высшие психические функции. 

Важность нейропсихологических игр и упражнений для детей

Регулярные занятия специализированными заданиями решают следующие задачи:

  • Сформируется правильное взаимодействие рук и ног. 
  • Развитие и автоматизация речи в связи с разнообразной двигательной активностью. 
  • Улучшение пространственных представлений об окружающем мире. 
  • Умение последовательно выполнять несколько действий. 
  • Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. 
  • Тренировка воображения. 
  • Усложнение процессов мышления, улучшение способности анализировать информацию и делать выводы. 
  • Возможность правильно идентифицировать и проявлять эмоции. 
  • Умение работать в команде со взрослыми.
  • Увеличение познавательного интереса. 

Ежедневное выполнение нейропсихологических заданий принесёт пользу не только детям 5-6 лет, но и подросткам, для которых достаточно сложно одновременно справляться с возрастающей нагрузкой в школе и начавшимся пубертатом. Стоит в раннем возрасте сформировать привычку и любовь к небольшим занятиям, регулярной нейропсихологической зарядке, которую ребёнок сможет пронести через весь период взросления.

Виды нейропсихологических игр и упражнений

Виды нейропсихологических игр и упражнений для детей

В зависимости от цели, с которой пациент обращается к врачу, выделяют несколько направлений в создании комплексов занятий:

  • Профилактические. Использующиеся в работе с детьми, развивающимися в рамках нормальных показателей, для ускорения формирования ВПФ и закрепления уже развившихся навыков. 
  • Коррекционные. Делающие упор на конкретное направление развития, по определённым причинам отстающее у ребёнка. 
  • Реабилитационные. Комплексные занятия, направленные на восстановление и улучшение работы определённых участков мозга, пострадавших из-за внешних факторов. [2]

При составлении программы занятий учитываются потребности пациента и выбираются общеразвивающие или узконаправленные упражнения. 

Среди общего массива заданий выделяют несколько видов узконаправленных игр:

  • Кинезиологические. Пробы построены на движении пальцев или сочетании движений рук и ног и помогают развивать не только способность управлять своим телом и ориентироваться в пространстве, но и речь, мелкую моторику, мышление. Это происходит за счёт стимулирования одновременно нескольких участков головного мозга.
  • Задания для развития мелкой моторики. Необходимость сосредотачиваться на мелких движениях пальцами дополнительно развивает речь и мышление. Задачи, сочетающие в себе мелкую и крупную моторику, показывают лучшие результаты. Пальчиковые игры, лепка, рисование двумя руками одновременно дополнительно развивают воображение и пространственное мышление. 
  • Игры на межполушарное взаимодействие. Считаются наиболее сложными и эффективными одновременно. Выполняют свою непосредственную задачу и дополнительно положительно влияют на речь и мышление. В основу заданий лежит необходимость действовать одновременно двумя руками, но выполнять разные задачи, например, нарисовать круг и квадрат. 
  • Упражнения для развития внимания и памяти. Большая часть заданий направленны на развитие кратковременной памяти, умение концентрировать внимание, улучшают зрительное и слуховое восприятие. Для проведения понадобится достаточное количество методических материалов, а ребята считают такие игры наиболее интересными и захватывающими. 

Нейропсихологические упражнения эффективны в равной мере для совсем малышей и для подростков, просто в разные периоды взросления используются разные по сложности задания. Начать регулярно заниматься зарядкой для мозга можно в любом возрасте, но чем раньше тренировки войдут в ежедневный график, тем заметнее будет их результативность.

Нейропсихологические упражнения по возрастам

Опыт врачей, логопедов, коррекционных педагогов позволил собрать большой запас разнообразных игр, заданий, которые стали основной нейропсихологической работы с ребёнком.

Врачи, давая рекомендации по нейропсихологической зарядке для детей и составляя занятия, учитывают возрастные особенности, индивидуальное развитие и законы формирования мозга человека.

Нейропсихологические упражнения для детей по возрастам

Поэтому для каждой возрастной группы подходят свои упражнения:

  • Для младших дошкольников. В 3-4 года лучшим способом развивать мозг являются игры и упражнения, направленные на мелкую моторику, координацию движений, одновременные действия двумя руками. 
  • Для средних дошкольников. Ребята взрослеют, поэтому уже начинают воспринимать и успешно осваивать задачи, направленные на межполушарное взаимодействие. 
  • Старшие дошкольники 5-7 лет. Ребята готовятся к учёбе в школе, поэтому стоит усложнять задания и включать в них более сложные игры на развитие пространственной ориентации, одновременного действия рук и ног, речи. 

При выборе конкретных упражнений необходимо учитывать стадию становления речи и другие особенности развития ребёнка. Для каждого маленького пациента программа занятий составляется и корректируется индивидуально, учитывая его сильные и слабые стороны. При этом результативность определяется по сравнению достижений за определённый период, важен прогресс относительно собственных результатов, а не соответствие каким-либо нормам. 

Нейропсихологические упражнения для детей 2, 3-4 лет

Задания подбираются с учётом развитости определённых навыков: речи, понимания обращаемой речи, способности сфокусироваться на предмете и выполнить простую инструкцию. 

Нейропсихологические упражнения для детей 2, 3-4 лет

Действенные упражнения:

  • Собирание пазлов. В зависимости от возраста и развитости используются готовые наборы с разделением картинки на 2, 4, 8 и более частей. Перед выполнением задания малыш должен увидеть, каким должен быть конечный результат.
  • Повтори позу. Взрослый принимает определённое положение, ребёнок должен за ним повторить. Лучший результат будет, если оба участника будут находиться перед зеркалом, чтобы малыш повторял правильно, а не смотря на человека перед собой. 
  • Кулак-ребро-ладонь. Помогает прорабатывать звуки, слуховое восприятие. До начала обговаривается, какой звук какое движение обозначает. В ходе выполнения слышит определённый звук и сжимает руку в кулак, расправляет ладонь или ставит её на ребро. [3]
  • Ладушки. По мере взросления движения руками с партнёром усложняются, последовательность положений становится длиннее. В качестве разнообразия и усложнения возможно играть в ладушки, лёжа на полу ногами. 
  • Точки и линии. Поставьте на листе бумаги несколько точек и предложите малышу соединить их по образцу, чтобы получилась законченная картинка. 
  • Угадай, что. Игра заключается в угадывании определённых предметов по их изображениям или реальным формам. Важно следить за правильностью называния вещей. 

Нейропсихологические упражнения для детей 4 — 5 лет

Этот возраст – период активнейшего познания внешнего мира, повышенного интереса к окружающим людям, явлениям.

На занятиях используются следующие упражнения:

  • Запомни и повтори. Ученик должен запомнить последовательность и воспроизвести её. Можно использовать цвета светофора, радуги, дни недели или другие обыденные явления, с которыми малыш часто сталкивается. 
  • Тренировка внимания. На стол выкладываются в ряд несколько игрушек или других предметов. Ребёнку даётся несколько секунд, чтобы их запомнить. Затем предметы меняют положение, а малыш должен его восстановить. В качестве варианта задания убирается один или два предмета, а ученик должен назвать, что пропало.  
  • Ухо и нос. Одновременно необходимо коснуться противоположной рукой края уха, а другой рукой – кончика носа. При озвучивании сигнала быстро поменять конечности местами. 
  • Замри и отомри. В тишине или под ритмичную музыкальную композицию без слов ребёнок движется. При команде «Замри» ребёнок застывает в одной позе на некоторое время. При команде «Отомри» снова начинает движение.
Нейропсихологические упражнения для детей 4-5 лет

Нейропсихологические упражнения для детей 5 — 6 лет

В этом возрасте начинается постепенная подготовка к обучению в школе, мозг подготавливается к освоению таких сложных навыков, как чтение и письмо.

Действенными упражнениями для занятий будут:

  • Найди лишнее. Играющему показывается группа предметов (или картинок, их изображающих). Задача – найти лишний в группе по заранее заданному признаку или самому определить объединяющий признак и выбрать выбивающийся элемент. 
  • Перекрёстные шаги. Ребёнок сгибает локти перед собой под прямым углом, а затем по команде пытается поднести к локтю противоположное колено, удерживая равновесие на одной ноге. 
  • Найди группу. Малыш получает несколько изображений или предметов и признак, его задача – найти все элементы, объединённые этим условием. 
  • Зеркальное рисование. На одном листе бумаги ребёнок должен рисовать одновременно обеими руками одну и ту же фигуру или букву, но так, чтобы они были в зеркальном отражении. [4]

Можно ли заниматься дома?

Можно ли заниматься дома нейропсихологическими упражнениями для детей

Успешность нейропсихологической коррекции в детском возрасте во многом зависит от регулярности занятий и комфорта ребёнка в процессе. Именно поэтому врачи рекомендуют дополнительно к занятиям с нейропсихологами ежедневно выполнять нейропсихологические тренировки дома. Это не только поможет быстрее получить результаты коррекционной терапии, но и укрепит связь между родителями и детьми, станет весёлым общим делом.

Условиями успешных занятий на дому являются:

  • Правильное место. Необходима спокойная обстановка без отвлекающих факторов, лишних звуков.
  • Лучшее время. Наиболее эффективными упражнения будут в момент, когда малыш хорошо отдохнул, потому проводить тренировки лучше утром или после дневного сна. 
  • Заранее подготовьте инвентарь. Материалы для нейропсихологических занятий с детьми дома и для проведения коррекции сегодня возможно купить в специализированных магазинах или распечатать из общедоступных источников. 

Для результативности занятий важно, чтобы они были комфортными для ребёнка и приносили удовольствие. Поэтому лучшей формой для дошкольников является игровая. При этом малыш не должен бояться ошибаться или что-то делать не так, его нельзя ругать за неуспешность, но хвалить в моменты, когда упражнение получается обязательно. Зарядка, проведённая перед периодом активности, взбодрит, поможет сосредотачиваться над заданиями и лучше осваивать новые умения. 

Выстраиваются занятия по принципу «от простого к сложному». Эта логика верна для каждого отдельного занятия и для всего курса в целом. Нужно вовремя усложнять задания, которые ребёнок уже полностью освоил. 

Советы родителям по занятиям дома нейропсихологическими упражнениями для детей

Нейропсихологи дают действенные советы родителям, выступающим ежедневными тренерами для малышей:

  • Показывайте упражнения сами, выполняйте их вместе с ребёнком. Подражание в этом возрасте – важная часть активности. 
  • В начале занятия проводите простые, уже знакомые упражнения, добавляя более сложные и новые в конец. 
  • Будьте терпеливы, не показывайте, что недовольны результатами, это расстраивает малыша и снижает результативность. 
  • Преподносите комплексы заданий не как серьёзные занятия, а как весёлую игру, чтобы они не стали рутиной. 
  • Занимайтесь систематически. На зарядку нужно всего 10-15 минут, но уделять их нужно ежедневно. 

Многие задания, стимулирующие развитие различных участков мозга, можно включать в повседневность в качестве развлекательных игр в периоды, когда вы куда-то едете или идёте.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Fletcher JM, Taylor HG. “Neuropsychological approaches to children: towards a developmental neuropsychology.” J Clin Neuropsychol. 1984 Feb;6(1):39-56. doi: 10.1080/01688638408401195. PMID: 6699184.
  2. ^ Dijkstra-de Neijs L, Tisseur C, Kluwen LA, van Berckelaer-Onnes IA, Swaab H, Ester WA. “Effectivity of Play-Based Interventions in Children with Autism Spectrum Disorder and Their Parents: A Systematic Review.” J Autism Dev Disord. 2023 Apr;53(4):1588-1617. doi: 10.1007/s10803-021-05357-2. Epub 2021 Dec 2. PMID: 34853960.
  3. ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 53 с.
  4. ^ Фомина К.Е., Новикова Е.А. “Нейропсихологические игры и упражнения” 2023 г., 16 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×