Нейропсихология: упражнения для детей

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Нейропсихологические упражнения – это специальные комплексы игр и заданий, которые ускоряют развитие разных отделов головного мозга и межполушарных взаимодействий, стимулируя формирование высших психических процессов. Простые занятия с самого юного возраста помогут малышу развить внимательность, мелкую и крупную моторику, мышление, память, аналитические способности и умение ориентироваться в пространстве.
Содержание статьи:
Важность нейропсихологических игр
Нейроигры – это не просто развлечение, это инструмент, способствующий лучшему и более равномерному развитию мозговой деятельности, что особенно важно в первые годы жизни ребёнка, когда закладываются высшие психические функции.
Регулярные занятия специализированными заданиями решают следующие задачи:
- Сформируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развитие и автоматизация речи в связи с разнообразной двигательной активностью.
- Улучшение пространственных представлений об окружающем мире.
- Умение последовательно выполнять несколько действий.
- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Тренировка воображения.
- Усложнение процессов мышления, улучшение способности анализировать информацию и делать выводы.
- Возможность правильно идентифицировать и проявлять эмоции.
- Умение работать в команде со взрослыми.
- Увеличение познавательного интереса.
Виды нейропсихологических игр и упражнений
В зависимости от цели, с которой пациент обращается к врачу, выделяют несколько направлений в создании комплексов занятий:
- Профилактические. Использующиеся в работе с детьми, развивающимися в рамках нормальных показателей, для ускорения формирования ВПФ и закрепления уже развившихся навыков.
- Коррекционные. Делающие упор на конкретное направление развития, по определённым причинам отстающее у ребёнка.
- Реабилитационные. Комплексные занятия, направленные на восстановление и улучшение работы определённых участков мозга, пострадавших из-за внешних факторов. [2]
Среди общего массива заданий выделяют несколько видов узконаправленных игр:
- Кинезиологические. Пробы построены на движении пальцев или сочетании движений рук и ног и помогают развивать не только способность управлять своим телом и ориентироваться в пространстве, но и речь, мелкую моторику, мышление. Это происходит за счёт стимулирования одновременно нескольких участков головного мозга.
- Задания для развития мелкой моторики. Необходимость сосредотачиваться на мелких движениях пальцами дополнительно развивает речь и мышление. Задачи, сочетающие в себе мелкую и крупную моторику, показывают лучшие результаты. Пальчиковые игры, лепка, рисование двумя руками одновременно дополнительно развивают воображение и пространственное мышление.
- Игры на межполушарное взаимодействие. Считаются наиболее сложными и эффективными одновременно. Выполняют свою непосредственную задачу и дополнительно положительно влияют на речь и мышление. В основу заданий лежит необходимость действовать одновременно двумя руками, но выполнять разные задачи, например, нарисовать круг и квадрат.
- Упражнения для развития внимания и памяти. Большая часть заданий направленны на развитие кратковременной памяти, умение концентрировать внимание, улучшают зрительное и слуховое восприятие. Для проведения понадобится достаточное количество методических материалов, а ребята считают такие игры наиболее интересными и захватывающими.
Нейропсихологические упражнения по возрастам
Опыт врачей, логопедов, коррекционных педагогов позволил собрать большой запас разнообразных игр, заданий, которые стали основной нейропсихологической работы с ребёнком.
Врачи, давая рекомендации по нейропсихологической зарядке для детей и составляя занятия, учитывают возрастные особенности, индивидуальное развитие и законы формирования мозга человека.
Поэтому для каждой возрастной группы подходят свои упражнения:
- Для младших дошкольников. В 3-4 года лучшим способом развивать мозг являются игры и упражнения, направленные на мелкую моторику, координацию движений, одновременные действия двумя руками.
- Для средних дошкольников. Ребята взрослеют, поэтому уже начинают воспринимать и успешно осваивать задачи, направленные на межполушарное взаимодействие.
- Старшие дошкольники 5-7 лет. Ребята готовятся к учёбе в школе, поэтому стоит усложнять задания и включать в них более сложные игры на развитие пространственной ориентации, одновременного действия рук и ног, речи.
Нейропсихологические упражнения для детей 2, 3-4 лет
Задания подбираются с учётом развитости определённых навыков: речи, понимания обращаемой речи, способности сфокусироваться на предмете и выполнить простую инструкцию.
Действенные упражнения:
- Собирание пазлов. В зависимости от возраста и развитости используются готовые наборы с разделением картинки на 2, 4, 8 и более частей. Перед выполнением задания малыш должен увидеть, каким должен быть конечный результат.
- Повтори позу. Взрослый принимает определённое положение, ребёнок должен за ним повторить. Лучший результат будет, если оба участника будут находиться перед зеркалом, чтобы малыш повторял правильно, а не смотря на человека перед собой.
- Кулак-ребро-ладонь. Помогает прорабатывать звуки, слуховое восприятие. До начала обговаривается, какой звук какое движение обозначает. В ходе выполнения слышит определённый звук и сжимает руку в кулак, расправляет ладонь или ставит её на ребро. [3]
- Ладушки. По мере взросления движения руками с партнёром усложняются, последовательность положений становится длиннее. В качестве разнообразия и усложнения возможно играть в ладушки, лёжа на полу ногами.
- Точки и линии. Поставьте на листе бумаги несколько точек и предложите малышу соединить их по образцу, чтобы получилась законченная картинка.
- Угадай, что. Игра заключается в угадывании определённых предметов по их изображениям или реальным формам. Важно следить за правильностью называния вещей.
Нейропсихологические упражнения для детей 4 — 5 лет
На занятиях используются следующие упражнения:
- Запомни и повтори. Ученик должен запомнить последовательность и воспроизвести её. Можно использовать цвета светофора, радуги, дни недели или другие обыденные явления, с которыми малыш часто сталкивается.
- Тренировка внимания. На стол выкладываются в ряд несколько игрушек или других предметов. Ребёнку даётся несколько секунд, чтобы их запомнить. Затем предметы меняют положение, а малыш должен его восстановить. В качестве варианта задания убирается один или два предмета, а ученик должен назвать, что пропало.
- Ухо и нос. Одновременно необходимо коснуться противоположной рукой края уха, а другой рукой – кончика носа. При озвучивании сигнала быстро поменять конечности местами.
- Замри и отомри. В тишине или под ритмичную музыкальную композицию без слов ребёнок движется. При команде «Замри» ребёнок застывает в одной позе на некоторое время. При команде «Отомри» снова начинает движение.
Нейропсихологические упражнения для детей 5 — 6 лет
Действенными упражнениями для занятий будут:
- Найди лишнее. Играющему показывается группа предметов (или картинок, их изображающих). Задача – найти лишний в группе по заранее заданному признаку или самому определить объединяющий признак и выбрать выбивающийся элемент.
- Перекрёстные шаги. Ребёнок сгибает локти перед собой под прямым углом, а затем по команде пытается поднести к локтю противоположное колено, удерживая равновесие на одной ноге.
- Найди группу. Малыш получает несколько изображений или предметов и признак, его задача – найти все элементы, объединённые этим условием.
- Зеркальное рисование. На одном листе бумаги ребёнок должен рисовать одновременно обеими руками одну и ту же фигуру или букву, но так, чтобы они были в зеркальном отражении. [4]
Можно ли заниматься дома?
Успешность нейропсихологической коррекции в детском возрасте во многом зависит от регулярности занятий и комфорта ребёнка в процессе. Именно поэтому врачи рекомендуют дополнительно к занятиям с нейропсихологами ежедневно выполнять нейропсихологические тренировки дома. Это не только поможет быстрее получить результаты коррекционной терапии, но и укрепит связь между родителями и детьми, станет весёлым общим делом.
Условиями успешных занятий на дому являются:
- Правильное место. Необходима спокойная обстановка без отвлекающих факторов, лишних звуков.
- Лучшее время. Наиболее эффективными упражнения будут в момент, когда малыш хорошо отдохнул, потому проводить тренировки лучше утром или после дневного сна.
- Заранее подготовьте инвентарь. Материалы для нейропсихологических занятий с детьми дома и для проведения коррекции сегодня возможно купить в специализированных магазинах или распечатать из общедоступных источников.
Нейропсихологи дают действенные советы родителям, выступающим ежедневными тренерами для малышей:
- Показывайте упражнения сами, выполняйте их вместе с ребёнком. Подражание в этом возрасте – важная часть активности.
- В начале занятия проводите простые, уже знакомые упражнения, добавляя более сложные и новые в конец.
- Будьте терпеливы, не показывайте, что недовольны результатами, это расстраивает малыша и снижает результативность.
- Преподносите комплексы заданий не как серьёзные занятия, а как весёлую игру, чтобы они не стали рутиной.
- Занимайтесь систематически. На зарядку нужно всего 10-15 минут, но уделять их нужно ежедневно.
Список использованной литературы:
- ^ Fletcher JM, Taylor HG. “Neuropsychological approaches to children: towards a developmental neuropsychology.” J Clin Neuropsychol. 1984 Feb;6(1):39-56. doi: 10.1080/01688638408401195. PMID: 6699184.
- ^ Dijkstra-de Neijs L, Tisseur C, Kluwen LA, van Berckelaer-Onnes IA, Swaab H, Ester WA. “Effectivity of Play-Based Interventions in Children with Autism Spectrum Disorder and Their Parents: A Systematic Review.” J Autism Dev Disord. 2023 Apr;53(4):1588-1617. doi: 10.1007/s10803-021-05357-2. Epub 2021 Dec 2. PMID: 34853960.
- ^ Ситникова Е. В., Исмагулова А. М., Кузьмичева С. В., “Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приёмов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.” Оренбург 2021 г., 53 с.
- ^ Фомина К.Е., Новикова Е.А. “Нейропсихологические игры и упражнения” 2023 г., 16 с.