Особенности мышления
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Мышление – это высший познавательный процесс, доступный человеку. Осуществляемый посредством нейронов коры, он формирует новые знания и навыки. Благодаря ему, человек развивается как личность, строит социальные связи. И позволяет нашей цивилизации двигаться к следующей ступени развития.
Содержание статьи:
Виды мышления
Человек воспринимает мир на больше, чем одном уровне восприятия, благодаря чему учёные выделили несколько видов мышления.
В психологии выделяется несколько видов мышления:
- Наглядно-образное. Способность представить те или иные объекты, не имея их непосредственно перед глазами. Подобное мышление развивается после 4 лет. Человеку уже не надо трогать что-то руками, чтобы составить представление о размерах или свойствах предмета, явления.
- Наглядно-действенное. Первичный способ осмыслить события, основанный на непосредственной деятельности. Предметы и явления сравниваются через сопоставление друг с другом. Анализ информации и синтез, планирование действий, производится при работе с составляющими частями единого целого. Подобный тип мышления характерен для детского возраста. У взрослых применяется при решении практических задач, например, расстановке мебели.
- Абстрактно-логическое или отвлечённое. Обеспечивает познание окружающей действительности через абстрактные, логические конструкции. Используемые понятия могут не иметь представления в физическом мире, например, «мораль», «честность». С его помощью человек определяет суть различных понятий, проводит обобщения. У маленьких детей такой тип мышления развит крайне слабо ввиду малого опыта и недостаточного развития мозга.
Процессами же мышления человека, являются:
- сравнение – сопоставление различных явлений и сведений, способность выделить схожие и различные черты;
- анализ – способность рассмотреть составляющие части целого;
- синтез – процесс сбора единой картины явления или объекта на основе получившихся при анализе частей;
- обобщение – способность распознать особенности явлений или предметов и сгруппировать их на основании неочевидных общих качеств;
- абстракция – возможность выделения одного первоочередного свойства предмета или явления, при этом остальные второстепенные игнорируются.
Каждый здоровый мозг способен реализовать любые процессы мышления. Однако способности к тому или иному процессу из перечисленных выше у каждого свои. [2] Впрочем, поддаются коррекции благодаря целенаправленной тренировке, что подтверждается авторитетными публикациями о мозге.
Типы мыслительного процесса
Психологи выделяют подтипы мышления, разделяя их на оппозиционные пары.
Пары типов мышления на основе психологии:
- Логически–ассоциированное или руководящее. Люди с таким типом мыслительных процессов руководствуются фактами, правилами, закономерностями. Для них главное – это обмен информацией. Человек мыслит, основываясь на переживаниях, настроении, чувствах, обмен эмоциями отходит на второй план.
- Решительное-рассудительное. Первыми, решения принимаются быстро, на основе неполной информации. Проявляется в стрессовой ситуации. Ошибки быстро исправляются, не воспринимаются как что-то критичное. Люди с рассудительным типом мышления принимают решение медленнее, но взвешено. Чтоб начать действовать, им нужна спокойная обстановка и исчерпывающая информация о ситуации.
- Механически-ассоциированный тип. Для создания ассоциации человек пользуется законами смежности или контраста. Цели нет, формирование причинно-следственных связей происходит хаотически. Такая деятельность мозга происходит во сне, а в бодрствовании – при депрессии, психастеническом состоянии.
- Сенсорно–интуитивное. Характерно мышление с опорой на конкретные факторы. Возникшая ситуация детализируется исходя из текущего её состояния. Интуиты склонны к теоретическому и философскому восприятию мира, обобщениям. Такие люди, как правило, теоретики.
- Интроверты–экстраверты. Мысли первых направлены внутрь человека, акценты ставятся на внутренний мир. Вторые ориентированы на внешний мир и его проявления.
- Интерналы-экстерналы. Первый тип людей уверен, что всё, что с ними происходит, зависит напрямую от них. Удачи и неудачи – их достижение или провалы. Экстерналы склонны видеть в каждом событии внешнее влияние.
- Позитивизм – негативизм. Люди, имеющие первый тип мышления, рассматривают явление с точки зрения тех качеств, которые объективно присутствуют в момент времени. Негативист сначала замечают отсутствующие качества, манипулирует при рассуждении отрицательными конструкциями.
Определять присущие себе особенности мышления – задача каждого человека, желающего развиваться, добиться усиления своих когнитивных функций. Зная особенности мыслительной деятельности, становится легче подобрать действенные методы развития интеллектуальных способностей, усвоения знаний. [3]
Индивидуальные особенности мышления
Люди уникальны. У нас неповторимая внешность, голос, строение тела, отличающие от других представителей вида.
У каждого можно выделить индивидуальные особенности мышления на основании таких свойств:
- Глубина, насколько человек способен вникнуть вглубь проблемы, определить нюансы явлений, процессов.
- Широта, умение одновременно обработать всю ситуацию, включая различные детали, умение воспринимать картину в целом.
- Самостоятельность, знать, как найти или просчитать ответ на поставленный вопрос самостоятельно, характерно для творческих личностей.
- Гибкость, способность переключаться на ещё нерешённые задачи, менять акцент мыслительного процесса, познавать суть изменившейся проблемы.
- Скорость мышления, время, нужное для обдумывания поставленной задачи, поиска решения.
- Целенаправленность – умение не отклоняться на второстепенные явления на пути к решению поставленной задачи.
- Критичность, способность давать объективную оценку своим или чужим мыслям, склонность проверять и перепроверять полученную информацию, высказывания окружающих.
- Экономичность – свойство, благодаря которому синтез и принятие решения производится за наименьшее число логических ходов.
Специфика мышления человека в каждом случае своя, ведь у каждого в разной мере развиты те или иные его виды. И оттого, какой из них преобладает, зависит не только образ мысли, но и параметры личности, способности человека, склонность к той или иной профессии.
Список использованной литературы
- ^ Emmanuel, Anton, and Gerrard Phillips. “Seeing what others see while thinking what others have not.” Clinical medicine (London, England) 21,6 (2021): e559-e560.
- ^ Kelly, Christopher A, and Tali Sharot. “Individual differences in information-seeking.” Nature communications 12,1 7062. 3 Dec. 2021.
- ^ Guggenmos, Matthias. “Measuring metacognitive performance: type 1 performance dependence and test-retest reliability.” Neuroscience of consciousness 2021,1 niab040. 25 Nov. 2021.
- ^ Hageman, Joseph R. “Thinking Fast Is Clinically Important, but Thinking Slow Is Just as Important.” Pediatric annals 47,11 (2018): e426.