г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности мышления

Мышление – это высший познавательный процесс, доступный человеку. Осуществляемый посредством нейронов коры, он формирует новые знания и навыки. Благодаря ему, человек развивается как личность, строит социальные связи. И позволяет нашей цивилизации двигаться к следующей ступени развития.

Пользуясь мышлением, человек создает для себя картину окружающего мира на основании информации, полученной от органов чувств [1]. Немалую роль в этом процессе играет и воображение. На сегодня процесс изучен так, что можно оценить основные особенности человеческого мышления. И, если нужно, то скорректировать мыслительные процессы.

Виды мышления

Человек воспринимает мир на больше, чем одном уровне восприятия, благодаря чему ученые выделили несколько видов мышления.

Главной особенностью мышления является возможность разбить процесс на этапы.

Так, что каждый из них выполняет свою функцию и может приносить пользу как комплексно, так и по отдельности друг от друга.

Воображение образное мышление

В психологии выделяется несколько видов мышления:

  1. Наглядно-образное. Способность представить те или иные объекты, не имея их непосредственно перед глазами. Подобное мышление развивается после 4 лет. Человеку уже не надо трогать что-то руками, чтобы составить представление о размерах или свойствах предмета, явления.
  2. Наглядно-действенное. Первичный способ осмыслить события, основанный на непосредственной деятельности. Предметы и явления сравниваются через сопоставление друг с другом. Анализ информации и синтез, планирование действий, производится при работе с составляющими частями единого целого. Подобный тип мышления характерен для детского возраста. У взрослых применяется при решении практических задач, например, расстановке мебели.
  3. Абстрактно-логическое ил отвлеченное. Обеспечивает познание окружающей действительности через абстрактные, логические конструкции. Используемые понятия могут не иметь представления в физическом мире, например, «мораль», «честность». С его помощью человек определяет суть различных понятий, проводит обобщения. У маленьких детей такой тип мышления развит крайне слабо ввиду малого опыта и недостаточного развития мозга.

Процессами, же, мышления человека, являются:

Анализ поступающей информации
  • сравнение – сопоставление различных явлений и сведений, способность выделить схожие и различные черты;
  • анализ – способность рассмотреть составляющие части целого;
  • синтез – процесс сбора единой картины явления или объекта на основе получившихся при анализе частей;
  • обобщение – способность распознать особенности явлений или предметов и сгруппировать их на основании не очевидных общих качеств;
  • абстракция – возможность выделения одного первоочередного свойства предмета или явления, при этом остальные второстепенные игнорируются.

Каждый здоровый мозг способен реализовать любые процессы мышления. Однако способности к тому или иному процессу из перечисленных выше у каждого свои [2]. Впрочем, поддаются коррекции благодаря целенаправленной тренировке, что подтверждается авторитетными публикациями о мозге.

Типы мыслительного процесса

Психологи выделяют подтипы мышления, разделяя их на оппозиционные пары.

Такое разделение позволяет подчеркнуть основные особенности человеческого мышления, которые являются отличительной чертой каждого индивида.

Пары типов мышления на основе психологии:

  • Логически–ассоциированное или руководящее. Люди с таким типом мыслительных процессов руководствуются фактами, правилами, закономерностями. Для них главное – это обмен информацией. Человек мыслит, основываясь на переживаниях, настроении, чувствах, обмен эмоциями отходит на второй план.
  • Решительное-рассудительное. Первыми, решения принимаются быстро, на основе неполной информации. Проявляется в стрессовой ситуации. Ошибки быстро исправляются, не воспринимаются как что-то критичное. Люди с рассудительным типом мышления принимают решение медленнее, но взвешено. Чтоб начать действовать, им нужна спокойная обстановка и исчерпывающая информация о ситуации.
Быстрое решение и взвешенное
  • Механически-ассоциированный тип. Для создания ассоциации, человек пользуется законами смежности или контраста. Цели нет, формирование причинно-следственных связей происходит хаотически. Такая деятельность мозга происходит во сне, а в бодрствовании – при депрессии, психастеническом состоянии.
  • Сенсорно–интуитивное. Характерно мышление с опорой на конкретные факторы. Возникшая ситуация детализируется исходя из текущего ее состояния. Интуиты склонны к теоретическому и философскому восприятию мира, обобщениям. Такие люди, как правило, теоретики.
  • Интроверты–экстраверты. Мысли первых направлены внутрь человека, акценты ставятся на внутренний мир. Вторые ориентированы на внешний мир и его проявления.
  • Интерналы-экстерналы. Первый тип людей уверен, что все, что с ними происходит, зависит напрямую от них. Удачи и неудачи – их достижение или провалы. Экстерналы склонны видеть в каждом событии внешнее влияние.
Позитивизм-негативизм
  • Позитивизм – негативизм. Люди, имеющие первый тип мышления, рассматривают явление с точки зрения тех качеств, которые объективно присутствуют в момент времени. Негативист сначала замечают отсутствующие качества, манипулирует при рассуждении отрицательными конструкциями.

Определять присущие себе особенности мышления – задача каждого человека, желающего развиваться, добиться усиления своих когнитивных функций. Зная особенности мыслительной деятельности, становится легче подобрать действенные методы развития интеллектуальных способностей, усвоения знаний [3].

Индивидуальные особенности мышления

Люди уникальны. У нас неповторимая внешность, голос, строение тела, отличающие от других представителей вида.

Мозг человека, а значит, и его мышление также имеют свои особенности, позволяющие выделяться среди других. Этот процесс включает в себя множество составляющих, развитость которых и формирует мыслительный портрет личности.

У каждого можно выделить индивидуальные особенности мышления на основании таких свойств:

  • Глубина, насколько человек способен вникнуть в глубь проблемы, определить нюансы явлений, процессов.
  • Широта, умение одновременно обработать всю ситуацию, включая различные детали, умение воспринимать картину в целом.
  • Самостоятельность, знать, как найти или просчитать ответ на поставленный вопрос самостоятельно, характерно для творческих личностей.
  • Гибкость, способность переключаться на еще нерешенные задачи, менять акцент мыслительного процесса, познавать суть изменившейся проблемы.
  • Скорость мышления, время, нужное для обдумывания поставленной задачи, поиска решения.
  • Целенаправленность – умение не отклоняться на второстепенные явления на пути к решению поставленной задачи.
  • Критичность, способность давать объективную оценку своим или чужим мыслям, склонность проверять и перепроверять полученную информацию, высказывания окружающих.
Целенаправленное критическое мышление
  • Экономичность – свойство, благодаря которому синтез и принятие решения производится за наименьшее число логических ходов.

Деловой и познавательной деятельности часто мешает замедленность мышления. Это специфическая особенность, отображающая сниженную скорость мыслительных операций [4].

Бывает проявлением врожденной специфики нервных процессов или возникает после травм, стрессов, болезней. Может корригироваться.

Специфика мышления человека в каждом случае своя, ведь у каждого в разной мере развиты те или иные его виды. И оттого, какой из них преобладает, зависит не только образ мысли, но и параметры личности, способности человека, склонность к той или иной профессии.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Emmanuel, Anton, and Gerrard Phillips. “Seeing what others see while thinking what others have not.” Clinical medicine (London, England) 21,6 (2021): e559-e560.
  2. ^ Kelly, Christopher A, and Tali Sharot. “Individual differences in information-seeking.” Nature communications 12,1 7062. 3 Dec. 2021.
  3. ^ Guggenmos, Matthias. “Measuring metacognitive performance: type 1 performance dependence and test-retest reliability.” Neuroscience of consciousness 2021,1 niab040. 25 Nov. 2021.
  4. ^ Hageman, Joseph R. “Thinking Fast Is Clinically Important, but Thinking Slow Is Just as Important.” Pediatric annals 47,11 (2018): e426.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×