Психосоматика заикания
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Психосоматика – направление в медицине, занимающееся изучением влияния психологических причин на развитие соматических (физических) заболеваний, разработку лечения с учётом этих факторов. Эмоции постоянно влияют на физическое состояние людей, а некоторые заболевания прямо имеют психологическую основу, особенно часто подобное встречается у детей. [1]
О том, что причиной заикания или логоневроза чаще всего становится стресс, известно давно. Однако исследования, изучающий психосоматику заикания и наиболее действенные способы борьбы с ней, проводятся только в последние десятилетия. Это позволило точнее определять истинную причину развития речевого дефекта и находить наиболее действенные способы его устранять.
Содержание статьи:
Симптомы
Логоневроз проявляется в первую очередь на физическом уровне. Даже на самых ранних стадиях родители, внимательно прислушивающиеся к речи малыша, могут понять, что произношение даже первых простых слов затруднено и уже проявились первые признаки проблем с речью. Они проявляются не только в том, как именно произносятся слова и фразы, но и в виде реакций тела на необходимость что-либо произносить.
Симптомами развившегося заикания являются:
- Резко меняется дыхание. Перед тем, как что-нибудь сказать, ребёнок делает лишний вдох, захватывая воздух, готовясь к сложной и стрессовой для него задачей.
- Появляются нервные тики, увеличивается роль мимики и жестов при попытке коммуницировать.
- Меняется тембр голоса и скорость речи.
- Происходит внутренняя остановка речи. Голосовые связки смыкаются из-за спазма, что отражается в виде резкого обрыва произносимого и видимого дискомфорта для малыша.
- Спазмы в различных частях тела во время разговора или перед ним при понимании, что избежать говорения не получится.
- Попытки избегать сложные звуки, слова. Ребёнок выбирает короткие фразы вместо длинных развёрнутых предложений, очищает речь от всего, что кажется ему трудным для произношения.
Причины
Психосоматическое заикание — всегда следствие внешнего негативного влияния на человека. Внезапный испуг или регулярная стрессовая ситуация отражается на личности ребёнка, а затем нанесённый ущерб проявляется через ухудшение речи, повторение слогов и звуков, неспособность быстро произнести фразу.
Психологи выделяют три большие группы внешних обстоятельств, которые могут спровоцировать внезапное развитие логоневроза:
- Резкая смена условий жизни. Чаще всего подобная реакция появляется у детей при начале посещения сада. Дома он был уникальным и главным, а в новом сообществе просто один из многих.
- Гиперопека родителей. Полное отсутствие свободы и невозможность принять самостоятельное решение даже в мелочах.
- Регулярные унижения, принижение достижений, сравнение с другими детьми не в его пользу.
- Внезапная стрессовая ситуация, сильный испуг или психологическая травма. [2]
- Страх возражения. В случае, если родители авторитарны, а ребёнок должен быть удобным и не иметь своего мнения, ему просто не дают высказать свою точку зрения, выставляют все его слова как глупые и неправильные. Так у малышей развивается страх перед говорением.
В зависимости от характера самого ребёнка стать отправной точкой могут различные события. Например, если ребёнок разговорчив, постоянно требует внимания, любит рассказывать выдуманные истории, то заикание может стать реакцией на регулярные попытки взрослых заставить его замолчать и даже на удар по губам за произнесённое запрещённое слово или ложь.
Молчаливые, спокойные дети, склонные к основательной, но медленной работе, выполнению всех действий со своей скоростью, часто реагируют заиканием на попытки заставить их говорить или действовать быстрее, раздражение окружающих на их медлительность.
Диагностика
Так как заикание может развиваться как из-за психосоматических причин, так и из-за физиологических, то без тщательной диагностики устранить этот дефект речи практически невозможно.
Специалист направит для дополнительной консультации к психологу и логопеду, а также назначит аппаратные диагностические процедуры:
- Видео ЭЭГ. Метод поможет выявить отклонения в работе головного мозга и их проявления на физическом уровне.
- МРТ используют при подозрении на речевые проблемы, вызванные поражением определённых участков мозга.
- ЗВП и ССВП позволяют уточнить результаты ЭЭГ для прояснения уровня отклонений и выявления полной картины патологии.
Лечение
Для того чтобы избавиться от заикания, вызванного психосоматикой, необходим комплексный подход. Только совместная работа нескольких специалистов и помощь родителей позволят быстро добиться устойчивого результата. [3]
Универсального метода лечения логоневроза не существует, так как причины его возникновения индивидуальны. Специалист анализирует анамнез, особенности личности маленького пациента, обстоятельства его жизни, результаты диагностики и подбирает комплексную терапию, которая включает несколько направлений:
- Психотерапия. Необходимо выявить и проработать негативные установки ребёнка.
- Занятия с логопедом по индивидуальному плану.
- Приём лекарств. Применяется в тяжёлых случаях. Чаще всего это препараты, устраняющие судороги речевого аппарата и убирающие тревогу.
- Массаж и ЛФК помогают избавиться от нервного напряжения в теле, расслабить необходимые системы.
- Физиотерапия. Важно восстановить тонус мышц лица, чтобы выстроить правильную артикуляцию. Наиболее действенными для этого являются транскраниальная магнитная стимуляция, вихревые магнитные поля, биорезонанс, КВЧ, БОС терапия.
Профилактика
Наличие речевых проблем у ребёнка в самые первые годы жизни – большая проблема. Невозможность полноценно, без трудностей общаться негативно влияет на его навыки социализации, самооценку, дальнейшее интеллектуальное развитие. Именно поэтому стоит заранее помочь малышу справиться с такой сложной задачей, как правильна речь, и уберечь от развития заикания. Профилактика логоневроза напрямую касается благоприятного психологического фона жизни ребёнка. [4]
Наиболее действенные методы предотвращения развития психосоматического заикания:
- Создание доброжелательной психологической атмосферы в семье. Заикание – это реакция на стресс. Ребёнок может отреагировать как на агрессию, направленную непосредственно на него, так и на общую атмосферу в доме, ругань между собой родителей.
- Не перебивайте ребёнка, давайте ему высказывать своё мнение. Он должен понимать, что его всегда выслушают и услышат, а если посчитают неправым, то объяснят почему.
- Строгий распорядок дня. Маленьким детям важно жить по определённому графику активности и отдыха, чтобы не перегружать нервную систему.
- Адаптация в социуме, взаимодействие не только семьёй, но и с другими людьми, сверстниками – важный этап в становлении личности. Не лишайте малыша такой возможности, обсуждайте с ним результаты его общения с другими, объясняя непонятные моменты.
- Чаще хвалите ребёнка за достижения в различных сферах жизни. Выявите его сильные стороны и создавайте ситуации успеха, чтобы он был уверен в своих силах и не боялся трудностей.
Список использованной литературы:
- ^ KARLIN IW. “A psychosomatic theory of stuttering.” J Speech Disord. 1947 Sep;12(3):319-22. doi: 10.1044/jshd.1203.319. PMID: 20261963.
- ^ Bernard RFL, Norbury CF. “Factors Associated With Symptoms of Anxiety and Depression in Children Who Stutter.” Lang Speech Hear Serv Sch. 2023 Apr 3;54(2):535-549. doi: 10.1044/2022_LSHSS-22-00086. Epub 2023 Feb 17. PMID: 36800488; PMCID: PMC10187963.
- ^ Conture EG. “Treatment efficacy: stuttering.” J Speech Hear Res. 1996 Oct;39(5):S18-26. doi: 10.1044/jshr.3905.s18. PMID: 8898263.
- ^ Perkins WH. “Prevention and treatment of stuttering.” Ann Otol Rhinol Laryngol Suppl. 1980 Sep-Oct;89(5 Pt 2):150-2. doi: 10.1177/00034894800890s535. PMID: 6786173.