Расстройство аутического спектра
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Расстройства аутичного спектра у ребёнка – это психические отклонения, что проявляются в проблемах с общением, социализацией, речью, повторяющихся навязчивых движениях. Сокращённо – РАС. [1]
Как правило, являются генетически унаследованными. Впервые возникают в раннем младенческом возрасте или в первые годы жизни. Реже – с наступлением полового созревания, юности.
Содержание статьи:
Причины
Подобные сбои в генах ребёнка закладываются либо при зачатии (наследственно), либо возникают на этапе беременности матери.
На такие категории и делятся: наследственные или появившиеся под действием внешней среды.
На данный момент учёными выявлены наиболее часто влияющие на появление ребёнка с РАС факторы: [2]
- Прямое наследование от одного из родителей. При этом у папы или мамы расстройство может быть не выражено. Но в генокоде имеется дефект, и он передаётся потомкам.
- Половая принадлежность. Мальчики чаще девочек страдают от психических расстройств этого спектра. Выявленное соотношение в диагностированных случаях по всему миру 4:1.
- Возраст родителей. Из-за влияния среды на организм человека или его незрелости, вероятность появления психически не полностью здоровых детей возрастает у отцов после 50 лет, матерей после 40. Равно, как и у пар, не достигших совершеннолетия.
- Патология беременности, недоношенность. Периоды формирования ЦНС до и после родов критичны для будущего ментального здоровья. Поэтому в группу риска попадают не только малыши, чьи мамы в первые месяцы беременности перенесли интоксикацию вредными веществами, но и родившиеся раньше срока.
- Грубые хромосомные заболевания.
Классификация
Диагноз расстройство аутического спектра у детей ставится редко, врачи стараются детализировать, что это такое с психикой у ребёнка.
Конкретное заболевание устанавливается, исходя из совокупности признаков, клинических и поведенческих реакций ребёнка. По МКБ 10 выделены:
- детский аутизм;
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- синдром Аспергера;
- гиперкинетическое расстройство с олигофренией;
- дезинтегративное детское расстройство;
- общие онтогенетические расстройства.
Симптомы
Расстройства аутичного спектра имеют сходный набор симптомов, характерный для всех, входящих в это понятие патологий.
К ним относят:
- трудности с коммуникацией, неспособность начать или долго поддерживать диалог по собственной инициативе;
- задержки речевого развития различной степени тяжести;
- конкретика мышления, из-за которой возникают трудности с пониманием переносного значения слов, подтекста тех или иных фраз, действий;
- отклонения невербального коммуникативного поведения;
- выраженная нелюбовь к тактильному контакту;
- пациенты стараются не смотреть в глаза, воспринимают информацию, демонстративно не наблюдая за собеседником;
- ограниченные интересы, постоянно повторяющиеся, не расширяющие кругозор;
- привязанность к конкретной игрушке, роль которой может выполнять и не предназначенный для этого объект;
- стереотипии, распространяющиеся на простые действия, речь, сложные поступки;
- стремление говорить заученными фразами, не понимая их смысл;
- создавать специфические ритуалы, например, входя в комнату, 3 раза включить и выключить свет.
При вовремя и правильно проводимой коррекционной работе, многие больные адаптируются к обществу. Детки вырастают, находят своё место в мире. Часто проявляют незаурядные таланты в одной или больше отраслях. [3]
Диагностика
Расстройство аутического спектра у детей и людей старшего возраста определяется после тщательной процедуры диагностики, инициированной врачом-психиатром. На первом этапе проводится первичное наблюдение за пациентом в разных ситуациях, у родных уточняются особенности характера, реакции на те или иные события.
Дополнительно проводятся инструментальные исследования мозга, кровеносной системы. С их помощью исключают органические (анатомические) поражения ЦНС и их вероятное влияние на поведение пациента.
Лечение
Уточняя тип синдромов аутического спектра, врачи подбирают лечение для каждого конкретного пациента.
Полностью избавиться от проявлений заболевания невозможно. Но комплексная медико-психолого-педагогическая терапия поможет сформировать необходимые навыки поведения у детей с аутическим спектром развития.
Доктора, психологи и родители социализируют их, учат жить в микросоциуме семьи, класса, ближайшего окружения, обучают обслуживать себя самостоятельно. [4]
В каждом конкретном случае методы лечения подбираются в соответствии с выявленными симптомами и признаками заболевания аутического спектра у ребёнка.
Оптимальная схема
Действенными методами считаются:
- Поведенческая терапия. На специальных занятиях под присмотром психиатров и педагогов с ребёнком осваиваются навыки игры, общения, выполнения основных необходимых действий, речи. На занятиях поощряются любые формы общения с внешним миром, обучают правилам выстраивания диалогов в тех или иных ролевых ситуациях.
- Коррекция речи, развитие языковых навыков. Кроме привычных логопедических занятий, направленных на развитие говорения и понимания устной речи, разбор слогов, правил построения предложений, для пациентов с РАС разработаны дополнительные методики. Детей обучают общаться с миром посредством обмена невербальной информацией: написания сообщений, через рисунки, перевод напечатанного текста в аудиоформат.
- Медикаментозная терапия направлена на стабилизацию психологического состояния и избавления от специфического поведения: склонности к самоповреждению, агрессии. Используются антидепрессанты нескольких видов, лёгкие седативные средства.
- Физиотерапия и ЛФК. Целью массажей, упражнений лечебной физкультуры и других физиотерапевтических процедур, служит компенсация недостаточного физического развития, избавление от стереотипных повторяющихся движений.
Заметные результаты показывает при аутизме транскраниальная магнитная стимуляция.
Результаты лечения будут различны. Как правило, зависят они от конкретной выявленной формы РАС и от времени начала интенсивной терапии. Если заболевание не сопровождается умственной отсталостью или серьёзной задержкой речевого развития, то вероятность социализации достаточно велика. [5]
Однако в тяжёлых ситуациях, когда мозг имеет органические повреждения, поведенческая коррекция не способна восстановить интеллект. Такие дети, к сожалению, остаются инвалидами.
Список использованной литературы
- ^ Sluggish Cognitive Tempo in AutismSpectrum Disorder, ADHD, and Their Comorbidity: Implications for Impairment. McFayden T, Jarrett MA, White SW, Scarpa A, Dahiya A, Ollendick TH. J Clin Child Adolesc Psychol. 2020 Feb 6:1-8. doi: 10.1080/15374416.2020.1716365
- ^ Волкмар, Ф.Р. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей [Текст]: в 3 кн. Кн. 3 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 224 с.
- ^ Высотина, Т.Н. Проблема родительского отношения к детям со сложными нарушениями развития (аутизм с умственной отсталостью) в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] / Т.Н. Высотина // Психология, социология и педагогика. -2012. — № 12. — Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1424.
- ^ Козлов, В.В. Психосоциальная работа с семьей [Текст] / В.В. Козлов // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 7. — Ярославль: МАПН. ЯрГУ, 2002. — С. 133-137.
- ^ Serotonergic innervation of the amygdala is increased in autismspectrum disorder and decreased in Williams syndrome. Lew CH, Groeniger KM, Hanson KL, Cuevas D, Greiner DMZ, Hrvoj-Mihic B, Bellugi U, Schumann CM, Semendeferi K. Mol Autism. 2020 Feb 5;11(1):12. doi: 10.1186/s13229-019-0302-4.