Речевые дисфункции и эпилепсия
Невролог;
Стаж - 10 лет;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Развитие речи у ребёнка происходит постепенно с формированием произношения на родном языке. Синхронно увеличивается словарный запас, осваиваются лексические и грамматические закономерности. Задержка речевого развития влияет на всю психику ребёнка, так как затрудняется общение с окружающими, снижаются познавательные возможности. Важно понимать отличия зрр и зпр, так как эти расстройства могут проявляться по-разному, несмотря на схожие симптомы.
Содержание статьи:
Попытка узнать больше
Исследователи из Queen Silvia Children’s Hospital in Gothenburg решили изучить связь между речевыми дисфункциями и отличиями в проявлениях эпилепсии. В исследование было взято 60 детей нескольких возрастных категорий, разделённые на группы. Первая группа – дети с задержками речевого развития, вторая – дети с эпилепсией и третья – дети с задержками речевого развития и эпилептической активностью мозга, без эпилептических припадков.
Эпилептическая активность головного мозга негативно сказывается на развитии речи у детей. Эпилепсия – распространённое хроническое неврологическое заболевание, характеризующийся внезапно возникающими приступами судорог. Эти приступы, в зависимости от этиологии и локализации, проявляют себя по-разному. Например, лёгкие парциальные приступы не вызывают нарушения сознания. И вреда, на первый взгляд, не приносят. Но остаются одним из вариантов эпилептической активности мозга.
Детей на протяжении нескольких лет исследовали методом записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) когда они бодрствовали и во время сна. Также регулярно тестировались речевые и когнитивные функции. Удалось установить, что различные речевые дисфункции связаны с наличием эпилептической активности. Речь больше страдает при локализации патологического процесса в левом полушарии головного мозга.
Также исследователи пришли к выводу, что детей с речевыми дисфункциями необходимо обследовать при помощи ЭЭГ, чтобы попытаться уточнить механизмы выявленных расстройств. Также запись ЭЭГ позволит исключить эпилепсию без потери сознания. Соответственно, у детей с задержками речевого развития необходимо совершенствовать методы диагностики.
Комментарии профессора Р.Ф. Гимранова.
«Очевидно, что у детей с задержками развития необходимо определять биоэлектрическую активность мозга. При спектрально-когерентном анализе ЭЭГ, у таких детей всегда выявляются аномальные изменения электроэнцефалограммы, которые часто бывают незаметны при визуальном анализе единичной записи.
Для более точной оценки также необходимо регистрировать вызванные потенциалы широкого спектра модальности. И только после получения комплексной информации, можно приступать к составлению плана лечения. Благодаря такому подходу, а также использованию новых методик прямой стимуляции мозга, мы в нашей клинике, достигаем высоких результатов в лечении детей с задержками развития речи».