Задержка речевого развития
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка речевого развития — диагноз, который ставится, если развитие ребёнка отстаёт от возрастной нормы, термин включает в себя достаточно много разнообразных вариаций отклонений.
Симптомы задержки речевого развития у детей проявляются в разном возрасте, поэтому стоит периодически повторять диагностику, если возникают сомнения в том, что развитие идёт правильно. Из-за специфических причин возникновения, невнимательности окружающих или индивидуальных особенностей ребёнка патология может быть обнаружена в раннем дошкольном возрасте или уже перед самым поступлением в первый класс. [1]
Содержание статьи:
Причины
Спровоцировать развитие ЗРР могут как проблемы при беременности и в первые месяцы жизни малыша, так и социо-педагогические особенности жизни в более поздний период. Так как от устранения причины часто зависит результативность коррекционных занятий, определить, что именно стало отправной точкой в развитии патологии крайне важно.
Первичные причины, провоцирующие развитие патологии:
- Наследственность. Опасно не только наличие ЗРР в детстве у одного из родителей, но и другие патологии или зависимость от алкоголя или наркотических веществ.
- Конфликт резус-факторов у матери и ребёнка.
- Недоношенность.
- Интоксикация в период беременности, перед родами. Для получения вреда не нужно серьёзного отравления, достаточно нескольких выкуренных сигарет, бокала алкоголя или одной дозы наркотиков. [2]
- Инфекция, перенесённая в первом триместре.
- Гипоксия в последние дни перед родами или в самих родах.
- Родовые травмы, затрагивающие голову и шейный отдел позвоночника.
- Длительный сильный токсикоз в первом и третьем триместре беременности.
Вторичные причины, провоцирующие развитие патологии ЗРР могут быть как биологического, так и социо-психологического характера:
- Билингвизм с рождения. Необходимость понимать и воспроизводить два языка одновременно значительно замедляет освоение этого навыка.
- Тяжёлые болезни в первые месяцы жизни, провоцирующие общее отставание в развитии.
- Постоянные стрессы, связанные с семьёй, окружением, частой сменой обстановки, отсутствием режима.
- Генетическая особенность. В некоторых случаях в первый период жизни мозг может развиваться медленнее, чем у сверстников. Это считается биологической нормой. Такие ребята к подростковому периоду полностью догоняют сверстников.
- Недостаточность общения внутри семьи. С младенцами необходимо разговаривать с рождения, обращать к ним речь, чётко артикулировать. Если этого не происходит, то навык просто не формируется из-за невозможности подражать взрослым.
- Врождённая или приобретённая тугоухость, проявившаяся до 2-3 лет обеспечивает значительное отставание в развитии речи. В некоторых случаях она не появится совсем.
- Осложнения после вакцинации. [3]
Симптомы
Точно понять в раннем возрасте, что у ребёнка задержка речевого развития и дать конкретное определение, что это патология, вызванная какими-либо негативными факторами, а не особенность индивидуального развития, крайне сложно. Именно поэтому в течение первых лет жизни в 2,3,5,7 лет ребёнок должен посещать для диагностики педиатра и дефектолога. Эти специалисты при постановке диагноза ориентируются не только на специфические симптомы, но и на динамику развития конкретного малыша. [4]
Понять, что у ребёнка ЗРР возможно по определённым симптомам, проявляющимся по мере взросления в разном возрасте:
- 4 месяца. Нет улыбки, как реакции на обращённую речь. Ребёнок никак не реагирует на громкие звуки, разговоры рядом с ним, даже если видит говорящего.
- 9 месяцев. Не развивается лепет. Ребёнок может только повторять несколько одинаковые слогов, часто с одной и той же интонацией.
- 1 год. Младенец издаёт нечленораздельные звуки, не пытается повторять услышанное, не интересуется чужой речью.
- 1, 5 года. Не понимает самые простые слова, не распознаёт своё имя и не откликается на обращённую речь. Не пытается повторять за взрослыми.
- 2 года. Не повторяет за взрослыми слова, использует 3-10 слов, часто в упрощённом и искажённом виде. Может наблюдаться регресс словарного запаса.
- 2,5 года. Не запоминает названия предметов и определения, не понимает обращённую к нему речь. Словарный запас в пределах 2 десятков слов. Малыш не способен произнести словосочетание даже из знакомых слов, речь крайне нечёткая.
- 3 года. Ребёнок не понимает смысла чужой речи, не способен построить даже простое предложение. При произнесении слов допускает ошибки, откидывает последние слоги, значительно коверкает, растягивает слова.
Степени развития
Степень задержки речевого развития у детей зависит от множества факторов, основные из которых: что стало причиной отставания в развитии и когда была начата коррекция. Если оставить проблему на ранних этапах без лечения, то через время начнётся ухудшение состояния.
Специалисты выделяют 3 степени развития ЗРР:
- 1 степень. Небольшие отклонения в скорости овладения речи, справиться с которыми без специалиста не получается. При этом поражения нервной системы не обнаружены. Проблема является скорее проявлением педагогической запущенности или особенностями скорости развития мозга.
- 2 степень. Выраженная задержка речевого развития сочетается с органическими патологиями развития. У малыша присутствует тремор языка, частичный паралич. Часто нарушена психика, не развито внимание и мелкая моторика. Справиться с такими проблемами без комплексного лечения невозможно.
- 3 степень. Вызвана нарушениями в речевом центре головного мозга. Малыш не может говорить полноценными словами или словосочетаниями, не запоминает новых слов и не понимает их значение. Из-за этого нарушается волевая и эмоциональная сферы, сильно снижены память и мышление. Требуется серьёзная работа нескольких специалистов.
На силу проявлений задержки речевого развития напрямую влияет заболевание или проблема, спровоцировавшая развитие патологии:
- Темповая задержка. В этом случае пациент способен освоить родной язык, просто делает это в более медленном темпе, чем сверстники. Впоследствии патология полностью скорректируется.
- Алалия. К 3-4 годам речь не сформирована полностью или частично, малыш просто не может общаться таким способом с миром.
- Тугоухость или глухота.
- ЗПРР. [5]
ЗПР и ЗПРР: в чём разница?
Специалисты выделяют несколько вариантов задержки развития у детей в раннем возрасте. Определить, по появившимся симптомам, что это за диагноз: ЗПР, ЗПРР или ЗРР- уловить отличия и объяснить родителям, в чём разница и что это такое – задача проводящего диагностику дефектолога или невролога.
Детям от 4,5 лет, речь которых не нормализовалась, ставится диагноз ЗПРР, так как неспособность полностью овладеть разговором приводит к формированию постепенного отставания и в других сферах из-за невозможности полноценно общаться и обучаться новому. Именно поэтому необходимо начинать лечение как можно раньше, при обнаружении первых признаков развития патологии.
Диагностика
При возникновении первых признаков задержки речевого развития на перинатальном уровне, часто на фоне болезни, необходимо сразу обратиться к специалистам, которые знают, как определить появившееся отставание, точно могут сказать его название и уже в таком раннем возрасте и подобрать коррекционную терапию. Без лечения в дальнейшем проблема только усугубится.
Диагностика ЗРР проводится следующим образом:
- Осмотр у отоларинголога. Специалист должен выявить, являются ли причиной перенесённый отит, наличие аденоидов или же у малыша развилась тугоухость.
- Невролог определяет степень развития нервной системы по возрасту, проводит инструментальное изучение головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование артерий мозга) на предмет обнаружения остановки в развитии или органического поражения.
- Логопед проводит диагностику готовности речевого аппарата, проверяет уровень слуховой и зрительной реакции, определяет особенности коммуникации. [6]
Лечение
Разбираясь с тем, как лечить общую задержку речевого развития, врач опирается не только на результаты обследования, но и на индивидуальные особенности организма и характера пациента. Только специально подобранная с учётом всех особенностей коррекционная терапия, включающая в себя несколько направлений, сможет дать необходимый эффект.
При этом необходимо учитывать, что задержка речевого развития (сокращённо ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) у детей 2-3,5 лет, когда диагноз поставлен в раннем возрасте, поддаётся лечению проще, чем в 7 лет, а что делать в настолько позднем возрасте, решает уже консилиум специалистов, так как некоторые изменения могут уже быть необратимы. [7]
Для достижения устойчивого результата применяется комплексная терапия, которая может включать в себя:
- Индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
- Специализированные массажи для артикуляционного аппарата.
- Биологическая обратная связь (БОС – терапия).
- Электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ).
- Комплекс упражнений лечебной физкультуры.
- Работа с психологом.
- Медикаментозное лечение.
- Творческие занятия.
Приём медикаментов, чаще всего ноотропных средств, прописывают при необходимости. Но при прохождении комплексной терапии через короткое время от них можно будет полностью отказаться.
Список использованной литературы
- ^ Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
- ^ A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
- ^ Prevalence and natural history of primary speechand language delay: findings from a systematic review of the literature. Law J, Boyle J, Harris F, Harkness A, Nye C.
- ^ Speechand language delay in children: a case to learn from. Wooles N, Swann J, Hoskison E.Br J Gen Pract. 2018 Jan;68(666):47-48. doi: 10.3399/bjgp17X694373
- ^ Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.
- ^ Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
- ^ Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. / Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 110 с.