г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития — диагноз, который ставится, если развитие ребёнка отстаёт от возрастной нормы, термин включает в себя достаточно много разнообразных вариаций отклонений.

Важно понимать, что подобное состояние, хотя и является патологией, прекрасно корректируется с помощью занятий и терапии в раннем возрасте. Дефектолог обследует ребёнка, выявит проблемные места и, опираясь на индивидуальные особенности личности, подберёт наиболее эффективные занятия, которые помогут малышу догнать сверстников.

Симптомы задержки речевого развития у детей проявляются в разном возрасте, поэтому стоит периодически повторять диагностику, если возникают сомнения в том, что развитие идёт правильно. Из-за специфических причин возникновения, невнимательности окружающих или индивидуальных особенностей ребёнка патология может быть обнаружена в раннем дошкольном возрасте или уже перед самым поступлением в первый класс. [1]

Причины

Спровоцировать развитие ЗРР могут как проблемы при беременности и в первые месяцы жизни малыша, так и социо-педагогические особенности жизни в более поздний период. Так как от устранения причины часто зависит результативность коррекционных занятий, определить, что именно стало отправной точкой в развитии патологии крайне важно.

Специалисты выделяют первичные и вторичные причины задержки речевого развития у детей, признаки которого проявляются уже к 3 — 5 годам.

Первичные причины, провоцирующие развитие патологии:

  • Наследственность. Опасно не только наличие ЗРР в детстве у одного из родителей, но и другие патологии или зависимость от алкоголя или наркотических веществ. 
  • Конфликт резус-факторов у матери и ребёнка. 
  • Недоношенность. 
  • Интоксикация в период беременности, перед родами. Для получения вреда не нужно серьёзного отравления, достаточно нескольких выкуренных сигарет, бокала алкоголя или одной дозы наркотиков. [2]
Беременная женщина с сигаретой и вином
  • Инфекция, перенесённая в первом триместре. 
  • Гипоксия в последние дни перед родами или в самих родах. 
  • Родовые травмы, затрагивающие голову и шейный отдел позвоночника. 
  • Длительный сильный токсикоз в первом и третьем триместре беременности.

Одним из основных опасных факторов является генетический. Наследственная задержка речевого развития явление наиболее частое. При этом патология может передаться как от родителей, так и через поколение. 

Вторичные причины, провоцирующие развитие патологии ЗРР могут быть как биологического, так и социо-психологического характера:

  • Билингвизм с рождения. Необходимость понимать и воспроизводить два языка одновременно значительно замедляет освоение этого навыка.
  • Тяжёлые болезни в первые месяцы жизни, провоцирующие общее отставание в развитии. 
  • Постоянные стрессы, связанные с семьёй, окружением, частой сменой обстановки, отсутствием режима. 
  • Генетическая особенность. В некоторых случаях в первый период жизни мозг может развиваться медленнее, чем у сверстников. Это считается биологической нормой. Такие ребята к подростковому периоду полностью догоняют сверстников. 
  • Недостаточность общения внутри семьи. С младенцами необходимо разговаривать с рождения, обращать к ним речь, чётко артикулировать. Если этого не происходит, то навык просто не формируется из-за невозможности подражать взрослым. 
  • Врождённая или приобретённая тугоухость, проявившаяся до 2-3 лет обеспечивает значительное отставание в развитии речи. В некоторых случаях она не появится совсем. 
  • Осложнения после вакцинации. [3]

Определив конкретную причину возникновения проблемы с речью, дефектолог подбирает курс коррекционных занятий, подходящих в конкретном случае.

Симптомы

Точно понять в раннем возрасте, что у ребёнка задержка речевого развития и дать конкретное определение, что это патология, вызванная какими-либо негативными факторами, а не особенность индивидуального развития, крайне сложно. Именно поэтому в течение первых лет жизни в 2,3,5,7 лет ребёнок должен посещать для диагностики педиатра и дефектолога. Эти специалисты при постановке диагноза ориентируются не только на специфические симптомы, но и на динамику развития конкретного малыша. [4]

Однако уже с периода младенчества возникают симптомы, указывающие, что необходимые центры головного мозга развиваются недостаточно быстро.

Понять, что у ребёнка ЗРР возможно по определённым симптомам, проявляющимся по мере взросления в разном возрасте:

Младенец молчит
  • 4 месяца. Нет улыбки, как реакции на обращённую речь. Ребёнок никак не реагирует на громкие звуки, разговоры рядом с ним, даже если видит говорящего. 
  • 9 месяцев. Не развивается лепет. Ребёнок может только повторять несколько одинаковые слогов, часто с одной и той же интонацией. 
  • 1 год. Младенец издаёт нечленораздельные звуки, не пытается повторять услышанное, не интересуется чужой речью. 
  • 1, 5 года. Не понимает самые простые слова, не распознаёт своё имя и не откликается на обращённую речь. Не пытается повторять за взрослыми. 
  • 2 года. Не повторяет за взрослыми слова, использует 3-10 слов, часто в упрощённом и искажённом виде. Может наблюдаться регресс словарного запаса. 
  • 2,5 года. Не запоминает названия предметов и определения, не понимает обращённую к нему речь. Словарный запас в пределах 2 десятков слов. Малыш не способен произнести словосочетание даже из знакомых слов, речь крайне нечёткая. 
  • 3 года. Ребёнок не понимает смысла чужой речи, не способен построить даже простое предложение. При произнесении слов допускает ошибки, откидывает последние слоги, значительно коверкает, растягивает слова. 

Без коррекционных занятий и поддержки специалистов с возрастом ситуация будет только ухудшаться. Проблемы с речью будут прогрессировать. Неразвитость отделов мозга, отвечающих за речь, приводит к формированию психологического и умственного отставания в развитии из-за невозможности освоить определённые навыки по возрасту.

Степени развития

Степень задержки речевого развития у детей зависит от множества факторов, основные из которых: что стало причиной отставания в развитии и когда была начата коррекция. Если оставить проблему на ранних этапах без лечения, то через время начнётся ухудшение состояния.

Специалисты выделяют 3 степени развития ЗРР:

  • 1 степень. Небольшие отклонения в скорости овладения речи, справиться с которыми без специалиста не получается. При этом поражения нервной системы не обнаружены. Проблема является скорее проявлением педагогической запущенности или особенностями скорости развития мозга. 
  • 2 степень. Выраженная задержка речевого развития сочетается с органическими патологиями развития. У малыша присутствует тремор языка, частичный паралич. Часто нарушена психика, не развито внимание и мелкая моторика. Справиться с такими проблемами без комплексного лечения невозможно. 
Врач помогает детям с задержкой речевого развития
  • 3 степень. Вызвана нарушениями в речевом центре головного мозга. Малыш не может говорить полноценными словами или словосочетаниями, не запоминает новых слов и не понимает их значение. Из-за этого нарушается волевая и эмоциональная сферы, сильно снижены память и мышление. Требуется серьёзная работа нескольких специалистов.

На силу проявлений задержки речевого развития напрямую влияет заболевание или проблема, спровоцировавшая развитие патологии:

  • Темповая задержка. В этом случае пациент способен освоить родной язык, просто делает это в более медленном темпе, чем сверстники. Впоследствии патология полностью скорректируется. 
  • Алалия. К 3-4 годам речь не сформирована полностью или частично, малыш просто не может общаться таким способом с миром. 
  • Тугоухость или глухота. 
  • ЗПРР. [5]

Конкретные меры коррекции и лечения назначаются после диагностики и определения степени и причины развития ЗРР.

ЗПР и ЗПРР: в чём разница?

Специалисты выделяют несколько вариантов задержки развития у детей в раннем возрасте. Определить, по появившимся симптомам, что это за диагноз: ЗПР, ЗПРР или ЗРР- уловить отличия и объяснить родителям, в чём разница и что это такое – задача проводящего диагностику дефектолога или невролога.

Главное отличие ЗПР от ЗРР – это отставание от сверстников не только в темпе развития речи, но и в интеллектуальной и эмоциональной сфере. До 4,5 лет врачи стараются без серьёзных показателей не смешивать эти диагнозы, так как некоторые дети развивают по нормам, просто немногословны и молчаливы по природе. 

Подросток говорит плохие вещи

Детям от 4,5 лет, речь которых не нормализовалась, ставится диагноз ЗПРР, так как неспособность полностью овладеть разговором приводит к формированию постепенного отставания и в других сферах из-за невозможности полноценно общаться и обучаться новому. Именно поэтому необходимо начинать лечение как можно раньше, при обнаружении первых признаков развития патологии. 

Становление психики – динамический процесс, опирающийся на биологическое созревание мозга и нервной системы, которое максимально быстро идёт именно в раннем детском возрасте. Иногда по различным причинам происходят сбои в этом процессе, тогда у ребёнка формируется задержка психомоторного и речевого развития. Из-за этого значительно снижается способность человека к адаптации в обществе. 

Диагностика

При возникновении первых признаков задержки речевого развития на перинатальном уровне, часто на фоне болезни, необходимо сразу обратиться к специалистам, которые знают, как определить появившееся отставание, точно могут сказать его название и уже в таком раннем возрасте и подобрать коррекционную терапию. Без лечения в дальнейшем проблема только усугубится.

Первичные отклонения от нормы должен выявить на очередном обследовании педиатр. В зависимости от выраженности отклонений и причины их возникновения, он выписывает направление к более узким специалистам.

Диагностика ЗРР проводится следующим образом:

  • Осмотр у отоларинголога. Специалист должен выявить, являются ли причиной перенесённый отит, наличие аденоидов или же у малыша развилась тугоухость.
  • Невролог определяет степень развития нервной системы по возрасту, проводит инструментальное изучение головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование артерий мозга) на предмет обнаружения остановки в развитии или органического поражения. 
  • Логопед проводит диагностику готовности речевого аппарата, проверяет уровень слуховой и зрительной реакции, определяет особенности коммуникации. [6]

Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются следующие диагностические возможности:

  1. вызванные потенциалы (ВП) различных видов – акустические, моторные, зрительные, соматосенсорные, когнитивные;
  2. электроэнцефалография, включая мониторинг (ЭЭГ) и (видео ЭЭГ);
  3. допплерография мозговых артерий (ТКДГ);
  4. эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ);
  5. нейропсихологическое тестирование;
  6. электромиография.

Такое заболевание, как задержка речевого развития, могут определить на обследовании и в 5,6 даже 7 лет, в таком случае, как исправить запущенное состояние, будет решать консилиум из специалистов. Лечение может быть значительно более долгим и сложным, чем в случае раннего обнаружения отставания.

Лечение

Разбираясь с тем, как лечить общую задержку речевого развития, врач опирается не только на результаты обследования, но и на индивидуальные особенности организма и характера пациента. Только специально подобранная с учётом всех особенностей коррекционная терапия, включающая в себя несколько направлений, сможет дать необходимый эффект.

При этом необходимо учитывать, что задержка речевого развития (сокращённо ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) у детей 2-3,5 лет, когда диагноз поставлен в раннем возрасте, поддаётся лечению проще, чем в 7 лет, а что делать в настолько позднем возрасте, решает уже консилиум специалистов, так как некоторые изменения могут уже быть необратимы. [7]

При этом необходимо учитывать, что задержка речевого развития (сокращённо ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) у детей 2-3,5 лет, когда диагноз поставлен в раннем возрасте, поддаётся лечению проще, чем в 7 лет, а что делать в настолько позднем возрасте, решает уже консилиум специалистов, так как некоторые изменения могут уже быть необратимы.

Для достижения устойчивого результата применяется комплексная терапия, которая может включать в себя:

  • Индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом. 
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). 
  • Специализированные массажи для артикуляционного аппарата. 
  • Биологическая обратная связь (БОС – терапия).
Устройство для лечения здержки речи БОС
  • Электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ).
  • Комплекс упражнений лечебной физкультуры. 
  • Работа с психологом. 
  • Медикаментозное лечение. 
  • Творческие занятия. 

Приём медикаментов, чаще всего ноотропных средств, прописывают при необходимости. Но при прохождении комплексной терапии через короткое время от них можно будет полностью отказаться.

Чем раньше будет определена ЗРР и начато лечение, тем быстрее малыш придёт в норму. В 2-3 года для этого не потребуется много времени, в 4-5 лет задача будет уже сложнее. К 7 годам лечение уже будет крайне сложной задачей, а осложнения значительно осложнят ребёнку социализацию в школьном коллективе.

Список использованной литературы

Показать/скрыть

  1. ^ Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
  2. ^ A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
  3. ^ Prevalence and natural history of primary speechand language delay: findings from a systematic review of the literature. Law J, Boyle J, Harris F, Harkness A, Nye C.
  4. ^ Speechand language delay in children: a case to learn from. Wooles N, Swann J, Hoskison E.Br J Gen Pract. 2018 Jan;68(666):47-48. doi: 10.3399/bjgp17X694373
  5. ^ Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.
  6. ^ Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
  7. ^ Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. / Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 110 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×