г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Задержка речевого развития – что и почему

Задержка речевого развития – это диагноз, который ставится детям при определении отличия от возрастной нормы, это широкое понятие, включающее в себя разнотипные отклонения.

У девочки проблемы с речью

Задержка речевого развития – не приговор, это термин, характеризующий определенные отклонения, что делать с которыми и как их исправить у конкретного ребенка, подскажет опытный дефектолог.

Возраст выявления заболевания у ребенка определяется причинами патологии и вниманием близких людей. В отдельных ситуациях диагноз ставится совсем малышам, иногда задержка становится заметна к младшему школьному возрасту.

Причины возникновения

Фактором развития ЗРР у ребенка служат как тяжелая беременность, расстройства внутриутробного развития, так и негативное влияние окружающей среды, включая психолого–педагогическое.

Врачи выделяют вторичные и первичные причины задержки речевого развития у детей, проявляющейся заметными признаками с достижением 3-5 лет.

Первичные факторы развития заболевания:

  • интоксикация химическими веществами, вредные привычки матери: курение, алкоголь, наркотики;
  • инфекция у матери во время первых месяцев беременности;
  • недоношенность;
  • несовместимость матери и плода по группе крови и резус – фактору;
  • родовая травма;
  • гипоксия в родах;
  • сильный токсикоз на ранних и поздних сроках вынашивания;
  • неблагоприятная наследственность.
Беременная женщина с сигаретой и вином

Генетический фактор, наследственность, оказывает на возникновение синдрома решающее влияние.

Вторичные причины биологического и психологического характера, влияющие на ребенка после рождения:

  • серьезные заболевания во младенческом возрасте;
  • генетически заложенный медленный темп созревания головного мозга;
  • осложнения после вакцинации;
  • тугоухость врожденная или приобретенная в раннем возрасте 2-3 лет, не поддающаяся лечению, обеспечит задержку речевого развития у детей вплоть до невозможности говорить;
  • недостаточное внимание к малышу внутри семьи – если с рождения он не слышит обращенных к нему слов, малыша не провоцируют на общение, то навык речи будет минимальным;
  • частые стрессы;
  • билингвизм – необходимость параллельно пользоваться 2 и более языками.

Ориентируясь на конкретную причину ЗРР у детей, назначается соответствующее лечение.

Признаки ЗРР

Установить у ребенка 2, 5, 7 лет такое расстройство, как задержка речевого развития (название болезни сокращенно ЗРР) и подобрать лечение не так уж и просто.

Педиатры, логопеды и дефектологи в диагностике, во время регулярных осмотров, ориентируются на специфические симптомы.

Понять, что у ребенка проблемы с речью можно по характерным признакам, в зависимости от возраста:

Младенец молчит
  • 4 месяца – отсутствует реакция на громкие звуки, жесты, малыш не улыбается;
  • 9 месяцев – не появляется лепет, отмечается повторение одинаковых простых слогов;
  • 12 месяцев – малыш издает только нечленораздельные звуки;
  • 18 месяцев – простые слова не доступны его восприятию, на свое имя не откликается, не пытается произносить словарные конструкции;
  • 2 года – крайне маленький словарный запас, не пытается повторять за взрослыми новые слова;
  • 2,5 года – словарный запас в пределах пары десятков слов, неспособен составить словосочетание, простую фразу, не понимает и не запоминает названий, определений;
  • 3 года – говорить предложениями не может, смысла сказанного взрослыми не понимает, речь нечеткая, проглатывает окончания или слишком растягивает слова.

С возрастом ситуация будет только ухудшаться. Потому что недостаточность речи на определённом этапе не позволит сформироваться и созревать многим необходимым навыкам. Что, в свою очередь, приведет к психологическому и умственному отставанию.

Степени задержки речевого развития у детей

Глубина ЗРР зависит от множества факторов, среди которых главные – основная причина возникновения проблемы и уровень проводимого лечения. Чем дольше оставлять проблему без внимания специалистов, тем сложнее от нее будет избавиться без тяжелых последствий.

Различают 3 базовых степени:

Первая – самая легкая. Нарушений в работе, поражений нервной системы не находят. Отклонения от нормы небольшие, но без помощи специалистов с ними справиться не получится.

Вторая – сочетается с органической патологией нервной системы, нарушениями психики. Малыши страдают от тремора языка, легкого паралича. Нарушена память, внимание, мелкая моторика. При постановке такого диагноза, специальное обучение маленькому пациенту необходимо.

Третья – спровоцирована нарушениями в работе речевой зоны головного мозга. Речь нарушена серьезно: не получается говорить фразами, новые слова не запоминаются, чувство языка отсутствует. Параллельно страдает память, мышление, волевая и эмоциональная сферы.

Врач помогает детям с задержкой речевого развития

На силу выраженности болезни влияет разновидность ЗРР:

  • темповая задержка означает, что малыш осваивает родной язык просто чуть медленнее сверстников, однако проблем с пониманием значения слов не испытывает;
  • алалия – полное или частичное отсутствие речи к 3-4 годам;
  • задержка из-за тугоухости или глухоты;
  • ЗПРР.

Способ решения проблемы выбирается исходя из выявленных степени и типа поражения.

ЗПР и ЗПРР: в чем разница?

Задержка психического развития (ЗПР) и задержка речевого развития (ЗРР) имеют определенные отличия, понять, что это за патологии, – несложно.

ЗПР характеризуется отставанием от сверстников в умственном и эмоциональном плане, а не только в речи. До 4,5 лет эти диагнозы стараются не смешивать, так как мало и неохотно говорящий малыш может быть развитым по возрастной норме.

Подросток говорит плохие вещи

Детям старше этого возраста, ставится диагноз ЗПРР, объединяющий оба отклонения. Так как недостаток развитости речи начинает влиять на уровень интеллекта и способность правильно эмоционально осознавать мир.

Поэтому очень важно при обнаружении задержки речи как можно раньше начинать комплексное лечение, чтобы избежать осложнений в будущем.

Методы диагностики

При появлении первых симптомов задержки речевого развития на перинатальном фоне у ребенка или позже, необходимо заняться диагностикой и лечением, пока проблема не усугубилась.

Обследование пациентов с выраженной задержкой речевого развития начинается у педиатра. Врач должен зафиксировать отклонения от нормы, и выписать направления к специалистам и на обследования.

Диагностика включает 3 главных этапа:

  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты, отита, аденоидов.
  • неврологический осмотр, инструментальное исследование головного мозга (ЭхоЭГ, сканирование артерий головы, ЭЭГ).
  • посещение логопеда, специалист должен обследовать речевой аппарат, определить уровень зрительных, слуховых реакций, особенности коммуникации.

Исследования помогут определить общую задержку речевого развития у ребенка и понять, как ее лечить.

Лечение

Чтобы полностью избавиться от проблемы, необходимо по итогам диагностики учесть индивидуальные особенности организма. И, разумеется, составить комплексную программу лечения, включающую все необходимые мероприятия:

  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • электромагнитным полем крайне высокой частоты (КВЧ);
  • биологическая обратная связь (БОС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальные логопедические массажи;
  • индивидуальная работа с логопедом;
  • творчество.

Прием ноотропных средств прописывают в случае необходимости, однако комплексное лечение поможет от этого отказаться.

Устройство для лечения здержки речи БОС

Лучше всего задержка речевого развития лечится в раннем возрасте, не позднее 2-3 лет, однако и в 5-6 высоки шансы довести малыша до нормы, исправить недостаток, если определить, что делать.

Список использованной литературы

  1. Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
  2. A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
  3. Prevalence and natural history of primary speechand language delay: findings from a systematic review of the literature. Law J, Boyle J, Harris F, Harkness A, Nye C.
  4. Speechand language delay in children: a case to learn from. Wooles N, Swann J, Hoskison E.Br J Gen Pract. 2018 Jan;68(666):47-48. doi: 10.3399/bjgp17X694373
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
  7. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. / Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 110 с.

 

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:


Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Добавить комментарий

Капча загружается...

Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту

 

×