г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Алалия

Речевая алалия у детей – это болезнь, главным симптомом которой выступает отсутствие или задержка речевого развития, а понять, что это такое, помогает установление причины расстройства [1].

Как правило, проблемы с речью возникают из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте органических поражений речевых центров головного мозга. При должном обследовании, синдром выявляется в возрасте до 3 лет и поддается коррекции.

Причины развития

Результаты терапии зависят от степени повреждения мозга и своевременности начатой работы. Ребенок посещает врача и получает медицинскую терапию, работает с психологами, логопедами. Доктору, знающему все про синдром и кто такие дети-алалики, достаточно послушать детскую речь при таком заболевании. Словарный запас будет бедным, слоговая структура лексики нарушена, будут встречаться аграмматизмы.

Нарушение развития речи с раннего возраста возникают из-за проблем с речевым центром в мозге. Повреждение его возможно в период беременности или в первые годы жизни малыша, пока функция вербального общения не развита. Для подобного отклонения существует множество причин.

Детская алалия 1,2, 3 степени тяжести с разнообразной симптоматикой может быть спровоцирована в разные периоды развития малыша:

Зоны, страдающие при алалии
  1. Беременность, внутриутробное развитие. В это время на плод может повлиять гипоксия, сильные токсикозы, угроза прерывания беременности. Опасны инфекции плода, наличие у матери соматических заболеваний. Риск представляет падение беременной женщины с последующим травмированием малыша.
  1. Период родов также достаточно опасен, тем более, если беременность протекала не физиологически. Органическое повреждение мозга способны  вызвать роды раньше срока, гипоксия и асфиксия, возникшие в ходе схваток. Во время прохождения младенца по родовым путям, его мозг претерпевает нагрузки, из-за чего возникает риск травмы. Также риск представляет использование специализированного акушерского инструмента для родовспоможения.
Болезни новорожденных риск алалии
  1. Раннее детство. Первые годы жизни для формирования здорового мозга критически важны. В послеродовом периоде опасны частые заболевания, требующие серьезного лечения, необходимость переносить наркоз. Крайне отрицательными для таких детей есть педагогическая запущенность и неподходящие социальные условия.

В ходе исследований ученые доказали, что также существует генетическая предрасположенность к заболеванию. То есть склонность к патологии передается от родителей.

Чтобы точно понимать, когда ставят диагноз алалия у ребенка, что это такое и что делать, чтобы ее проявления в речи стали менее заметны, нужно выявить причины расстройства и сопутствующие факторы, мешающие маленькому пациенту развиваться.

Виды

Чтобы разобраться, что же это за болезнь вызывает специфические нарушения речи, нужно знать, какие выделяют формы алалии.

За годы изучения заболевания предлагались разные классификации: по типам проявления болезни, периоду формирования патологии, силе проявления симптоматики. На текущий времени неврологи остановились на классификации В. А. Ковшикова, занимавшегося проблемой в 80-х годах прошлого века.

Выявленные виды алалии у детей зависят от их характеристики, причин возникновения и механизма развития:

  1. Сенсорная или импрессивная алалия. Образуется из-за поражения речеслухового центра – анализатора в области коры головного мозга. Фактически у ребенка здоровый слух, способный распознавать звуки, но малыш просто не понимает речь других людей в необходимом объеме [2].
Сенсорная алалия у девочки
  1. Механическая или моторная алалия развивается, когда у ребенка в раннем периоде нарушается развитие речедвигательного центра головного мозга. Он понимает окружающих, но самостоятельно воспроизводить слова, артикуляция не позволяет. Заболевание проявляется по-разному, что зависит от локализации участка поражения. Если задета постцентральная извилина, то ставится кинестетическая артикуляторная апраксия. А если нарушения располагаются в области премоторной коры, то после диагностики выставляется кинетическая артикуляторная апраксия.
  1. Смешанная алалия – это одновременное проявление обоих типов болезни, примеры подобного нередки. Как правило, встречаются в маргинальных семьях, где матери не заботятся о своем здоровье в периоде вынашивания, а затем не ухаживают за ребенком с необходимой тщательностью. Часто протекает по типу резидуальной энцефалопатии.

Каждый из описанных типов болезни имеет как свои причины развития, так и специфические проявления. Только выяснив, из-за поражения какого участка мозга возникла болезнь, возможно назначить адекватное лечение, спланировать коррекционную работу.

Симптомы

Невролог уточняет диагноз алалии

Очевидно: причины, приводящие к появлению отклонения в развитии, сильно различаются. Отсюда, и симптоматика в зависимости от вида заболевания проявляется различная.

Опытный невролог на основании видимых проявлений и беседы с ребенком, способен предположить, какой именно участок мозга поврежден.

Моторная алалия

Из-за повреждения речедвигательного центра, уже в раннем возрасте проявляются следующие признаки:

  1. Психологические расстройства. С первых месяцев наблюдаются нарушения памяти. Ребенок плохо запоминает слова. Ослаблена способность к сосредоточению, проседает внимание, восприятие информационного фона, эмоционально-волевая сфера. Малыши могут быть как гиперактивными, так и заторможенными. Они быстро утомляются, имеют слабую работоспособность. Вторичным нарушением становится отставание в интеллектуальном развитии. При проведении корректирующей терапии, направленной на
  1. Речевые – различие между пониманием и воспроизведением звуков. Малыш понимает окружающих, но сам говорить или не может совсем, или отстает в развитии этого навыка. Периоды становления речи, начиная с младенческого лепета, отстают от возрастных норм. И проявляются в крайне малом размере. Да, ребенок может произносить любые звуки, но словарное звукопроизношение нарушается: смешивается последовательность слов в предложении, искажается слоговая структура слова, ребенок не может повторить только что услышанное. Речь бедная, часто значение слов не понимается. В разговоре, слова заменяются на похожие по звучанию, в словаре преобладают существительные в именительном падеже, прочие слова по возможности игнорируются.
  1. Неврологические – недоразвитие моторики ручек и пальцев, неловкость, неспособность координировать движения. Детям крайне тяжело овладевать навыками, для которых требуется мелкая моторика. Им сложно наладить тонкие движения языком и губами для произношения осмысленных звуков, слогов, слов.
Неврологические симптомы при алалии

Сенсорная алалия

Имеет свои специфические проявления:

  1. повышенная восприимчивость к звукам;
  2. полное сохранение слуха при сложностях с распознанием смысла человеческой речи;
  3. речевая активность повышена, но представляет собой набор случайных звуков;
  4. речь бессвязна, лишена какого-либо смысла и непонятна для окружающих;
  5. встречается навязчивое повторение определенных звуков;
  6. слоги легко меняются местами;
  7. Для облегчения понимания собственной речи дети используют развитую мимику и жестикуляцию;
  8. больные не распознают ошибки в своей речи, относятся к ней некритично;
  9. отмечается задержка интеллектуального развития;
  10. наблюдаются вторичные нарушения личности;
  11. сложно привлечь и удерживать внимание малыша, ребенок непрерывно отвлекается;
  12. импульсивность в поведении;
  13. чрезмерная замкнутость, отказ от общения.
Визит в клинику при алалии

Диагноз алалия у детей может быть поставлен уже в 2 года, когда проявились симптомы, при этом начинается активное лечение, длящееся до 3, 4, 5 лет, только после видимых изменений можно будет делать прогнозы по поводу коррекции нарушения.

Диагностика

Признаки алалии у детей отчетливо видны уже в 2-3 года, в это время следует провести диагностику заболевания и начать лечение.

Обследование малыш проходит по двум направлениям:

  • Неврологическая диагностика. Установление локализации очага и степени поражения центральной нервной системы. Используются ЭЭГ и МРТ головного мозга [3]. В процессе нужно исключить тугоухость, поэтому проводятся дополнительные тесты на слух. Изучается слухоречевая память.
  • Логопедическое обследование. Выявляются особенности развития ребенка в период беременности и первые месяцы жизни с учетом этапов психомоторного развития. Проводится диагностика устной речи по схеме ОНР.

Анализируя результаты исследований, врач определяет не только конкретный вид заболевания, но и степень его проявления.

Коррекция алализма у детей

Как и чем лечить алалию у ребенка и лечится ли она у конкретного пациента, возможно определить только после уточнения, что это такое, какой силы отклонение возникло.

Меры по коррекции носят комплексный характер, с малышом работают медики, психологи, логопеды, коррекционные педагоги. Крайне важно с момента определения диагноза не прерывать терапию, определить малыша в специализированное ДОУ. И заниматься с ним дома [4].

Применяются разные виды терапии: медикаментозная, физиотерапия, коррекция общего развития и психических функций.

При сенсорном типе болезни нужно:

  • научить различать речь и неречевые звуки;
  • улучшить понимание услышанного;
  • научить сопоставлять звуковой образ и конкретные предметы в мире;
  • проработать грамматический строй речи.
Осмотр девочки с алалией

Моторная алалия предполагает такие цели:

  • активно стимулировать развитие речевого аппарата;
  • сформировать расширенный словарный запас;
  • проработать звукопроизношение;
  • развить связность речи и умение составлять полноценные фразы.

Дополнительно рекомендуется раннее обучение письму и чтению. Так как эти навыки помогают справиться с проблемой «слышания» чужой речи и понимания произносимого.

Профилактика и прогнозы

Прогнозу по поводу возможной коррекции специалисты делают в зависимости от того, в каком возрасте ставится алалия, какой степени и насколько эффективно лечение.

Залогом удачной работы с болезнью становится ее раннее обнаружение и активная работа со специалистами. Во многом результат зависит от степени поражения головного мозга и варианта патологии.

Бывает, что иногда люди путают аномалии развития ребенка, причем абсолютно разные состояния. На сайте клиники можно почитать, чем аутизм отличается от алалии.

Развитие ребенка с алалией, особенно приобретенной, коррекция у невролога и логопеда, регулярная профилактика в любом случае дают положительный результат.

Алалия с дисграфией

Полностью избавиться от проявлений расстройства крайне сложно, так как восстановить поврежденный участок мозга невозможно. В силах врачей – заставить здоровые ткани взять на себя функции дефектного фрагмента коры [4].

Однако, даже освоив речь, малыш может проявить свою особенность в периоде обучения. У него может появиться дисграфия и дислексия.

Отсюда, главными действиями по профилактике заболевания является создание максимально комфортных и безопасных условий женщине в период беременности и малышу в первые годы жизни. Это убережет ребенка от риска развития перинатальной энцефалопатии.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^Henderson, V W. “Alalia, aphemia, and aphasia.” Archives of neurology vol. 47,1 (1990):
    85-8.
  2. ^Aleksandrova, N Sh, and O A Aleksandrova. “Impressivnaya (sensornaya) alaliya” [Impressive (sensory) alalia].
    Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova vol. 116,11
    (2016): 114-120.
  3. ^Khrizman, T P, and E S Glovina. “K patogenezu tsentral’nykh mekhanizmov narusheniia rechevykh funktsiĭ u deteĭ s
    alalieĭ” [Pathogenesis of central mechanisms of speech function disorders in children with alalia]. Zhurnal
    nevropatologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova (Moscow, Russia : 1952) vol. 76,10 (1976): 1558-64.
  4. ^Reuter, W et al. “Gezielte Elternarbeit bei Alalie. Teil 2: Untersuchung über Erfahrungen von Eltern mit dem
    Seminar” [Specific parent training in alalia. 2: Study of experiences of parents in the seminar]. Folia
    phoniatrica et logopaedica : official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics
    (IALP) vol. 46,1 (1994): 42-7.
  5. ^RUDENKO, E Ia. “KLINICHESKIE OSOBENNOSTI ALALI I” [CLINICAL ASPECTS OF ALALIA]. Zhurnal nevropatologii i
    psikhiatrii imeni S.S. Korsakova (Moscow, Russia : 1952) vol. 64
    (1964): 1065-9.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×