г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

ЗПР у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – достаточно часто встречающаяся патология, проявляющаяся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Из-за разнообразия причин возникновения и проявлений, для точного определения диагноза необходимо тщательное обследование.

Спровоцировать развитие задержки психического развития могут физиологические, психологические и социальные причины, поэтому для действенной коррекции врачам в первую очередь необходимо определить, из-за чего малыш отстаёт от сверстников. [1]

При постановке диагноза ЗПР у детей, крайне важно дать не просто определение, но и точную расшифровку, объяснить, что это такое и что оно означает для дальнейшей жизни малыша. Ведь задержка психического развития – не приговор, а временная трудность, преодолеть которую возможно при прохождении комплексной терапии.

Как и у любого отклонения от нормы, у ЗПР существует множество подвидов, имеющих особенные черты. При проведении обследования пациента крайне важно понять, с какой разновидностью задержки в психологическом развитии столкнулись специалисты, ведь от этого напрямую зависит эффективность будущего лечения.

Виды ЗПР у детей и их характеристику изложим в таблице:

Происхождение Причина Основные проявления
Церебрально-органические Развивается на фоне нарушений функций нервной системы. Они могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. В большинстве случаев причиной являются проблемы в период беременности и родов, недоношенность, хронические болезни матери. Иногда подобным образом проявляются наследственные психические болезни, генетически передавшиеся от родственников. Во время диагностики обнаруживается комплекс небольших отклонений в работе головного мозга. 

Ребята с этим типом задержки в развитии отличаются апатичностью и отстранённостью, часто не проявляют никакого интереса к новому и окружающему миру. Равнодушие к окружающим людям и бедность воображения приводят к отставанию в развитии и приобретении базовых навыков. [2]

Конституциональное Врождённая особенность развития. Задержка объясняется индивидуальным темпом развития, отстающим от большинства сверстников. Такие дети эмоционально несостоятельны, очень сильно привязаны к знаковому взрослому, с которым с рождения проводили большую часть времени. Пациент не способен самостоятельно принимать решения, делать выбор. При этом наблюдается чрезмерная эмоциональность, реакции, показывающие, что малыш не способен себя контролировать и не знает способов сдержанного выражения эмоций. Главная деятельность – игровая, стремление к познавательной значительно ослабленно или отсутствует.
Психогенное Неподходящие условия и окружения, в которых растёт малыш. Как отсутствие внимания, грубость, окружающая агрессия и безнадзорность, так и полная безнаказанность, избалованность и попустительство приводят к тому, что ребёнок неспособен развить навыки контроля собственного поведения и понять концепцию правил и ограничений. Патология этой группы проявляется в недостаточности знаний об окружающем мире и не проявлении к нему интереса. Ребёнок несамостоятелен, безответственен, не понимает, что поступки имеют последствия. Малыш может быть пугливым, застенчивым, закрытым для контактов со сверстниками или, наоборот, обладать чрезмерно вызывающим, наглым, часто агрессивным поведением. При этом разграничения сверстник-взрослый часто нет.
Соматогенное Косвенно спровоцировано физиологической патологией. Ребёнок не может полноценно контактировать со сверстниками, при этом постоянно находится под гиперопекой близких без возможности для самостоятельного развития. [3] Не принимает самостоятельные решения, не может сделать выбор, ведь раньше не сталкивался с такой ситуацией. Общая слабость, притупленное внимание на фоне сниженного или отсутствующего интереса к познанию окружающего мира. Максимальная пассивность в отношении себя и окружающих.

Как конкретно расшифровывается диагноз ЗПР у ребёнка, расскажет курирующий врач. Ведь от того, какой вид отклонения возник, напрямую зависит особенности будущее терапии и шансы на полное снятие диагноза и реабилитацию за короткий срок.

Причины возникновения

Причины возникновения ЗПР у детей дошкольного возраста разделяются на биологические и социально-психологические. При диагностике важно не только выявить отклонения и их силу, но и причину, их вызвавшую, чтобы обеспечить действенную коррекцию в дальнейшем.

Биологическими причинами, способными спровоцировать развитие ЗПР, являются:

Причины ЗПР у совсем маленьких детей
  • Резус-конфликт. 
  • Недоношенность. 
  • Родовые травмы. 
  • Черепно-мозговые травмы в раннем детстве. 
  • Перенесённые внутриутробно или в первый год жизни инфекционные заболевания. 
  • Наследственность. 
  • Большой вес или диабет матери в период вынашивания беременности. 
  • Эпилепсия. 
  • Поражение центральной нервной системы. 

ЗПР является вторичной патологией, если у малыша не развиты органы чувств. Плохое зрение или слух значительно ограничивают возможности познания окружающего мира, что приводит к появлению задержки психического развития.

Социально-психологические факторы связаны с особенностями окружения ребёнка. ЗПР может возникнуть у малыша, растущего в неблагоприятной среде с постоянными проявлениями агрессии, жёстким контролем, алкоголем или другими типами употребления, недостатком внимания к ребёнку. Так же опасность возникает при гиперопеке, ограничении в общении со сверстниками и чрезмерном облегчении первых лет жизни. [4]

Причины ЗПР

Симптомы и признаки

В последние годы статистика психологов удручающая. Около 20% первоклассников неспособны в полной мере осваивать программу. И происходит это из-за того, что к 7 годам у них недостаточно сформированные возрастные навыки восприятия и анализа информации.

При этом симптомы ЗПР проявляются задолго до 7 лет, если признаки вывить у детей в 2-3 года или 4-5 лет, то к поступлению в школу уже можно успеть устранить отставание и помочь малышу сформировать готовность к познавательной деятельности на необходимом уровне.

Основным признаком ЗПР в самом раннем возрасте является отставание в освоении базовых умений. К 2-3 годам ребёнок почти не говорит, не хочет держать ложку и есть самостоятельно, осваивать новые игры с правилами, не проявляет интереса к окружающему миру, не задаёт вопросов. В таком случае родителям необходимо как можно скорее обратиться к врачам за помощью. 

Причины и признаки ЗПР

Наиболее ярко признаки отставания видны в 4-5 лет, когда ребёнок должен уже активно интересоваться совместным времяпрепровождением со сверстниками, более сложными играми, буквами и цифрами, возможностью читать и писать, рисовать. Если этого не происходит, необходимо срочно начинать лечение, так как каждый упущенный месяц значительно снижает результативность коррекционных занятий и увеличивает время, которое придётся затратить на то, чтобы догнать норму.

Эмоционально-волевая сфера
Эмоционально-волевая сфера. Это виды ЗПР, связанные с неумением ребёнка контролировать свои эмоции и совершать волевые усилия. Он не может долго находиться на одном месте, не сосредоточен на поставленной задаче, быстро утомляется. Такие дети нарушают дисциплину, конфликтны, подвержены внезапным приступам беспричинной агрессии или смеха. В приоритете долго сохраняют игровые виды деятельности.
Интеллектуальное развитие
Межличностные отношения
Речь

Признаки патологии в 2 года

Стоит учитывать, что одни и те же отклонения у разных детей могут проявляться в различное время и с неодинаковой интенсивностью. Проявления ЗПР касаются психоэмоциональной и физической сфер. [5]

К 2 годам ребёнок уже обладает достаточным развитием, чтобы дефектолог мог оценить темп освоения новых навыков, способность к обучению. В это время можно заметить первые признаки задержки психического развития.

Признаки ЗПР в 2 года

Этот период активного подражания взрослым в домашних делах. Малыш должен уметь не только произносить некоторые слова, но и формулировать предложения из 3-4 слов. Приходит время игр по правилам, умения провести линию на листе бумаги и игры с игрушками типа пирамидка.

Как родителю понять, что у ребёнка ЗПР? Обратить внимание на наиболее характерные признаки, проявляющиеся уже в 2 года:

  • Отсутствие любопытства. Ему неинтересен окружающий мир, новые вещи. 
  • Постоянная апатичность. 
  • Не требует желаемого. 
  • Не способен играть во что-то сложнее 2-3 действий, путается в их последовательности. 
  • Не может собрать пирамидку, распределить объёмные вкладыши по рисункам, не соотносит объёмную форму с плоским изображением даже после демонстрации примера. 
  • Не может повторить простые фигуры из кубиков. 
  • Путается и не может сравнить предметы по мягкости/жёсткости, теплу/холоду, тяжести/лёгкости. 
  • Не может вспомнить или не понимает рассказа о событиях, происходивших с ним несколько часов назад. 
  • Не проявляет эмоции или чрезмерно эмоционален при общении со знакомыми взрослыми. 
  • Использует первые слоги или исковерканные и упрощённые слова при необходимости говорить. 
  • Не может выполнить простую просьбу. 
  • Не проявляет эмоциональную реакцию при прослушивании знакомой музыки, не подпевает знакомым словам. [6]

Появление даже 1-2 из перечисленных симптомов повод обратиться к дефектологам и начать коррекционные занятия.

Симптомы ЗПР в 3-5 лет

К 3 годам дети учатся сознательно взаимодействовать со сверстниками, их речь развивается, становится правильной, а игры более сложными. В 3 года начинаются ролевые варианты игр, копирующие взаимоотношения взрослых. И симптомы задержки психического развития становятся более явными.

Основные варианты, как проявляется ЗПР у детей после 3 лет:

  • Значительное отставание в развитии речи. Ребёнок не формулирует предложения, плохо отвечает на вопросы, не может пересказать знакомую сказку по картинкам. 
  • Не пользуется горшком или регулярно не успевает. 
  • Не может самостоятельно раздеться и одеться, сложить вещи и игрушки на место, есть приборами. 
  • Не выполняет просьбы, если в них есть последовательность действий больше 2. 
  • Не задаёт познавательных вопросов об окружающем мире с использованием вопросительных слов где, когда, как, почему и т.д.
  • Не отвечает на вопросы о имени и доме, именах родителей, любимой еде, эмоциях, пристрастиях. 
  • Не знает названия предметов, которые окружают, цветов, геометрических форм и не стремится узнать. 
  • Избегает инициативы, не проявляет любопытство. 
  • Не может распределять фигуры по размеру, цвету или форме. 
  • Не контактирует с другими людьми, не проявляет эмоций при общении с ними. 
  • Чрезмерно эмоционально реагирует на собственную неудачу, бывает агрессивен. 
  • Не может в рисунке дорисовать элементы, придумать самостоятельный рисунок. 
  • Не понимает концепции «хорошее», «плохое», совершает недозволенные поступки и не понимает запрета на них. 
  • Не любит играть в ролевые игры, не выбирает роль, не способен с ней справиться.
  • Неспособен сдерживать эмоции и проявлять терпение, вести себя сдержанно в присутствии других людей, на улице.
Основные варианты, как проявляется ЗПР у детей после 3 лет

Если вы обнаружили у ребёнка какие-то из перечисленных симптомов, обратитесь за консультацией к неврологу. Стоит помнить, что ЗПР – это не болезнь, но сигнал о том, что с малышом что-то не так, ему необходимо дополнительное внимание и особое отношение. Чем раньше будет начаты коррекционные занятия, тем быстрее будет возможно избавиться от задержки развития. [7]

Важно не только определить степень задержки психического развития, но и причину, его вызвавшую. Только после этого врачи смогут подобрать действенную комплексную терапию, способную вылечить малыша к началу обучения в школе.

Без лечения и коррекции ЗПР с годами будет усиливаться, пока не преобразуется в серьёзную патологию, значительно мешающую полноценному развитию человека.

Диагностика

По международной классификации болезней ЗПР относят к психологическим особенностям развития. При этом из-за различия в типах отклонения и причинах возникновения, точного единого алгоритма лечения нет, терапия всегда подбирается индивидуально в зависимости от результатов диагностического обследования ребёнка.

Диагностика при ЗПР

При первых подозрениях на наличие ЗПР необходимо обратиться к врачам. Малышу предстоит пообщаться с разными врачами, психологом, дефектологом, прежде чем поставят диагноз и подберут терапию. Необходимо определить не только состояние на момент обращения к неврологу, но и историю рождения, взросления, особенности окружения.

Диагностика ЗПР проводится в несколько этапов: 

  1. Беседа с родителями, сбор анамнеза о периоде беременности, особенностях родов и первом периоде роста ребёнка. 
  2. Беседа с пациентом. 
  3. Обследование психологом по специальным методикам. 
  4. Заключение комиссии специалистов, постановка диагноза. 
  5. Подбор комплексной коррекционной терапии.

Определить, что у ребёнка ЗПР в 1 год, и подобрать лечение сложно, поэтому полное обследование на наличие подобного отклонения проводится обычно в 1,5 -2 лет перед поступлением в детский сад. Но стоит помнить, при некоторых обстоятельствах ЗПР может возникнуть позже. Из-за этого повторно малыша следует обследовать несколько раз по мере взросления, особенно перед поступлением в школу.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
  2. ^ A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
  3. ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001
  4. ^ Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
  5. ^ Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
  6. ^ Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
  7. ^ Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×