Отличие ЗПР от умственной отсталости
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Отставание в развитии от сверстников у детей может стать заметным уже в первые годы жизни малыша. Необходимо сразу вывить тенденцию, пройти полное обследование и определить точный диагноз, включая возможные виды ЗПР и УО, начать своевременное лечение. При некоторых диагнозах уже за несколько лет при правильной терапии возможно сократить отставание и вернуть малышу возможность чувствовать себя равным в обществе сверстников. Если же патология определена неверно, и коррекционная работа проводится неправильно или не проводится вообще, отставание будет только прогрессировать, а после определённого возраста улучшить показатели будет практически невозможно.
Внешние признаки двух патологий часто схожи. Но различия между ЗПР и УО кардинальны, выявить их может невролог при тщательной диагностике. Если же в первые годы болезнь определена неверно, коррекционная работа будет проводиться не по профилю, то время будет потеряно и высоких результатов в более поздний период добиться не получится. [1]
Содержание статьи:
Варианты умственной отсталости
Надо понимать, что при схожести ранних симптомов, дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.
Качественные различия между умственной отсталостью и ЗПР состоит в причине возникновения патологии. Олигофрения или умственная отсталость, результат неправильного развития головного мозга из-за наследственной предрасположенности или негативного влияния в период беременности и первых недель жизни, тяжёлой травмы головы. Вылечить патологию невозможно, она необратима.
В современной науке выделяют три степени проявления умственной отсталости:
- Идиотия. Тяжёлая форма развития болезни. Имеет серьёзные внешние проявления. Обычно недоразвиты конечности, многие внутренние органы. Человек не способен самостоятельно перемещаться, понимать человеческую речь, отличать своих от чужих. Не способен говорить, кроме нескольких звуков.
- Имбецильность. Средняя форма, характеризующаяся не только поведенческими особенностями, но и проблемами с развитием внутренних органов, частей лица. Ребёнок может понять окружающих, ответить, выучить некоторые слова. В речи есть только существительные и глаголы, сложные конструкции в виде предложений из нескольких слов практически недоступны.
- Дебильность. Лёгкая форма умственной отсталости. Внешне ребёнок не отличается от сверстников, но в поведении с первых лет жизни заметны отличия. У них сохранены эмоции, но возникают проблемы с сохранением внимания на объекте, запоминании и понимании новой информации. Не понимают метафоры и любые переносные значения слов. [2]
Каждая из описанных форм разделяется на 4 подвида по степени тяжести на основе результатов проведения тестов на IQ:
- Лёгкая – 60-50 баллов при прохождении тестов.
- Средняя или умеренная. 49-35 баллов в среднем.
- Тяжёлая, 34-20 баллов суммарно за все тесты.
- Глубокая. Определяется при показателях ниже 20 баллов, человек фактически не способен существовать без круглосуточного присмотра.
Основные отличия
Ребята с задержкой психического развития в первые годы испытывают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми, не могут понять правил, по которым строится взаимодействие. При этом уровень IQ у них может быть высокий, что определяется по стандартным тестам, с которыми такие дети успешно справляются. Из-за особенностей психики, ребята с диагнозом просто не могут использовать доступные им ресурсы мозга, поэтому начинается отставание в развитии от сверстников, которое становится особенно заметным к школе. Ведущим отличием диагнозов является вероятность избавления от симптомов. Умственная отсталость необратима, тогда как ЗПР можно скорректировать при правильно подобранной терапии к подростковому возрасту малыша. [3]
При сравнении ЗПР и УО (умственной отсталости) отличия наглядно видны в виде таблицы:
Различия при диагностике и лечении
Человек, далёкий от медицины, столкнувшись с проблемами у ребёнка в раннем возрасте не сможет понять, ЗПР или умственная отсталость у малыша. Для установления точного диагноза необходимо обратиться к врачам и пройти полное обследование, ведь только опытный врач точно знает, как отличить ЗПР и УО (умственную отсталость) в раннем детстве, когда симптомы ещё не полностью проявились. [4]
Отличия будут видны уже на первом этапе обследования при прохождении специальных тестов разной направленности:
- Способность осознать необходимость помощи, попросить о ней, принять от окружающих.
- Ознакомление, освоение знаний и умений, применение на практике в задачах различной сложности.
- Стремление к развитию.
- Способность применять полученные знания при решении аналогичных заданий с небольшими изменениями.
ЗПР и умственная отсталость подразумевают разные программы коррекции, хотя обращаться придётся к одним и тем же специалистам:
- Психологи и психиатры.
- Невропатологи.
- Дефектологи.
- Олигофренопедагоги.
- Логопедами.
- Родителями.
С обеими патологиями коррекционная работа ведётся круглосуточно. Участие родителей, создание для детей подходящих условий дома, подстраивание поведения взрослых и отношения к малышу в зависимости от его диагноза –часть терапии, позволяющая добиваться устойчивых результатов. Без постоянной поддержки и занятий будет наблюдаться регресс развития.
В случае, когда врачи считают возможным улучшение состояния ребёнка, проводится коррекционная работа по нескольким направлениям:
- Освоение знаний о мире и базовых навыков с помощью врачей. Идёт медленнее, чем у сверстников.
- Развитие и усложнение речи, контроль над правильностью и смысловой нагрузкой разговора.
- Повышение мотивации к обучению через применение игровых методик.
- Обучение концентрации внимания, что позволит решать учебные и бытовые задачи. [5]
Список использованной литературы
- ^ Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
- ^ Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
- ^ Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- ^ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
- ^ Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.