Отличие ЗПР от умственной отсталости
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Отставание в развитии ребёнка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.
Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.
Содержание статьи:
Основные отличия ЗПР от УО
Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из неё.
Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждения головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребёнка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.
Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:
- Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребёнок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия неспособны.
- Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребёнок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
- Идиотия – тяжёлая форма олигофрении. Повреждён как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.
Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится ещё на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:
- лёгкая – 50 -60;
- умеренная 35-40;
- тяжёлая 20-34;
- при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.
Проблемы детей
Детям с задержкой психического развития тяжело даётся общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.
Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.
Однако не могут в определённый период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.
Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».
Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР
В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.
Таблица отличий ЗПР и лёгкой умственной отсталости (УО):
При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.
Различия при диагностике
Человек, несведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.
В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:
- ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
- способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
- стремление к развитию;
- способность просить о помощи и принимать её от окружающих.
По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:
- психологами;
- невропатологами;
- логопедами;
- социальными педагогами;
- родителями.
При перспективах к улучшению состояния ведётся работа по основным направлениям:
- освоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
- развитие способности к речи, контроля над ней;
- умение концентрировать внимание на определённой задаче;
- повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.
Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 1. – 392 с.
- Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 78.