ЗПР соматогенного происхождения
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
ЗПР соматогенного происхождения – это вариант задержки психического развития. Он формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребенка.
Один из типов болезни, зависящий от психического состояния человека, поэтому достаточно легко поддается коррекции. Лучше – на фоне тесного сотрудничества специалистов психологов, дефектологов и близких родственников ребенка.
Содержание статьи:
Этиология
ЗПР соматогенного генезиса имеет после родовое происхождение. Патология формируется в раннем детстве или младенчестве под влиянием разнообразных болезней соматического характера:
- туберкулез;
- болезни дыхательной системы (астма, муковисцидоз);
- желудочно-кишечные заболевания, продолжающиеся долгое время;
- пороки сердца разного типа;
- почечная недостаточность;
- ревматизм;
- аллергия;
- частые инфекционные заболевания.
Из вышеперечисленных причин возникновения ЗПР соматогенного типа, можно сделать вывод, что проблема всегда приобретенная.
Проявления заболевания
ЗПР соматогенного происхождения характеризуется не только первичным отставанием, но и регрессом психических функций, чем объясняется постепенное ухудшение состояния больного с возрастом.
Это один из интереснейших типов ЗПР, так как провоцирует его развитие не столько физическое состояние, сколько влияние окружения. Родители, сами того не подозревая, в попытке позаботиться, часто наносят своим больным детям существенный ущерб.
Насчитывается 10 наиболее явных признаков, позволяющих диагностировать ЗПР соматического генеза:
- Болезненность. Слабое физическое здоровье с рождения.
- Успеваемость ниже выявленных интеллектуальных способностей.
- Быстрая утомляемость.
- Рассеянность.
- Слабая память, обусловленная быстрым развитием усталости.
- Проблемы с вниманием.
- Невропатические реакции, вызванные психологическим восприятием своего дефекта. Нарушения сна, кошмары, страхи, расстройство аппетита.
- Эмоциональные нарушения поведения. Низкая самооценка, капризность, плаксивость, впечатлительность, чрезмерная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения.
- Даже в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
- Невозможно проводить продолжительные занятия. Необходима постоянная смена деятельности.
В таком состоянии больного виноваты исключительно окружающие его взрослые. Изначально психически здоровый, равномерно развивающийся малыш начинает отставать не только из-за постоянного чувства истощенности, усталости, вызываемого болезнями, но и из-за отношения к нему окружающих.
Характеристика особенностей ЗПР соматогенного происхождения в научных статьях начинается с описания проблем интеграции в общество.
ЗПР соматогенного типа характерна для «домашних» ребят, которые из-за состояния здоровья или активной опеки взрослых лишены регулярного общения с сверстниками. Значит, не имеют опыта общения в социуме, быстро привыкают к своему «особому» положению больного.
Постепенно это приводит к эмоциональной неустойчивости, капризности, заниженной самооценке.
Такой ученик избегает сложных, неизвестных ему задач, при неудаче в выполнении операции надолго бросает ее и любую другую деятельностью, боится выйти из «зоны комфорта».
Диагностика
Диагностика задержки психического развития в современной системе здравоохранения выполнима с первых месяцев жизни. Уже в 1 месяц жизни ребенок проходит полное обследование, в том числе попадает на прием к невропатологу. Врач обязан определить уровень развития первичных рефлексов у дитя, в норме ли его реакции на окружающий мир, правильно ли он реагирует на взрослых.
На приеме психолог, невропатолог, проводят тесты, призванные продемонстрировать развитость психических реакций различных типов, а затем делают свое заключение.
Для выявления причины расстройства проводится опрос родителей, изучается медицинская карта, организовываются исследования головного мозга малыша.
Лечение и профилактика
Лечение детей с диагнозом ЗПР соматогенного происхождения строится комплексно. Кроме лекарств для улучшения внимания, концентрации и памяти, наилучший результаты дает индивидуальный подходом в комплексном лечение и занятия у логопеда, психолога, дефектолога.
Прогнозы
При раннем выявлении (в 5-6 летнем возрасте) ЗПР соматического происхождения, прогнозы специалистов оптимистичные. От отставания возможно полностью избавиться к подростковому возрасту. Но только с учетом тщательной коррекционной комплексной работы специалистов с ребенком и родителями.
Наиболее значимую роль в данном случае имеет окружение ребенка, так как именно его отношения чаще всего приводит к развитию заболевания.
Важно, чтобы близкие родственники поменяли свое восприятие малыша, проводили коррекционные мероприятия, которые им посоветуют психологи, дефектологи, логопеды.
Общие рекомендации
Рекомендации специалистов направленны в первую очередь на то, чтобы избежать развития соматического ЗПР у детей.
Для этого нужно с вниманием относиться к болезненному ребенку, но не перегибать с опекой. Несмотря на болезненность, ему нужно пройти тот же путь развития, что и сверстникам. Ребенку придется сталкиваться с теми же задачами, трудностями, осваивать требующиеся навыки.
Также важную роль играет присутствие социального общения.
Если погрузить малыша в общество сверстников невозможно, подбирается социальная группа, среда, в которой он сможет оттачивать социальные навыки.
При выявлении диагноза ЗПР соматогенного генеза, нужно в первую очередь обратиться к психологам, работающим с подобными расстройствами. Положительные изменения в психическом развитии появятся после разрешения психологических проблем, коррекционной работы над самооценкой самого пациента, оценкой им окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними.
- Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
- Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
- Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
- A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
- Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
- Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
- Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
- A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.