г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР соматогенного происхождения – это вариант задержки психического развития. Он формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребёнка.

Особенность, отличающая соматогенную форму ЗПР от других, заключается в постепенном регрессе личности, происходящем по мере взросления. Изначально здоровый ребёнок, под влиянием внешних факторов, теряет ранее сформированные навыки и умения.

Один из типов болезни, зависящий от психического состояния человека, поэтому достаточно легко поддаётся коррекции. Лучше – на фоне тесного сотрудничества специалистов: психологов, дефектологов и близких родственников ребёнка.

Этиология

ЗПР соматогенного генезиса имеет послеродовое происхождение. Патология формируется в раннем детстве или младенчестве под влиянием разнообразных болезней соматического характера:

  • туберкулёз;
  • болезни дыхательной системы (астма, муковисцидоз);
  • желудочно-кишечные заболевания, продолжающиеся долгое время;
  • пороки сердца разного типа;
  • почечная недостаточность;
  • ревматизм;
  • аллергия;
  • частые инфекционные заболевания.
Болезненный ребенок риск по соматогенному ЗПР

Из вышеперечисленных причин возникновения ЗПР соматогенного типа, можно сделать вывод, что проблема всегда приобретённая.

Ребёнок рождается здоровым и некоторое время развивается соответственно возрасту. Однако постоянное болезненное состояние приводит к тому, что психические процессы начинают отставать в развитии. К 5-6 годам, при переходе к обучению, это становится наиболее заметно.

Проявления заболевания

ЗПР соматогенного происхождения характеризуется не только первичным отставанием, но и регрессом психических функций, чем объясняется постепенное ухудшение состояния больного с возрастом.

Это один из интереснейших типов ЗПР, так как провоцирует его развитие не столько физическое состояние, сколько влияние окружения. Родители, сами того не подозревая, в попытке позаботиться, часто наносят своим больным детям существенный ущерб.

Насчитывается 10 наиболее явных признаков, позволяющих диагностировать ЗПР соматического генеза:

Ребенок, утративший ранее имевшиеся навыки
  • Болезненность. Слабое физическое здоровье с рождения.
  • Успеваемость ниже выявленных интеллектуальных способностей.
  • Быстрая утомляемость.
  • Рассеянность.
  • Слабая память, обусловленная быстрым развитием усталости.
  • Проблемы с вниманием.
  • Невропатические реакции, вызванные психологическим восприятием своего дефекта. Нарушения сна, кошмары, страхи, расстройство аппетита.
  • Эмоциональные нарушения поведения. Низкая самооценка, капризность, плаксивость, впечатлительность, чрезмерная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения.
  • Даже в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
  • Невозможно проводить продолжительные занятия. Необходима постоянная смена деятельности.

В таком состоянии больного виноваты исключительно окружающие его взрослые. Изначально психически здоровый, равномерно развивающийся малыш начинает отставать не только из-за постоянного чувства истощённости, усталости, вызываемого болезнями, но и из-за отношения к нему окружающих.

Болезненных детей окружают гиперопекой, стараются создать им комфортные условия, избавить от малейших трудностей, которые приходится разрешать человеку на пути своего становления. Желая максимально облегчить существование ребёнку, взрослые, сами того не желая, лишают его необходимых жизненных задач, которые должны бы понудить к развитию адекватных психических реакций.

Характеристика особенностей ЗПР соматогенного происхождения в научных статьях начинается с описания проблем интеграции в общество.

ЗПР соматогенного типа характерна для «домашних» ребят, которые из-за состояния здоровья или активной опеки взрослых лишены регулярного общения со сверстниками. Значит, не имеют опыта общения в социуме, быстро привыкают к своему «особому» положению больного.

Постепенно это приводит к эмоциональной неустойчивости, капризности, заниженной самооценке.

Капризный поачущий ребенок

Такой ученик избегает сложных, неизвестных ему задач, при неудаче в выполнении операции надолго бросает её и любую другую деятельностью, боится выйти из «зоны комфорта».

Диагностика

Диагностика задержки психического развития в современной системе здравоохранения выполнима с первых месяцев жизни. Уже в 1 месяц жизни ребёнок проходит полное обследование, в том числе попадает на приём к невропатологу. Врач обязан определить уровень развития первичных рефлексов у дитя, в норме ли его реакции на окружающий мир, правильно ли он реагирует на взрослых.

На приёме психолог, невропатолог, проводят тесты, призванные продемонстрировать развитость психических реакций различных типов, а затем делают своё заключение.

Психологическое тестирование при подозрении на соматогенную ЗПР

Для выявления причины расстройства проводится опрос родителей, изучается медицинская карта, организовываются исследования головного мозга малыша.

Лечение и профилактика

Лечение детей с диагнозом ЗПР соматогенного происхождения строится комплексно. Кроме лекарств для улучшения внимания, концентрации и памяти, наилучшие результаты даёт индивидуальный подход в комплексном лечении и занятия у логопеда, психолога, дефектолога.

Внимание уделяется работе психолога, дефектолога, так как занятия с ними снимают первопричину расстройства, за относительно короткий срок преодолевают образовавшееся отставание.

Прогнозы

При раннем выявлении (в 5-6 летнем возрасте) ЗПР соматического происхождения, прогнозы специалистов оптимистичные. От отставания возможно полностью избавиться к подростковому возрасту. Но только с учётом тщательной коррекционной комплексной работы специалистов с ребёнком и родителями.

Наиболее значимую роль в данном случае имеет окружение ребёнка, так как именно его отношения чаще всего приводит к развитию заболевания.

Важно, чтобы близкие родственники поменяли своё восприятие малыша, проводили коррекционные мероприятия, которые им посоветуют психологи, дефектологи, логопеды.

При этом диагнозе, успех – в руках у родителей и членов семьи ребёнка.

Общие рекомендации

Рекомендации специалистов направлены в первую очередь на то, чтобы избежать развития соматического ЗПР у детей.

Для этого нужно с вниманием относиться к болезненному ребёнку, но не перегибать с опекой. Несмотря на болезненность, ему нужно пройти тот же путь развития, что и сверстникам. Ребёнку придётся сталкиваться с теми же задачами, трудностями, осваивать требующиеся навыки.

Также важную роль играет присутствие социального общения.

Семья играет с ребенком с ЗПР

Если погрузить малыша в общество сверстников невозможно, подбирается социальная группа, среда, в которой он сможет оттачивать социальные навыки.

При выявлении диагноза ЗПР соматогенного генеза нужно в первую очередь обратиться к психологам, работающим с подобными расстройствами. Положительные изменения в психическом развитии появятся после разрешения психологических проблем, коррекционной работы над самооценкой самого пациента, оценкой им окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними.

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
  2. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
  3. Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
  4. A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
  5. Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
  6. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
  7. Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
  8. A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×