ЗПР церебрально-органического происхождения
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Уже с конца XX века внимание педагогов, дефектологов и детских врачей привлекают дети с интеллектуальным дефицитом слабой степени. Причиной такого явления часто становится ЗПР церебрально-органического происхождения.
Содержание статьи:
Общая информация
ЗПР церебрально-органического происхождения – это патология, выражающаяся в задержке психофизиологического развития и её характеристика отчасти совпадает с другими видами ЗПР. Разница в повреждении ЦНС: рассматриваемая патология характеризуется стойкими, грубыми нарушениями в созревании мозга.
Этиология
Причины развития формы ЗПР церебрально-органического происхождения установлены современной медициной достаточно точно. Часто они встречаются комплексно и дополняют клиническую картину дополнительными сопутствующими диагнозами.
Развитию ЗПР данного типа способствуют:
- инфекции, перенесённые матерью во время беременности;
- продолжительный токсикоз;
- внутриутробные интоксикации;
- внутриутробные травмы;
- резус-конфликт;
- родовые травмы;
- гипоксия периода беременности и в процессе родов;
- недоношенность;
- токсико-дистрофические болезни в первые годы жизни;
- нейроинфекции в младенчестве.
Проявления заболевания
Признаки ЗПР церебрально-органического генеза разнообразны, проявляются в зависимости от степени поражения тканей головного мозга.
Наиболее характерные симптомы – запаздывание развития основных навыков:
- речевых;
- ходьбы и бега;
- опрятности и гигиены;
- игровой деятельности.
Физиологически, патология проявляется такими явлениями:
- вегетативно-сосудистая дистония;
- гидроцефальные стигмы;
- гипертензионные стигмы.
Эмоционально-волевые отклонения у детей с ЗПР церебрально-органического генеза проявляются в виде органического инфантилизма.
Диагностика
Диагностика ЗПР церебрально-органического генеза связана с её основными характеристиками, это сложный процесс. В основе его лежит общение со взрослыми, окружающими ребёнка.
Опрашиваются родители. В процессе беседы выясняются обстоятельства беременности, нюансы рождения, факторы, способные повлиять на состояние пациента. Разбираются особенности поведения в общественных местах, дома, в образовательных учреждениях.
Дальше осматривается ребёнок. Проводятся психофизиологические тесты, выявляющие уровень развития конкретных функций мозга. Необходимо отдельно установить степень развития конкретных психических процессов, поэтому используется комплекс разноплановых тестов.
Психиатром проводится нейропсихическая диагностика, с целью точнее определить основные особенности проявления заболевания в конкретном случае.
Лечение и профилактика
Лечение и коррекция ЗПР проводится с момента выявления диагноза (дошкольного возраста) до момента полного или частичного выравнивания уровня развития пациента со здоровыми сверстниками. Требуется комплексная, многопрофильная работа:
- педиатра;
- невролога;
- психолога и психиатра;
- логопедов;
- педагогов-дефектологов.
Медицинская помощь предоставляется в соответствии с выявленными признаками ЗПР церебрально-органического генеза. Кроме медикаментов применяют:
- водолечение;
- ЛФК (лечебная физическая культура);
- физиотерапию;
- массаж.
Проводится работа по обучению детей с ЗПР церебрально-органического генеза в специальных ДОУ и НОО или коррекционных группах, классах, проводящих обучение по образовательным программам VII вида.
Коррекционное обучение ведётся по учебникам для общеобразовательных школ, но материал сокращается. Используются методы комплексного изучения материала, развития умений, многократного повторения. Время занятий сокращается в связи с психофизическими особенностями работы мозга и ЦНС обучающихся.
Профилактика развития ЗПР церебрально-органического характера подразумевает тщательное планирование и отслеживание беременности. Кроме этого, следует:
- избегать влияния отрицательных факторов на плод во время вынашивания;
- проводить профилактику инфекционных заболеваний в раннем возрасте;
- обеспечить благоприятные психофизиологические условия для воспитания и взросления малыша.
Прогнозы
Избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического происхождения у детей невозможно, так как синдром развивается из-за поражения головного мозга. Однако возможно минимизировать внешние проявления патологии. Благодаря усилиям профессиональных врачей и педагогов, отставание в развитии от здоровых ребят – преодолимо.
Дети с подобным диагнозом обучаемы, хотя и воспринимают информацию медленнее здоровых сверстников. Где здоровый ребёнок справится самостоятельно, им нужна помощь учителя.
Общие рекомендации
Отслеживайте поведение, реакции на новую информацию, скорость запоминания информации у ребёнка с первых лет жизни.
При выявлении отклонений от нормы, необходимо срочное обследование и уточнение диагноза.
Проводите коррекционные мероприятия с момента постановки диагноза регулярно, не прерывая работу и в домашних условиях.
Получение полноценной многопрофильной помощи, ежедневная усердная работа, помогут ребёнку к подростковому периоду адаптироваться в обществе и догнать по уровню развития сверстников.
Список использованной литературы
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебральноорганического генеза (клинико-психологические корреляции): автореф. дис. … канд. пед. наук — М., 1982. — 17 с.
- [Potential of peptidergic nootropic therapy in developmental dysphasia in children]. Zavadenko NN, Davydova LA, Suvorinova NY, Khondkaryan GS. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2019;119(11):47-53. doi: 10.17116/jnevro201911911147.
- Лукашевич И.П Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей / И.П. Лукашевич // Физиология человека. -Т 24, N° 1. — С. 16-20.
- Nunez P.L. The location of cortical sources of EEG / P.L. Nunez / EEG and Clin. Neurophisiol. -1985. — V 61, Ns 3. -P 51.
- Ахутина, Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Питер, 2008.