г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

ЗПР церебрально-органического происхождения

Отстающий в школе ребенок с ЗПР

Уже с конца XX века внимание педагогов, дефектологов и детских врачей привлекают дети с интеллектуальным дефицитом слабой степени. Причиной такого явления часто становится ЗПР церебрально-органического происхождения.

У многих детей заболевание выявляется на первых неделях занятий в начальной школе или подготовительном классе. Столь поздняя диагностика значительно затрудняет коррекционное лечение и усложняет эффективность мер по выравниванию психических реакций со сверстниками.

Общая информация

ЗПР церебрально-органического происхождения – это патология, выражающаяся в задержке психофизиологического развития и ее характеристика отчасти совпадает с другими видами ЗПР. Разница в повреждении ЦНС: рассматриваемая патология характеризуется стойкими, грубыми нарушениями в созревании мозга.

ЗПР церебрального генеза – один из самых распространенных типов заболеваний, встречающийся в большинстве случаев при выявлении в дошкольном возрасте.

Этиология

Причины развития формы ЗПР церебрально-органического происхождения установлены современной медициной достаточно точно. Часто они встречаются комплексно и дополняют клиническую картину дополнительными сопутствующими диагнозами.

Развитию ЗПР данного типа способствуют:

  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • продолжительный токсикоз;
  • внутриутробные интоксикации;
  • внутриутробные травмы;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • гипоксия периода беременности и в процессе родов;
  • недоношенность;
  • токсикодистрофические болезни в первые годы жизни;
  • нейроинфекции в младечестве.
Патология беременности причина органической ЗПР

Большое число случаев ЗПР церебрально-органического генеза возникает в результате сочетания нескольких причин, из перечисленных выше, одновременно.

Проявления заболевания

Признаки ЗПР церебрально-органического генеза разнообразны, проявляются в зависимости от степени поражения тканей головного мозга.

Наиболее характерные симптомы – запаздывание развития основных навыков:

  • речевых;
  • ходьбы и бега;
  • опрятности и гигиены;
  • игровой деятельности.

Физиологически, патология проявляется такими явлениями:

  • вегетативно-сосудистая дистония;
  • гидроцефальные стигмы;
  • гипертензионные стигмы.

Эмоционально-волевые отклонения у детей с ЗПР церебрально-органического генеза проявляются в виде органического инфантилизма.

Дети с ЗПР отстают от сверстников в школе

У них слабо выражены эмоции, отсутствует заинтересованность в результате и оценке действий, низкий уровень притязаний. Они легко внушаемы. Игровая деятельность бедная, носит монотонный характер. Характерна скудность воображения, отсутствие стремления к творчеству. Игра используется в качестве способа увильнуть от занятий.

Диагностика

Диагностика ЗПР церебрально-органического генеза связана с ее основными характеристиками, это сложный процесс. В основе его лежит общение с взрослыми, окружающими ребенка.

Опрашиваются родители. В процессе беседы выясняются обстоятельства беременности, нюансы рождения, факторы, способные повлиять на состояние пациента. Разбираются особенности поведения в общественных местах, дома, в образовательных учреждениях.

Дальше осматривается ребенок. Проводятся психофизиологические тесты, выявляющие уровень развития конкретных функций мозга. Необходимо отдельно установить степень развития конкретных психических процессов, поэтому используется комплекс разноплановых тестов.

Психиатром проводится нейропсихическая диагностика, с целью точнее определить основные особенности проявления заболевания в конкретном случае.

Лечение и профилактика

Лечение и коррекция ЗПР проводится с момента выявления диагноза (дошкольного возраста) до момента полного или частичного выравнивания уровня развития пациента со здоровыми сверстниками. Требуется комплексная, многопрофильная работа:

  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога и психиатра;
  • логопедов;
  • педагогов-дефектологов.
Опрос врачом семьи с ребенком с ЗПР

Главную роль играет вовлеченность и мотивация взрослых, близких ребенку, так как главная нагрузка по преодолению проблемы ляжет на их плечи.

Медицинская помощь предоставляется в соответствии с выявленными признаками ЗПР церебрально-органического генеза. Кроме медикаментов применяют:

  • водолечение;
  • ЛФК (лечебная физическая культура);
  • физиотерапию;
  • массаж.

Проводится работа по обучению детей с ЗПР церебрально-органического генеза в специальных ДОУ и НОО или коррекционных группах, классах, проводящих обучение по образовательным программам VII вида.

Коррекционное обучение ведется по учебникам для общеобразовательных школ, но материал сокращается. Используются методы комплексного изучения материала, развития умений, многократного повторения. Время занятий сокращается в связи с психофизическими особенностями работы мозга и ЦНС обучающихся.

Профилактика развития ЗПР церебрально-органического характера подразумевает тщательное планирование и отслеживание беременности. Кроме этого следует:

Профилактические обследования при беременности
  • избегать влияния отрицательных факторов на плод во время вынашивания;
  • проводить профилактику инфекционных заболеваний в раннем возрасте;
  • обеспечить благоприятные психофизиологические условия для воспитания и взросления малыша.

При малейшем подозрении на отставание малыша по психомоторным параметрам, необходимо начать обследование, а затем заняться коррекционной работой. Чем раньше начинается работа над выявленным заболеванием, тем проще и раньше ребенок сравняется по показателям со сверстниками.

Прогнозы

Избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического происхождения у детей невозможно, так как синдром развивается из-за поражения головного мозга. Однако возможно минимизировать внешние проявления патологии. Благодаря усилиям профессиональных врачей и педагогов, отставание в развитии от здоровых ребят – преодолимо.

Дети с подобным диагнозом обучаемы, хотя и воспринимают информацию медленнее здоровых сверстников. Где здоровый ребенок справится самостоятельно, им нужна помощь учителя.

При правильно поставленной, вовремя проведенной коррекционной работе малыш с диагнозом с возрастом выравнивается в уровне развития, он способен закончить обучение в школе и продолжить его в колледжах, ПТУ или ВУЗах, в зависимости от степени скомпенсированности и природных талантов.

Общие рекомендации

Отслеживайте поведение, реакции на новую информацию, скорость запоминания информации у ребенка с первых лет жизни.

При выявлении отклонений от нормы, необходимо срочное обследование и уточнение диагноза.

Проводите коррекционные мероприятия с момента постановки диагноза регулярно, не прерывая работу и в домашних условиях.

Получение полноценной многопрофильной помощи, ежедневная усердная работа, помогут ребенку к подростковому периоду адаптироваться в обществе и догнать по уровню развития сверстников.

Занятия по коррекции церебрально-органической ЗПР

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Добавить комментарий

Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту

 

×