г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Речь у детей с ЗПР

Тренировка артикуляции перед зеркалом

Задержка психического развития – диагноз, обозначающий нарушение в работе центральной нервной системы, результатом которого становится заторможенное развитие большинства психических функций организма, в том числе и речи.

При этом характеристика речи у детей с ЗПР разнится в большом диапазоне. У одного ребенка – бедным словарем, у другого – неправильным построением предложений, у третьего – проблемами с произношением звуков. Иногда у ребят с ЗПР происходит тяжелая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон.

В отличие от умственной отсталости, задержка психического развития – диагноз, поддающийся коррекции вплоть до полного исправления. Поэтому при должной работе над проблемой, логопеды и неврологи добиваются отличных результатов развития речи даже у детей-дошкольников с ЗПР.

Речевые нарушения при ЗПР

У детей с ЗПР выявляют особенности речевого развития, характеризующиеся отставанием в конкретном одном аспекте речи или нескольких сразу. Подобный дефект замедляет работу всех типов мышления, усложняет ребенку общение с миром.

Своевременно не убранный речевой дефект помешает ребенку с ЗПР осваивать учебную программу в школе, так как он окажется не способным понимать, воспринимать речь. Следом идут трудности связно высказывать свои мысли, учить тексты. Ребенок не освоит письмо и определенные типы мышления.

При выявлении речевых дефектов, необходимо обратиться к врачу-неврологу, логопеду.

Артикулярный аппарат

Ребята с ЗПР иногда имеют проблемы с анатомией речевого аппарата, часто приводящие к тяжелой задержке речевого развития:

  • толстый язык;
  • укороченная связка под языком, уздечка;
  • неправильный прикус;
  • дефекты зубного ряда;
  • анатомические аномалии нёба.
Мальчик с коротким языком

Распространенная проблема – слабая речевая моторика. Многие необходимые движения языком и губами детки могут выполнить в результате многократного повторения по образцу, а после не используют их в своей речи не используют.

Звукопроизношение

Вторая по распространённости проблема – не произношение определенных звуков.

В большинстве случаев деткам трудно произносить артикуляционно сложные звуки (сонорные, свистящие, шипящие).

Типы нарушений:

  • Пропуск произносимого звука вообще. Характерен для сложно артикулируемых сонорных (р).
  • Замена сложного звука простым.
  • Искажение при произношении. Характерный пример – межзубное произношение свистящих.
  • Смешение звуков.

Тяжело детям с ЗПР дается понимание особенностей чужой речевой деятельности, то есть фонематическое восприятие, звуковой анализ.

Пытаясь на слух определить состав слова, они пропускают один согласный из стечения, повторяющиеся слоги, путают рядом стоящие согласные, не могут повторить произнесенное другим слово.

Лексика

Девочка говорит бессмыслицу

Наиболее слабая часть речевой деятельности детей с ЗПР – лексическая составляющая. Это объясняется низким интеллектуальным потенциалом, отсутствием интереса к окружающему миру.

Типичные проблемы:

  • ограниченный словарь;
  • преобладание пассивной лексики;
  • быстрая потеря активной лексики;
  • неправильное употребление слов.

Слабый предметный словарь приводит к тому, что малыш не может точно установить значение слова.

Он смешивает близкие понятия, проводит неправильное обобщение. Особую сложность вызывают обобщённые понятия, которые при разговоре чаще заменяются родовыми или видовыми.

Глагольный словарь редко включает в себя слова, обозначающие ощущение каких-либо чувств (испугался, обрадовался). Определяя действие в предложении, ребенок отметит глагол и связанное с ним существительное.

Сильнее всего не развит качественный словарь. Потому что детям сложно характеризовать признаки, которые они не могут видеть визуально в реальном мире.

С запоминанием прилагательных, обозначающих конкретные признаки (цвета), проблем не возникает А вот оценочные прилагательные, описывающие какие-либо не физические качества, используются крайне редко, неправильно.

Развитие речи у дошкольников с ЗПР

При диагностировании проблем с задержкой психического развития в возрасте 2-5 лет, возможно помещение ребенка в коррекционное ДОУ. Либо в специальную группу, с которой регулярно работает дефектолог и логопед. В таком случае можно говорить о правильном формировании и развитии связной речи у детей с ЗПР, устранении основных речевых нарушений и недостатков к младшей школе.

Описание смысла слов ребенку с ЗПР

Если своевременно не начать работу над исправлением недостатка, то в будущем ребенка ждут неудачи в освоении большинства школьных предметов.

Практически вся школьная программа, особенно в младшей школе, построена на активном использовании устной и письменной речи. Поэтому еще в садике необходимо пройти обследование. Это поможет оценить характеристику речи у ребенка с ЗПР, заняться ее формированием и исправлением нарушений.

Направления коррекционной работы

Формирование правильной речи у ребенка с ЗПР – тяжелый, но оправданный труд. Чтоб результаты оказались достижимыми и заметными, взрослым предстоит потрудиться. Важно соблюдать комплекс мероприятий, важнейшие из которых перечислены ниже.

Устранение дефектов в произнесении звуков. Постановка четкой артикуляции. Понимание, что речь у детей с ЗПР нуждается в работе, требует усилий со стороны логопеда. И, разумеется, родителей.

Развитие умения сопоставлять слова и их значение. Особенно это важно для слов с отрешенным, не выраженным в физическом мире значением. Тяжелее всего ребятам с ЗПР дается понимание значений прилагательных, многозначности слов.

Обучение особенностям русского словообразования, правильному использованию падежей существительных и прилагательных, предлогов.

Составление грамматически верных предложений из нескольких слов.

Расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Особое внимание при этом уделяется определениям, описанию действий, чувств, испытываемых ребенком, литературным героем, другим человеком.

Логопед объясняет ребенку понятия

Развитие умения объяснять, что означает то или иное использованное ребенком слово.

Работа с новыми словами, направленная на запоминание, внедрение в активную лексику. Для этого дается толкование слова, примеры его употребления, которые проговариваются и читаются. Затем ребятам дается задание самостоятельно придумать ситуацию, когда это слово употребляется.

Чем быстрее, успешнее проходит развитие речи у детей с ЗПР, настойчивей устраняются ее характерные недостатки, тем быстрее разовьется полноценное мышление.

Добавить комментарий

Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту

 

×