Речь у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка психического развития – диагноз, обозначающий нарушение в работе центральной нервной системы, результатом которого становится заторможенное развитие большинства психических функций организма, в том числе и речи.
При этом характеристика речи у детей с ЗПР разнится в большом диапазоне. У одного ребёнка – бедным словарём, у другого – неправильным построением предложений, у третьего – проблемами с произношением звуков. Иногда у ребят с ЗПР происходит тяжёлая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон.
Содержание статьи:
Речевые нарушения при ЗПР
У детей с ЗПР выявляют особенности речевого развития, характеризующиеся отставанием в конкретном одном аспекте речи или нескольких сразу. Подобный дефект замедляет работу всех типов мышления, усложняет ребёнку общение с миром.
При выявлении речевых дефектов, необходимо обратиться к врачу-неврологу, логопеду.
Артикулярный аппарат
Ребята с ЗПР иногда имеют проблемы с анатомией речевого аппарата, часто приводящие к тяжёлой задержке речевого развития:
- толстый язык;
- укороченная связка под языком, уздечка;
- неправильный прикус;
- дефекты зубного ряда;
- анатомические аномалии нёба.
Распространённая проблема – слабая речевая моторика. Многие необходимые движения языком и губами детки могут выполнить в результате многократного повторения по образцу, а после не используют их в своей речи.
Звукопроизношение
Вторая по распространённости проблема – не произношение определённых звуков.
Типы нарушений:
- Пропуск произносимого звука вообще. Характерен для сложно артикулируемых сонорных (р).
- Замена сложного звука простым.
- Искажение при произношении. Характерный пример – межзубное произношение свистящих.
- Смешение звуков.
Пытаясь на слух определить состав слова, они пропускают один согласный из стечения, повторяющиеся слоги, путают рядом стоящие согласные, не могут повторить произнесённое другим слово.
Лексика
Наиболее слабая часть речевой деятельности детей с ЗПР – лексическая составляющая. Это объясняется низким интеллектуальным потенциалом, отсутствием интереса к окружающему миру.
Типичные проблемы:
- ограниченный словарь;
- преобладание пассивной лексики;
- быстрая потеря активной лексики;
- неправильное употребление слов.
Слабый предметный словарь приводит к тому, что малыш не может точно установить значение слова.
Он смешивает близкие понятия, проводит неправильное обобщение. Особую сложность вызывают обобщённые понятия, которые при разговоре чаще заменяются родовыми или видовыми.
Глагольный словарь редко включает в себя слова, обозначающие ощущение каких-либо чувств (испугался, обрадовался). Определяя действие в предложении, ребёнок отметит глагол и связанное с ним существительное.
Сильнее всего не развит качественный словарь. Потому что детям сложно характеризовать признаки, которые они не могут видеть визуально в реальном мире.
Развитие речи у дошкольников с ЗПР
При диагностировании проблем с задержкой психического развития в возрасте 2-5 лет, возможно помещение ребёнка в коррекционное ДОУ. Либо в специальную группу, с которой регулярно работает дефектолог и логопед. В таком случае можно говорить о правильном формировании и развитии связной речи у детей с ЗПР, устранении основных речевых нарушений и недостатков к младшей школе.
Если своевременно не начать работу над исправлением недостатка, то в будущем ребёнка ждут неудачи в освоении большинства школьных предметов.
Направления коррекционной работы
Формирование правильной речи у ребёнка с ЗПР – тяжёлый, но оправданный труд. Чтоб результаты оказались достижимыми и заметными, взрослым предстоит потрудиться. Важно соблюдать комплекс мероприятий, важнейшие из которых перечислены ниже.
Устранение дефектов в произнесении звуков. Постановка чёткой артикуляции. Понимание, что речь у детей с ЗПР нуждается в работе, требует усилий со стороны логопеда. И, разумеется, родителей.
Развитие умения сопоставлять слова и их значение. Особенно это важно для слов с отрешённым, не выраженным в физическом мире значением. Тяжелее всего ребятам с ЗПР даётся понимание значений прилагательных, многозначности слов.
Обучение особенностям русского словообразования, правильному использованию падежей существительных и прилагательных, предлогов.
Составление грамматически верных предложений из нескольких слов.
Расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Особое внимание при этом уделяется определениям, описанию действий, чувств, испытываемых ребёнком, литературным героем, другим человеком.
Развитие умения объяснять, что означает то или иное использованное ребёнком слово.
Работа с новыми словами, направленная на запоминание, внедрение в активную лексику. Для этого даётся толкование слова, примеры его употребления, которые проговариваются и читаются. Затем ребятам даётся задание самостоятельно придумать ситуацию, когда это слово употребляется.
Чем быстрее, успешнее проходит развитие речи у детей с ЗПР, настойчивей устраняются её характерные недостатки, тем быстрее разовьётся полноценное мышление.
Список использованной литературы
- Подьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994. С. 119-126.
- Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: метод. пособие для педагогов, психологов и врачей / под ред. М.Н. Фиш-ман. М.: Экзамен, 2006. 157 с.
- Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: метод. пособие для педагогов, психологов и врачей / под ред. М.Н. Фиш-ман. М.: Экзамен, 2006. 157 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др., Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. – 386 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.