г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Развитие мышления у детей с ЗПР

Плохая успеваемость у детей с ЗПР

Диагноз «Задержка психического развития» означает, что у ребенка центральная нервная система функционирует не в полную силу или имеет незначительные повреждения. В любом случае, проблемы с ЦНС влияют на формирования функции мышления у ребенка. Особенно заметными становятся отличия от сверстников и особенности мышления у дошкольников с ЗПР.

Специфические проблемы и отставание от других ребят не значит, что интеллект ребенка потерян. Проведение комплексной регулярной работы специалистами и близкими родственниками, позволяет ребенку к подростковому периоду полностью сравняться со сверстниками по уровню мышления.

Мышление – более сложный в сравнении с простым восприятием окружающего мира процесс. Восприятие только предоставляет мозгу информацию о предметах окружающего мира. Мышление же, должно обрабатывать ее, классифицировать и систематизировать. После – структурировать умозаключения на основе пережитого опыта. И затем – вырабатывать практический путь решения задачи.

Сложности со средоточением на фоне ЗПР

Ученые считают, что главная особенность в развитии процесса мышления у детей с ЗПР, характеризуется отсутствием мотивации. Ребенку не интересно решать новые задачи, нет желания систематизировать полученный материал.

Серьезный фактор, усугубляющий тяжесть ЗПР – речевые расстройства. Детям сложно налаживать вербальные связи с окружающим миром. Отражаются проблемы с речью и на внутреннем монологе.

Больным трудно сопоставлять предметы, делать выводы, продумывать план действий более чем из 1 этапа.
Слабое внимание так же играет свою роль. При попытке решить новую нетипичную задачу в первый раз, большинство малышей просто отвлекаются на середине продумывания решения или выполнения плана, что приводит к ошибкам и еще большему снижении мотивации.

Недостатки мыслительной деятельности у детей с ЗПР

У детей с ЗПР отмечаются и речевые проблемы

Проблема малышей с задержкой психического развития – речь. Они плохо владеют этой функцией, а потому не могут вслух проговорить, озвучить план действий, обозначить свои цели. Внутренняя речь так же имеет свои особенности, из-за которых формируются проблемы.

К недостаткам, тормозящим развитие мыслительной деятельности, относят:

  • Отсутствие тяги к поиску, познанию. Ребятам просто неинтересно узнавать что-то новое, решать необычные, непривычные задачи, выполнять сложные задания. Они избегают подобного, или, попав в затруднительное положение, бросают задачу, переключаясь на другой вид деятельности. Несмотря на возраст, ведущей деятельностью для них остаётся игровая. При этом ребята с задержкой психического развития не склонны к фантазированию, придумыванию новых игр, они предпочитают наиболее простые, привычные варианты.
  • Неумение составить план и действовать по нему. Малыш, получая задачу, стремится максимально быстро ее выполнить. О возможных трудностях и ошибках не задумывается, а столкнувшись с ними, бросает дело на полпути. Даже если после озвучивания задачи вручить ребенку инструкцию, он не обратит на нее внимание. Не сможет и не захочет запомнить порядок действий, указанный в ней.
  • Низкий уровень мыслительной активности. Они не любят задумываться над задачей, продумывать пути ее решения. Стараются выполнить задание как можно быстрее, не задумываясь над правильностью своих действий, действуют по интуиции. Если их ответ оказывается правильным, объяснить, как он получился, не смогут.
  • Слабая способность к анализу и синтезу. Детям с ЗПР сложно сопоставлять образец решения задачи и свои действия. Особенно, если образец включает в себя несколько пунктов. В таком случае они не могут разбить собственную задачу на такие же участки, сопоставить кусочек шаблона со своими действиями в схожей ситуации.
Даже простые задачи решать при ЗПР сложно

Все эти особенности сказываются на успеваемости, усвоении материала и базовых учебных навыков уже на этапе подготовки к школе. В первом классе – становятся препятствием к освоению школьной программы.

Способы развития мышления

Развивать все виды мышления у детей – дошкольников и учеников младших классов с ЗПР необходимо. Их диагноз не подразумевает невозможность выработать необходимый навык. Просто опыт формируется медленнее из-за осложняющих факторов. Главным из которых является слабая способность надолго концентрировать внимание на одной задаче.

Уровень наглядно-действенного мышления к концу детсадовского периода у ребят с диагнозом и обычных детей, практически не отличается. Дошколята с ЗПР способны формировать группы предметов, сходные по одному признаку. Ошибки в подобных заданиях объяснятся отвлечением на посторонние раздражители.

Но вот более сложные типы мышления, развиты слабо. Их приходится тренировать с помощью специальных коррекционных занятий.

Занятия по развитию мышления у ребенка с ЗПР

Работа должна вестись комплексно. Необходимо прокачивать все психологические функции, ведь без них развитие мышления невозможно.

Особенно важно обратить внимание педагогов-логопедов на развитие речи. Чем больше слов будет знать малыш, чем более сложными фразами разговаривать, тем быстрее начнется развитие словесно-логического мышления.

Педагогам, работающим с нарушениями мышления у детей с ЗПР, во время занятий советуют:

  • Использовать яркие иллюстрации, дублирующие объясняемый материал. Схемы и рисунки такие ребята запоминают и понимают лучше, чем речь.
  • Продумывать индивидуальную схему работы для каждого ученика с учетом его способностей, особенностей восприятия информации.
  • Менять тип деятельности несколько раз в течение одного занятия.
  • Проводить физическую разминку, чтобы переключить ребят, дать им возможность подвигаться перед очередным мозговым штурмом.
  • Оградить учеников от посторонних отвлекающих факторов.
  • Создать в помещении комфортную атмосферу.
  • В качестве игр на уроках использовать специальные разработки для комплексного развития мышления и психики.
Список использованной литературы

  1. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей дошкольного возраста: клиническая типология коморбидных психопатологических синдромов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2014. № 2. С. 52-56.
  2. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учеб-но-метод. пособие. СПб., 2006. 48 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебник. М.: Генезис. 2008. С. 125.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций РГПУ им. Герцена. С-Пб., 2001 г
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций РГПУ им. Герцена. С-Пб., 2001 г

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Записаться к специалисту

 

×