Развитие мышления у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка психического развития происходит из-за проблем с полноценным функционированием центральной нервной системы. Постепенное отставание в психических и когнитивных функциях, без специализированной коррекции, у маленьких детей становится всё более заметным и затрагивает различные сферы поведения ребёнка. Но особенно сильно ЗПР у детей влияет на развитие мышления. [1]
Содержание статьи:
Особенности
Главным процессом, происходящим в мозгу новорождённого младенца, является восприятие. Ему необходимо увидеть, как выглядит и из чего состоит окружающий мир. Чуть позже начинает развиваться и процессы мышления. Этот процесс включает в себя обработку, классификацию и систематизацию уже полученной информации.
Затем пережитый опыт структурируется и позволяет прийти к определённым умозаключениям. И в качестве последнего шага формируется вариант решения возникшей перед человеком задачи. Главной же особенностью мышления дошкольников с ЗПР, по мнению врачей, является отсутствие мотивации. У малыша не возникает интерес при необходимости решить новую задачу, найти выход из новой ситуации, разобраться в уже полученном опыте, систематизировать и анализировать получаемые данные.
Особенностью развития мышления у детей с ЗПР с раннего возраста является нежелание сопоставлять предметы, делать выводы, продумывать план действий и выполнять его, если состоит более чем из 1 шага. Эти трудности также могут быть связаны с особенностями развития памяти детей с ЗПР, так как память играет ключевую роль в формировании последовательных действий и запоминании шагов решения задачи.
Низкие показатели внимательности тоже усиливают проблему. При столкновении с новой или нетипичной задачей ребята быстро отвлекаются на середине размышлений по поводу решения. Это не позволяет сформироваться важным навыкам последовательного рассуждения.
Недостатки мышления у детей с ЗПР
Мышление детей с ЗПР характеризуется заторможенностью по сравнению со сверстниками из-за проблем с развитием и пониманием речи.
В период становления основных мыслительных навыков малыш не может озвучить свои цели, проговорить план действий, обозначить сделанные выводы.
Нарушение мышления у детей с ЗПР характеризуется рядом особенностей:
- Низкая способность к анализу и синтезу получаемой информации. Ребятам с ЗПР сложно понять предложенную инструкцию или пример решения задачи, а перенести образец на похожее, решаемое ими задание, они не способны. Для этого необходимо разбить своё задание на несколько этапов, чтобы сравнить их с полученным образцом, для малыша с задержкой психического развития это слишком сложно.
- Отсутствует стремление к познанию, любопытство. Ребятам неинтересно узнавать новое об окружающем мире, сталкиваться и решать более сложные задачки, выполнять более сложные действия. Их основная деятельность – игровая, при этом на использование фантазии или создание логических цепочек они не способны, поэтому отказываются от новых игр или занятий, имеющих сложные правила, предпочитая элементарные и привычные игры, в которых нет необходимости что-то выбирать, решать или придумывать.
- Слабая мыслительная активность. Действуют интуитивно, если ответ оказывается правильным, то объяснить, почему так, как прийти к такому решению, они не могут. Задумываться над чем-то для них тяжёлый и не желаемый труд.
- Неспособность составлять план из нескольких пунктов и невозможность действовать по нему. Ребёнок получает задачу и старается максимально быстро и просто её выполнить. При этом не обращает внимания на допускаемые ошибки. Если для решения понадобится несколько шагов, то малыш отвлечётся на середине и бросит работу. Если вместе с задачей выдать инструкцию, то человек с ЗПР не обратит на неё внимание и не сможет действовать по шагам, особенно если их надо держать в голове.
Способы развить мышление
Развивать разнообразные варианты мышления у ребят с ЗПР можно и нужно с самого раннего возраста. Наличие диагноза не означает, что ребёнок неспособен на мышление на том же уровне, что и полностью здоровые люди. Из-за рассеянного внимания и неспособности надолго сосредоточиться на чём-то одном формирование базовых навыков в дошкольном и младшем школьном возрасте идёт медленнее, а для их тренировки необходимо использовать специальные педагогические методики.
Наглядно-действенное мышление, способность группировать предметы по одному признаку у здоровых дошколят и с ЗПР сформированы на одинаковом уровне. Дети с диагнозом допускают ошибки только из-за невнимательности. Но более сложные варианты мыслительной деятельности необходимо тренировать дополнительно.
При этом работа по коррекции должна вестись комплексно. Тренируются не только определённые виды мышления, но и психологические функции, без этого прогресс будет минимальным. [3]
Для развития мышления у детей с ЗПР на занятиях можно применять: [4]
- Визуально подкреплять устную информацию. Дети с ЗПР лучше запоминают картинки и графики, поэтому информацию лучше представлять или дублировать в виде иллюстраций, но без чрезмерной детализации, чтобы не отвлечь.
- Постоянно изменять тип деятельности, чтобы не давать возможности отвлечься на не касающиеся занятия вещи.
- Занятие должно разрабатываться индивидуально, с учётом особенностей мышления, уровня развития и поведения конкретного ученика.
- Проводить несколько физических разминок за занятие между сложными для них заданиями. Так, переключаясь после интеллектуальной работы на физическую и обратно, ребёнок будет более успешен в обоих направлениях.
- Занятие проводится в комфортной атмосфере.
- Исключить отвлекающие факторы в помещении, чтобы перенести фокус внимания было не на что.
- Для развития мышления и внимательности используйте игры для детей с ЗПР, в которые позволяете ребёнку поиграть на занятии.
Список использованной литературы:
- ^ Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей дошкольного возраста: клиническая типология коморбидных психопатологических синдромов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2014. № 2. С. 52-56.
- ^ Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учеб-но-метод. пособие. СПб., 2006. 48 с.
- ^ Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебник. М.: Генезис. 2008. С. 125.
- ^ Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций РГПУ им. Герцена. С-Пб., 2001 г