г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР

Главная проблема, которую замечают психологи при обследовании перед поступлением в школу у детей с ЗПР – не сформированность познавательной сферы, особенности подобного состояния накладываются на другие психические процессы.

Незрелость функций, выполняемых центральной нервной системой, препятствует полноценному образовательному процессу. Ребята не могут анализировать, сопоставлять информацию, с трудом запоминают новое. Уже в первые месяцы обучения в школе, их отставание от сверстников бросается в глаза.

Из-за таких особенностей, малыши не способны запомнить написание букв, путают похожие литеры, не могут составлять предложения из слов. Им сложно пересказывать, учить тексты наизусть, трудно переписывать цельный текст и очень – создать собственный.

Исходя из возникающих трудностей, перед специалистами стоит проблема особенностей познавательной сферы деятельности детей с задержкой психического развития (кратко ЗПР).

Ребенок с ЗПР не может написать слова

Восприятие и ощущение

Знание об окружающем мире, о себе, в начале жизни основываются на физических ощущениях: зрении, тактильных ощущениях, слухе, вкусе. Функция органов чувств у детей с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в отличие от сверстников, редко способны составить из впечатлений целостный образ, достоверно отражающий информацию об окружающем мире.

Развитие восприятия ведется по двум направлениям:

  1. Формирование представлений о свойствах предметов.
  2. Формирование перцептивных действий, нужных, чтобы анализировать свойства реальных предметов.

У ребят складываются фрагментарные знания об окружающем мире. Это объясняется не скудностью жизненного опыта. Дети с задержкой психического развития просто не узнают знакомый предмет в незнакомом ракурсе или положении.

Им сложно сопоставлять реальную вещь, изображение и/или схему. Виденный вживую апельсин, они не узнают на рисунке.

Девочка с ЗПР ощупывает и осматривает игрушки

Кроме того, патология замедляет получение и обработку информации от органов чувств. За короткий период, ребенок не успевает ухватить все мелкие детали увиденного-потроганного. Ему необходимо больше времени на усвоение стандартного объема информации.

Сложности возникают и при попытках:

  • Вычленить часть из целого.
  • Собрать части в единое целое.

При попадании в непривычные условия, скорость освоения получаемой информации падает еще сильнее.

Внимание

Проблемы с концентрацией внимания характерны для всех ребят с диагнозом ЗПР. При этом, в зависимости от разновидности заболевания, степень проблем с концентрацией у всех разная.

Психолог Г. И. Жаренкова утверждает, что проблема концентрации внимания проявляется у всех по-разному. Она выделяет три варианта:

  • Достаточное напряжение внимания и концентрация в начале выполнения работы, постепенное его ослабевание по мере продвижения вперед.
  • Рассеянность на начальном этапе, постепенное нарастание сосредоточенности к конечному периоду занятия.
  • Периодические смены периодов напряжения – расслабления внимания на протяжении всего времени выполнения задания.

Эти особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР учитываются при составлении плана коррекционного занятия.

Запоминание

Память у ребят с диагнозом снижена. Причем происходит снижение показателей всех видов памяти. В случае отсутствия коррекционной работы, некоторые варианты запоминания вообще не формируются или проявляются крайне слабо:

  • Опосредованное запоминание страдает сильнее всего, так как эта форма памяти развивается к 5-6 годам, формируясь на основе уже развитых умений обобщать и систематизировать информацию. Которые у ребят с ЗПР к этому возрасту слабо сформированы. Именно из-за этого начинаются проблемы с обучением со младших классов школы.
Девочка забыла ответ в школе
  • Механическая память работает так же, как у сверстников. Однако процессы запоминания даются тяжелее. В начальных классах школы, дети с ЗПР, выполняя домашнее задание, опираются на механическую память. Зазубривают, заучивают текст, не понимая его смысла.
  • Непроизвольное запоминание так же снижено.
  • Произвольное запоминание находится на одном уровне со здоровыми детьми. Однако при усилении нагрузки, помещении в непривычные, стрессовые условия, оно падает, выдавая отставание психических функций.

Мышление

Мышление детей с задержками психического развития нередко является поверхностным. Их интеллект не способен к полноценному анализу и обобщению информации.

Даже в подростковом возрасте они не обладают гибким умом, используют однажды сработавший способ решения проблемы в похожих, но не идентичных ситуациях. Им сложно подстроить прием под изменившиеся обстоятельства. Сильнее всего отклонения проявляются в области словесно-логического мышления, считающегося самым сложным для детей с подобным диагнозом.

Однако к 12 годам у таких детей постепенно формируется способность справляться с задачами на опыте, что и позволило врачам говорить о замедлении развития процессов мышления, а не нарушениях в них.

Речь

На речевую деятельность тоже откладывает отпечаток степень развития познавательной функции у детей с ЗПР. Она имеет несколько особенностей:

Ребенок с ЗПР собирает слова из кубиков
  • Скудный словарный запас. Пассивный словарный запас практически отсутствует. Понимание значения слов смазано, иногда в корне неверно.
  • Неправильное восприятие словообразования. Ребята не понимают, по какому принципу строятся новые слова, часто ошибаются, пытаясь образовать новое слово, превратить существительное в прилагательное.
  • Ошибки в грамматическом построении речи. Сложности с подбором верных окончаний у слов.
  • Проблемы с построением сложных, многословных предложений.
  • Сложность или невозможность создать монологическое высказывание из нескольких связных предложений.

Детки с ЗПР не понимают, что речь – это тоже отдельный вид деятельности, требующий тренировки, развития, применения освоенных навыков.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Бородина Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов//Аутизм и нарушения развития. 2012. №4 (39). С. 1-18.
  2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. С. 257-321.
  3. [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
  4. The Dynamic Duo: Combining noninvasive brain stimulation with cognitive interventions.Sathappan AV et al. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. (2019)

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×