Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Главная проблема, которую замечают психологи при обследовании перед поступлением в школу у детей с ЗПР – не сформированность познавательной сферы, особенности подобного состояния накладываются на другие психические процессы.
Из-за таких особенностей, малыши не способны запомнить написание букв, путают похожие литеры, не могут составлять предложения из слов. Им сложно пересказывать, учить тексты наизусть, трудно переписывать цельный текст и очень – создать собственный.
Исходя из возникающих трудностей, перед специалистами стоит проблема особенностей познавательной сферы деятельности детей с задержкой психического развития (кратко ЗПР).
Содержание статьи:
Восприятие и ощущение
Знание об окружающем мире, о себе, в начале жизни основываются на физических ощущениях: зрении, тактильных ощущениях, слухе, вкусе. Функция органов чувств у детей с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в отличие от сверстников, редко способны составить из впечатлений целостный образ, достоверно отражающий информацию об окружающем мире.
Развитие восприятия ведется по двум направлениям:
- Формирование представлений о свойствах предметов.
- Формирование перцептивных действий, нужных, чтобы анализировать свойства реальных предметов.
У ребят складываются фрагментарные знания об окружающем мире. Это объясняется не скудностью жизненного опыта. Дети с задержкой психического развития просто не узнают знакомый предмет в незнакомом ракурсе или положении.
Кроме того, патология замедляет получение и обработку информации от органов чувств. За короткий период, ребенок не успевает ухватить все мелкие детали увиденного-потроганного. Ему необходимо больше времени на усвоение стандартного объема информации.
Сложности возникают и при попытках:
- Вычленить часть из целого.
- Собрать части в единое целое.
При попадании в непривычные условия, скорость освоения получаемой информации падает еще сильнее.
Внимание
Психолог Г. И. Жаренкова утверждает, что проблема концентрации внимания проявляется у всех по-разному. Она выделяет три варианта:
- Достаточное напряжение внимания и концентрация в начале выполнения работы, постепенное его ослабевание по мере продвижения вперед.
- Рассеянность на начальном этапе, постепенное нарастание сосредоточенности к конечному периоду занятия.
- Периодические смены периодов напряжения – расслабления внимания на протяжении всего времени выполнения задания.
Эти особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР учитываются при составлении плана коррекционного занятия.
Запоминание
Память у ребят с диагнозом снижена. Причем происходит снижение показателей всех видов памяти. В случае отсутствия коррекционной работы, некоторые варианты запоминания вообще не формируются или проявляются крайне слабо:
- Опосредованное запоминание страдает сильнее всего, так как эта форма памяти развивается к 5-6 годам, формируясь на основе уже развитых умений обобщать и систематизировать информацию. Которые у ребят с ЗПР к этому возрасту слабо сформированы. Именно из-за этого начинаются проблемы с обучением со младших классов школы.
- Механическая память работает так же, как у сверстников. Однако процессы запоминания даются тяжелее. В начальных классах школы, дети с ЗПР, выполняя домашнее задание, опираются на механическую память. Зазубривают, заучивают текст, не понимая его смысла.
- Непроизвольное запоминание так же снижено.
- Произвольное запоминание находится на одном уровне со здоровыми детьми. Однако при усилении нагрузки, помещении в непривычные, стрессовые условия, оно падает, выдавая отставание психических функций.
Мышление
Мышление детей с задержками психического развития нередко является поверхностным. Их интеллект не способен к полноценному анализу и обобщению информации.
Однако к 12 годам у таких детей постепенно формируется способность справляться с задачами на опыте, что и позволило врачам говорить о замедлении развития процессов мышления, а не нарушениях в них.
Речь
На речевую деятельность тоже откладывает отпечаток степень развития познавательной функции у детей с ЗПР. Она имеет несколько особенностей:
- Скудный словарный запас. Пассивный словарный запас практически отсутствует. Понимание значения слов смазано, иногда в корне неверно.
- Неправильное восприятие словообразования. Ребята не понимают, по какому принципу строятся новые слова, часто ошибаются, пытаясь образовать новое слово, превратить существительное в прилагательное.
- Ошибки в грамматическом построении речи. Сложности с подбором верных окончаний у слов.
- Проблемы с построением сложных, многословных предложений.
- Сложность или невозможность создать монологическое высказывание из нескольких связных предложений.
Детки с ЗПР не понимают, что речь – это тоже отдельный вид деятельности, требующий тренировки, развития, применения освоенных навыков.
Список использованной литературы
- Бородина Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов//Аутизм и нарушения развития. 2012. №4 (39). С. 1-18.
- Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. С. 257-321.
- [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
- The Dynamic Duo: Combining noninvasive brain stimulation with cognitive interventions.Sathappan AV et al. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. (2019)