г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР

На обследовании в  детском садике и  при поступлении в школу, первое, что замечают психологи у детей с ЗПР – отставание в развитии познавательной сферы. Эта особенность накладывает отпечаток и на другие сферы развития ЦНС, в том числе психическую.

Из-за проблем с развитием центральной нервной системы дети не могут анализировать и сопоставлять информацию, составлять план решения задачи более, чем из 1 действия, надолго фокусироваться на одном типе деятельности. Из-за этого уже в первые месяцы обучения становится заметно отставание от своих сверстников.

Из-за особенностей работы мозга таким ребятам сложно запоминать буквы и написание, переписывать или заучивать предложения или тексты, понимать смысл и решать математические задачки. Составить собственный рассказ даже по картинке – невыполнимая задача.

Поэтому перед неврологами и педагогами при комплексном лечении ЗПР стоит задача не только компенсировать отставание в развитии нервной системы, но и развить познавательную деятельность, способствовать формированию навыков мышления. [1]

Знания о мире, себе, особенностях окружающего пространства и вещах в первые годы жизни берутся напрямую из познавательного опыта. Ребёнку важно потрогать, попробовать на зуб, услышать, увидеть. На основе данных формирует целостное представление о мире вокруг него. У детей с ЗПР общая картинка мира не складывается из-за особенностей познавательного развития. [2]

Особенности восприятия, ощущения и познавательной деятельности у детей с ЗПР

Развитие восприятия в первые годы жизни идёт по двум основным направлениям:

  • Формирование знаний о свойствах вещей, с которыми сталкивается ребёнок. 
  • Формирование навыков, необходимых для анализа свойств разнообразных предметов. 

Из-за особенностей развития у детей с задержкой психического развития картина мира фрагментарна. И при изменении в привычном окружении рассыпается на осколки. Они неспособны узнать привычный предмет, если поменяется его положение или видимая сторона. Детям с патологией сложно сопоставлять реальный предмет и его изображение. Встретив на картинке знакомую вещь, например, яблоко, они не узнают его.

Из-за патологии замедляется восприятие и обработка информации от органов чувств. Ребёнку с ЗПР требуется больше времени, чтобы воспринять внешний вид, цвет, форму, фактуру предмета. Дополнительные сложности возникают, когда необходимо из частей собрать целое, или разбить на фрагменты единый предмет.

Как только ребёнок с диагнозом ЗПР попадает в непривычные или некомфортные условия, то скорость восприятия и обработки информации падает, создавая дополнительные проблемы.

Речь

Особенности развития познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются и в освоении различных процессов речи.

Дети учатся разговаривать, как и другие ребята, но функция имеет особенности:

Речь и особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
  • Маленький словарный запас. Отсутствует пассивный словарный запас. Нет стремления осваивать новые слова. Понимание лексического значения крайне скудно, часто неверно.
  • Сложности с грамматикой. При построении предложении не могут подобрать верное окончание у слова в зависимости от места применения, часто повторяют его только в той форме, в которой запомнили. 
  • Ошибки в словообразовании. Не понимают закономерности в образовании новых слов, часто совершают ошибки или не могут составить новое слово, преобразовать существительное в прилагательное, использовать уменьшительно-ласкательные формы. 
  • Долго не переходят к речи из предложений, стараются говорить словосочетаниями. Не могут без ошибок построить многословное предложение, особенно с осложняющими конструкциями. 
  • Не могут создать монологическое высказывание по определённой теме из связанных по смыслу и грамматически предложений. 

Ребятам с задержкой психического развития сложно понять, что речь требует тренировки, развития, постоянного использования навыка. Чтобы облегчить себе задачу, они всячески избегают её использования и усложнения уровня владения, включая внутренний монолог.

Память

Из-за отставания в развитии нервной системы страдает в том числе способность запоминать. У человека несколько видов памяти, с которыми ребята с ЗПР имеют сложности с развитием. Более того, некоторые варианты навыка заучивать и запоминать, формирующиеся позже, не появляются, если вовремя не было начато комплексное лечение. 

Основными проблемами с памятью для детей c ЗПР являются:

  • Механическая память работает на том же уровне, что и у сверстников, но времени на запоминание таким образом требуется больше. В младших классах дети с диагнозом используют именно этот тип, заучивая наизусть информацию, не пытаясь её понять. 
  • Произвольное запоминание в спокойной, комфортной обстановке работает на уровне здорового ребёнка. Однако при смене условий, попадании в непривычную обстановку, в помещение с отвлекающими факторами, навык резко понижается в эффективности, чем и выдаётся задержка психического развития.
Память и особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
  • Непроизвольное запоминание практически не развито, при стрессе или слишком большом потоке информации, которую надо воспринять, практически не работает. 
  • Опосредованное запоминание значительно страдает. Этот навык развивается к периоду начала обучения – в 5-6 лет. Для его формирования ребёнок должен научиться обобщать и систематизировать полученную информацию, ребята с ЗПР этого не умеют в таком возрасте. Из-за этого использовать навык на высоком уровне невозможно, что отражается на успешности учёбы. 

Без вовремя начатой и правильно проводимой коррекционной работы некоторые виды памяти вообще не будут сформированы. В более позднем возрасте эта особенность осложнит жизнь, лишив возможности добиться успеха в учёбе, карьере.

Внимание

Проблемы с сосредоточением внимания присутствуют у детей с задержкой психического развития. Степень выраженности проблемы зависит от тяжести патологии.

При изучении патологии врачи и педагоги получают доказательства того, что проблемы с концентрацией внимания у пациентов проявляются по-разному.

Внимание и особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР

Психолог Г. И. Жаренкова в исследованиях выделяет три распространённых варианта:

  • Концентрация внимания и полное понимание задачи и направления работы в начале работы и постепенное ослабевание по мере продолжения занятия. После небольшого перерыва и переключения на другой вид деятельности можно вернуть внимание к первоначальному объекту.
  • Полная невнимательность в начале работы и постепенное накапливание внимания по мере продолжения работы. Ребёнок полностью сосредотачивается на задаче ближе к концу, однако в начале решения накапливаются ошибки. 
  • Попеременное переключение периодов напряжения-расслабления внимания во время работы. Важно понять по симптомам наступления периода рассеянности и переключить ребёнка на время на другую деятельность, затем вернуть к первоначальной.

Врачи учитывают особенности познавательной сферы, связанные с вниманием, у детей с ЗПР при составлении индивидуального плана занятия и подбора коррекционных методик работы. [3]

Мышление

Познавательная сфера детей с ЗПР особенно страдает в области мышления: кратко, таким детям лень думать из-за особенностей работы нервной системы. К 5-6 годам интеллект не способен анализировать и систематизировать получаемую информацию на уровне сверстников.

К периоду полового созревания, к 12-13 годам постепенно на основе накопленного опыта появляется способность подстраивать имеющиеся знания к решению типичных, но не полностью повторяющихся задач на различных уровнях жизни, начиная от быта и общения, заканчивая обучением. Именно это позволяет врачам говорить о замедленной скорости развития интеллекта, а не нарушениях. [4]

Даже в подростковом возрасте возможности мышления остаются ограниченными. Чаще дети действуют на основе однажды полученного положительного опыта, не задумываясь над тем, что задача похожа, но не идентична и требует другого подхода для успешного решения. Сильнее всего страдает словесно-логическое мышление, которое считается самым сложным для ребят с задержкой психического развития.

При вовремя начатой комплексной терапии, включающей активацию и стимуляцию мозга, коррекционные занятия с педагогом, развить мышление получится раньше 12 лет.

Мышление и особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
Особенности мышления и познавательной деятельности у детей с ЗПР

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Бородина Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов//Аутизм и нарушения развития. 2012. №4 (39). С. 1-18.
  2. ^ Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. С. 257-321.
  3. ^ The Dynamic Duo: Combining noninvasive brain stimulation with cognitive interventions.Sathappan AV et al. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. (2019)
  4. ^ [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×