г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Многочисленные работы учёных медицины в последнее столетие показали, что в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, степень развития эмоционального компонента личности имеет особенную ценность. Её зрелость определяет адаптацию малыша к учебному процессу, обществу и социальной группе.

У детей с ЗПР эмоциональная сфера развита слабее сверстников, из-за чего возникают проблемы с привычными нам видами деятельности. Отставание от сверстников становится заметным к последнему году пребывания в ДОУ.

Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Учёные давно доказали связь между эмоциональным развитием и прочими психическими процессами, что особо проявляется у детей с ЗПР. В их случае неразвитость эмоциональной сферы влечёт за собой неспособность оценивать собственные поступки и поведение, недостаточную критичность, внушаемость, стремление подражать. Кроме того, страдает внимание, способность к обучению, речь.

Эмоции таких детей поверхностны, ребята не могут облечь в слова свои ощущения, теряются и злятся. В первую очередь – на самих себя.  Отмечается крайняя эмоциональная неустойчивость.

Особенности эмоциональной сферы у детей-дошкольников с ЗПР характеризуются типичными явлениями:

Ребенок с ЗПР чувствует себя изгоем в детском коллективе
  • сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения;
  • склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий.
  • невозможностью надолго на чём-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели.
  • инфантильность;
  • лёгкой утомляемостью;
  • отсутствием ярких эмоций;
  • гиперактивностью;
  • отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими.

Особенности эмоциональной сферы у малышей-дошкольников с ЗПР приводят к полной несамостоятельности и непоследовательности. Ребята не способны выполнить работу до логического конца, проконтролировать выполнение задачи, дать объективную оценку своим действиям.

Из-за этого снижается уровень их работоспособности при обучении, так как они не удерживают внимание на одном задании, им скучно и некомфортно. При переключении учебного процесса на игровую активность, соответствующую уровню развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, результаты увеличиваются.

Сложности в детских коллективах

Таким ребятам сложно адаптироваться в коллективе из-за эмоциональной нестабильности и отсутствия способности к эмпатии. Они не способны понять, что чувствуют и ощущают другие люди. При этом у них нет внутреннего критика, они не подвергают сомнению высказывания окружающих. Из-за чего поддаются внушению, склонны к подражанию интересному для них человеку в компании. Впрочем, интерес этот быстро переключается. Из-за того, что окружающие дети не такие, как они, у ребят с ЗПР случаются аффективные вспышки.

Быстрая смена эмоций у детей с ЗПР

Благодаря изучению эмоционально-волевой сферы, удалось установить, что наиболее сильно признаки ЗПР активизируются в старшем дошкольном возрасте и при подготовке к первому классу школы, когда в жизни малышей появляется не только игровая деятельность, но и обучающая, требующая зрелости психических процессов.

Коррекция

Исследования по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР проводятся не так и давно. Наиболее полные труды по этому вопросу были опубликованы в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами.

Было проведено тематическое исследование, подобраны наиболее подходящие методы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и младших школьников, позволяющие выровнять в кратчайшие сроки их уровень со сверстниками, развить способности к познавательной деятельности.

Регулировать развитие можно с помощью 4 направлений.

Полевая реактивность.

Правильный выбор места проведения занятий. Помещение должно быть обставлено максимально удобно, интересно для особых малышей. В нём не должно быть ничего, вызывающего отрицательные эмоциональные реакции. Детям должно быть комфортно подолгу находиться в помещении.

Аффективные стереотипы

Занятия, направленные на развитие разнообразной чувствительности. Ребёнок должен научиться концентрироваться на испытываемых чувствах от различных действий, прикосновениях к чему-либо, вкуса, ощущения кожи и так далее. Кроме концентрации на ощущениях, малыша учат понимать, какие эмоции он испытывает от того или иного воздействия. И затем – формулировать их, высказывать вслух, выражать другим доступным способом (рисунки).

Занятия на развитие концентрации ребенка с ЗПР

Аффективная экспансия

Обучение игровому взаимодействию с миром. Ролевые групповые игры разнообразной направленности, моделирующие жизненные ситуации, поведение людей в разных социальных ролях. Это позволяет понять, как можно выражать разнообразные эмоции в группе сверстников и со старшими, как сглаживать конфликты или избегать их.

Развивает эмпатичность: ребёнок понимает, что не только он испытывает эмоции, но и другие люди. И к этому необходимо относиться с должным вниманием.

Эмоциональный контроль.

Развивает умение работать в паре или группе, даёт понимание партнёрства. Дарит умение делить выполняемую задачу на двоих или нескольких, распределять роли в группе. Способствует развитию самоконтроля в группе людей.

Системный подход

Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР проводятся в постоянной группе в одном и том же месте с определённой частотой. Курс обычно длится 20 недель и включает 20 занятий (по 1 разу в неделю). Продолжительность – не более 25 минут, чтобы не вызвать чрезмерную осталось. Оптимальное число детей в группах от 6 до 10 человек. Занятия в более малочисленных или многочисленных коллективах не дадут желаемого результата из-за особенностей ребёнка.

Ребенок участвует в детсом коллективе

Список использованной литературы

  1. Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.
  2. Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
  3. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001
  4. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
  5. Семёнович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семёнович. — М. : Генезис, 2007.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×