Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Многочисленные работы учёных медицины в последнее столетие показали, что в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, степень развития эмоционального компонента личности имеет особенную ценность. Её зрелость определяет адаптацию малыша к учебному процессу, обществу и социальной группе.
Содержание статьи:
Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР
Учёные давно доказали связь между эмоциональным развитием и прочими психическими процессами, что особо проявляется у детей с ЗПР. В их случае неразвитость эмоциональной сферы влечёт за собой неспособность оценивать собственные поступки и поведение, недостаточную критичность, внушаемость, стремление подражать. Кроме того, страдает внимание, способность к обучению, речь.
Особенности эмоциональной сферы у детей-дошкольников с ЗПР характеризуются типичными явлениями:
- сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения;
- склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий.
- невозможностью надолго на чём-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели.
- инфантильность;
- лёгкой утомляемостью;
- отсутствием ярких эмоций;
- гиперактивностью;
- отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими.
Из-за этого снижается уровень их работоспособности при обучении, так как они не удерживают внимание на одном задании, им скучно и некомфортно. При переключении учебного процесса на игровую активность, соответствующую уровню развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, результаты увеличиваются.
Сложности в детских коллективах
Таким ребятам сложно адаптироваться в коллективе из-за эмоциональной нестабильности и отсутствия способности к эмпатии. Они не способны понять, что чувствуют и ощущают другие люди. При этом у них нет внутреннего критика, они не подвергают сомнению высказывания окружающих. Из-за чего поддаются внушению, склонны к подражанию интересному для них человеку в компании. Впрочем, интерес этот быстро переключается. Из-за того, что окружающие дети не такие, как они, у ребят с ЗПР случаются аффективные вспышки.
Коррекция
Исследования по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР проводятся не так и давно. Наиболее полные труды по этому вопросу были опубликованы в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами.
Было проведено тематическое исследование, подобраны наиболее подходящие методы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и младших школьников, позволяющие выровнять в кратчайшие сроки их уровень со сверстниками, развить способности к познавательной деятельности.
Регулировать развитие можно с помощью 4 направлений.
Полевая реактивность.
Правильный выбор места проведения занятий. Помещение должно быть обставлено максимально удобно, интересно для особых малышей. В нём не должно быть ничего, вызывающего отрицательные эмоциональные реакции. Детям должно быть комфортно подолгу находиться в помещении.
Аффективные стереотипы
Занятия, направленные на развитие разнообразной чувствительности. Ребёнок должен научиться концентрироваться на испытываемых чувствах от различных действий, прикосновениях к чему-либо, вкуса, ощущения кожи и так далее. Кроме концентрации на ощущениях, малыша учат понимать, какие эмоции он испытывает от того или иного воздействия. И затем – формулировать их, высказывать вслух, выражать другим доступным способом (рисунки).
Аффективная экспансия
Обучение игровому взаимодействию с миром. Ролевые групповые игры разнообразной направленности, моделирующие жизненные ситуации, поведение людей в разных социальных ролях. Это позволяет понять, как можно выражать разнообразные эмоции в группе сверстников и со старшими, как сглаживать конфликты или избегать их.
Эмоциональный контроль.
Развивает умение работать в паре или группе, даёт понимание партнёрства. Дарит умение делить выполняемую задачу на двоих или нескольких, распределять роли в группе. Способствует развитию самоконтроля в группе людей.
Системный подход
Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР проводятся в постоянной группе в одном и том же месте с определённой частотой. Курс обычно длится 20 недель и включает 20 занятий (по 1 разу в неделю). Продолжительность – не более 25 минут, чтобы не вызвать чрезмерную осталось. Оптимальное число детей в группах от 6 до 10 человек. Занятия в более малочисленных или многочисленных коллективах не дадут желаемого результата из-за особенностей ребёнка.
Список использованной литературы
- Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.
- Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
- Семёнович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семёнович. — М. : Генезис, 2007.