Особенности памяти у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Недостаток памяти заметно тормозит развитие человека, не позволяет быстро ориентироваться в ситуации, снижает положительный результат познавательной деятельности. При ЗПР у детей проявляются особенности развития, обусловленные слабой памятью. У них ограничен объём запоминаемого материала, продолжительность хранения информации.
Содержание статьи:
Особенности
Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.
Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, также для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у дошкольников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.
У подростков с ЗПР часто выявляется ещё одна особенность памяти.
В таком случае они способны воспроизвести заученное.
Но понять его, встроить в свою картину мира, проанализировать, и на основе этой информации сделать вывод или выполнить действие – неспособны.
Развитие памяти у детей с ЗПР
Заниматься развитием памяти у детей с ЗПР необходимо с уровня дошкольников, когда уже проявились её особенности. При правильно подобранных техниках есть достаточно большой шанс компенсировать диагноз. Ребёнок к подростковому возрасту если не избавится от проблемы совсем, то значительно её уменьшит.
Выделяют 3 последовательных процесса работы памяти в мозге:
- Запоминание, дающееся наиболее сложно особым детям.
- Сохранение, доступное ребятам с диагнозом едва ли на 25% по сравнению со здоровыми.
- Воспроизведение, полностью зависящее от активной работы с предыдущими двумя процессами.
- Эмоциональая.
- Словесно-логическая.
- Двигательная.
- Образная.
У людей, каждый из типов наиболее активно работает в разном возрасте.
В раннем детстве наиболее важную роль играет зрительная, так как малыш большее внимание обращает на яркие образы и картинки.
Позже, к началу обучения в школе, верх берёт произвольный (словесно-логический) тип. Потому что возникает необходимость быстро изучать большое количество материала.
Работа должна проводиться систематически и правильно, с учётом особенностей конкретного больного.
Зрительный тип
Запоминание картинок и образов у детей с диагнозом ЗПР происходит лучше, чем звуковое. Поэтому для развития этой способности проводятся занятия, на которых учат воспринимать одновременно звук и образ. Проговаривают какое-либо понятие и одновременно показывают его на картинке.
Хорошо развивается эта функция при играх и занятиях с мелкими предметами, иллюстрирующими получаемую информацию:
- пазлами;
- красками;
- счётными палочками;
- карточками с картинками;
- пластилином;
- конструктором.
При этом также развивается мелкая моторика рук.
Произвольный тип
Произвольная память развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у детей с ЗПР этот процесс может идти медленнее сверстников. Временные рамки обусловлены тем, что ребёнку впервые становится необходимо запоминать сразу большой объём разнообразной информации, получаемых через слух и зрение. Наиболее важную роль при развитии этого типа играет умение концентрироваться на задаче, сохранять внимание.
Диагностика памяти у детей с ЗПР
При проведении диагностики работоспособности памяти у детей с ЗПР и определения необходимых упражнений для развития, проводят специально разработанные тесты. Они призваны показать, на какой стадии развития находится функция мозга.
Тест «10 слов» помогает проверить активность слуховой памяти. Малышу чутко называется последовательность из 10 случайных, не связанных между собой слов. Затем пациента просят их повторить, желательно в правильной последовательности. Если после того, как ребёнок услышит цепочку впервые, он сможет повторить половину, его признают нормальным. Это среднестатистический результат для людей без отклонений.
Определить состояние образной памяти сложнее. Для этого испытуемому на 30 секунд показывают карточку с 12 окошками, в которых схематично изображены простые образы. А затем просят на такой же, но пустой карточке, схематично повторить рисунки и их расположение. Если с первого раза испытуемый правильно вспоминает и располагает 8 и более картинок, то считается, что способность запоминать образы у него на нормальном уровне.
Тест по методике Векслера помогает определиться с уровнем зрительной памяти. Для этого ребёнку в течение 10 секунд поочерёдно показывается 4 картинки с различными геометрическими фигурами. Затем предлагается их зарисовать на чистом листе бумаги. Получившийся результат оценивается по 14 балльной шкале. Средние и выше средних показатели говорят о том, что оцениваемая функция находится в пределах нормы. И в коррекции не нуждается.
Список использованной литературы
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. — М., 2003. — С. 181-189.
- Злоказова М.В. Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития. Казанский медицинский журнал, 2004, 85(3): 230-232. / Zlokazova MV. Rehabilitation of preschool children with mental retardation. Kazansky Meditsinsky Zhurnal, 2004, 85 (3): 230-232
- Kamuk C., Cantio C., Bilenberg N. Early screening for autism spectrum disorder // Europ. Psychiatryio. — 2017. — Vol. 41, Supplement. — P. S131-S132. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. eurpsy.2017.01.1948
- Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. — М.: НИИД АПН СССР, 1981. — С. 4-24.
- Заболевания нервной системы у детей: В 2-х т. Т. 2. Под ред. Ж. Айкарди и др. Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. /Diseases of the nervous system in childhood: In 2 volumes. T 2. Under the editorship of J. Aicardi et al. Trans. from English under the general editorship of Skoromtsa AA. M .: Panfilov Publishing House, BINOM. Laboratory of knowledge, 2013.