г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Особенности памяти у детей с ЗПР

Информационное сообщение. Нажмите кнопку редактирования чтобы изменить этот текст.

Улучшить память детям с ЗПР

Память – важнейшая часть личности человека, ведь это своеобразный банк опыта, позволяющий лучше адаптироваться в мире, быстрее развиваться.

Недостаток памяти заметно тормозит развитие человека, не позволяет быстро ориентироваться в ситуации, снижает положительный результат познавательной деятельности. При ЗПР у детей проявляются особенности развития, обусловленные слабой памятью. У них ограничен объем запоминаемого материала, продолжительность хранения информации.

Особенности

Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.

Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, так же для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у дошкольников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.

У подростков с ЗПР часто выявляется еще одна особенность памяти.

Дети могут заучить материал, но сделать это механически, абсолютно не понимая, что именно они зазубрили.

В таком случае они способны воспроизвести заученное.

Дети с ЗПР зазубривают информацию

Но понять его, встроить в свою картину мира, проанализировать, и на основе этой информации сделать вывод или выполнить действие – не способны.

Особенно сложно запомнить словесный поток. Ребята даже не прилагают никаких осознанных усилий для этого. А графически выраженная информация, усваивается лучше.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Заниматься развитием памяти у детей с ЗПР необходимо с уровня дошкольников, когда уже проявились ее особенности. При правильно подобранных техниках есть достаточно большой шанс компенсировать диагноз. Ребенок к подростковому возрасту если не избавится от проблемы совсем, то значительно ее уменьшит.

Выделяют 3 последовательных процесса работы памяти в мозге:

  • Запоминание, дающееся наиболее сложно особым детям.
  • Сохранение, доступное ребятам с диагнозом едва ли на 25% по сравнению с здоровыми.
  • Воспроизведение, полностью зависящее от активной работы с предыдущими двумя процессами.
Дети с ЗПР плохо запоминают и понимают

При этом способов запоминать существует больше. Так как мозг человека устроен достаточно сложно и на протяжении многих поколений подстраивался под различные типы получаемой информации, то на данный момент выделяют 4 типа памяти:

  1. Эмоциональая.
  2. Словесно-логическая.
  3. Двигательная.
  4. Образная.

У людей, каждый из типов наиболее активно работает в разном возрасте.

В раннем детстве наиболее важную роль играет зрительная, так как малыш большее внимание обращает на яркие образы и картинки.

Позже, к началу обучения в школе, верх берет произвольный (словесно-логический) тип. Потому что возникает необходимость быстро изучать большое количество материала.

Начинать выполнять упражнения на развитие памяти детишкам с диагнозом ЗПР необходимо с максимального раннего возраста. Идеальным для реабилитации временем считается с 3 лет.

Работа должна проводиться систематически и правильно, с учетом особенностей конкретного больного.

Зрительный тип

Запоминание картинок и образов у детей с диагнозом ЗПР происходит лучше, чем звуковое. Поэтому для развития этой способности проводятся занятия, на которых учат воспринимать одновременно звук и образ. Проговаривают какое-либо понятие и одновременно показывают его на картинке.

Хорошо развивается эта функция при играх и занятиях с мелкими предметами, иллюстрирующими получаемую информацию:

  • пазлами;
  • красками;
  • счетными палочками;
  • карточками с картинками;
  • пластилином;
  • конструктором.

При этом так же развивается мелкая моторика рук.

Произвольный тип

Занятия с паззлами для развития памяти

Произвольная память развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у детей с ЗПР этот процесс может идти медленнее сверстников. Временные рамки обусловлены тем, что ребенку впервые становится необходимо запоминать сразу большой объем разнообразной информации, получаемых через слух и зрение. Наиболее важную роль при развитии этого типа играет умение концентрироваться на задаче, сохранять внимание.

Большинство специалистов сходятся во мнении: для того, чтобы у ребенка с диагнозом возникло меньше проблем в этом возрасте, необходимо как можно раньше начинать развивать речь и умение концентрироваться на какой-либо задаче, доводить дело до конца.

Диагностика памяти у детей с ЗПР

При проведении диагностики работоспособности памяти у детей с ЗПР и определения необходимых упражнении для развития, проводят специально разработанные тесты. Они призваны показать, на какой стадии развития находится функция мозга.

Тест «10 слов» помогает проверить активность слуховой памяти. Малышу чутко называется последовательность из 10 случайных, не связанных между собой слов. Затем пациента просят их повторить, желательно в правильно последовательности. Если после того, как ребенок услышит цепочку впервые, он сможет повторить половину, его признают нормальным. Это среднестатистический результат для людей без отклонений.

Определить состояние образной памяти сложнее. Для этого испытуемому на 30 секунд показывают карточку с 12 окошками, в которых схематично изображены простые образы. А затем просят на такой же, но пустой карточке, схематично повторить рисунки и их расположение. Если с первого раза испытуемый правильно вспоминает и располагает 8 и более картинок, то считается, что способность запоминать образы у него на нормальном уровне.

Тестирование памяти при ЗПР по Векслеру

Тест по методике Векслера помогает определиться с уровнем зрительной памяти. Для этого ребенку в течение 10 секунд поочередно показывается 4 картинки с различными геометрическими фигурами. Затем предлагается их зарисовать на чистом листе бумаги. Получившийся результат оценивается по 14 балльной шкале. Средние и выше средних показатели говорят о том, что оцениваемая функция находится в пределах нормы. И в коррекции не нуждается.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Добавить комментарий

Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту

 

×