Игры для детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.
Содержание статьи:
Особенности
Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.
Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:
- не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
- сложно выбирать и реализовывать свою роль;
- желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
- слабое воображение;
- немотивированность к играм;
- неумение ставить цели и искать способы их реализации;
- неумение замещать предметы.
Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.
Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:
- учить работать в паре и группе;
- развивать речь, увеличивать словарный запас;
- прививать знания о мире;
- развивать знания о социальных ролях в обществе;
- учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
- прививать желание доводить дело до конца;
- развивать воображение.
Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.
Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.
Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.
Развивающие игры
Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.
Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций
Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.
«Догонялки»
Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).
Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.
Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.
«Возьми, бросай, кати, дай»
Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.
На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.
Зрительное внимание
Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.
«Сортировка»
В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.
«Найди одинаковое»
На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.
«Съедобное-несъедобное»
Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.
«Выполни по образцу»
Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.
Результаты
Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.
Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.
Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:
- увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
- улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
- продлевается время сосредоточения на одном деле;
- ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
- дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
- улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
- прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
- улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.
Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.
Список использованной литературы
- Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.
- Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.
- Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. — 2006. — № 1. -С. 21-23.
- Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. 1997. № 6. С. 60-64.
- Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 177.