г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ЗПР

Адаптация в обществе и коррекционная работа с детьми, имеющими диагноз ЗПР, не даст необходимого результата, если родители не будут включены в процесс. Большая часть работы по коррекции остаётся именно на их плечах, ведь родители контактируют с ребёнком каждый день.

Для того чтобы эффективно помогать адаптироваться в мире, комфортно себя чувствовать и успешно развиваться, родителям необходимо следовать рекомендациям психологов и дефектологов, неврологов  по работе с детьми с ЗПР. [1] Благодаря им получится выстроить правильный режим дня и научиться с пользой проводить совместное время.

Ребята с диагнозом задержка психического развития — особые. Им необходима круглосуточная поддержка и понимание родителей, особый подход к общению и воспитанию, а также правильное лечение.  Благодаря включённости родителей и при использовании правильных методик возможно добиться огромного прогресса в развитии, полного восстановления и снятия диагноза.

Советы и рекомендации психолога родителям по воспитанию детей с ЗПР

Если же родители будут игнорировать особое состояние ребёнка, то даже при регулярных занятиях со специалистами прогресс будет медленным, периодически будут случаться откаты назад.

Желание окружающих взрослых помочь малышу в адаптации в обществе и понимании себя – главная движущая сила к выздоровлению.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ЗПР от психологов: [2]

  • Вокруг ребёнка должна быть дружественная атмосфера. Малыш не должен быть свидетелем психологически тяжёлых ситуаций, ссор и размолвок между родителями.
  • Помните, что у ребёнка слабая память, ослабленное внимание, медленные мыслительные процессы. Единственный путь к освоению знаний и навыков – постоянное повторение. Интересуйтесь, что он узнал в садике и школе, повторяйте новую информацию, полученную ребёнком, закрепляйте постоянным повторением навыки. Домашнее задание в младших классах выполняйте совместно, ещё раз проговаривая изученный на уроках материал, разбирая непонятные места.
  • Регулярно хвалите за успехи. Так как прогресс идёт замедленным темпом, то важно подчёркивать любые достижения. Чем чаще ребёнок будет чувствовать себя успешным, тем с большим желанием продолжит стараться. 
  • Будьте аккуратны в помощи с обучением. Ваша задача – не решить задание за него, а помочь найти правильный ответ. При необходимости ещё раз разберите теоретический материал, обсудите стратегию решения, но дайте выполнить задание самостоятельно. Затем обсудите ошибки, но дайте их исправить и найти верное решение самостоятельно. 
  • Не требуйте от ребёнка того, что он ещё не освоил в полной мере. Один раз показать ему действие и сообщить информацию недостаточно, чтобы он овладел ими и мог ответить. [3]
Помощь в обучении, советы и рекомендации психолога родителям по воспитанию детей с ЗПР
  • Занятия должен проводить один и тот же человек. Заранее определитесь, кто будет помогать с выполнением заданий от психолога, дефектолога, из школы. При смене помощников результативность понимания будет падать. 
  • Закрепляйте новые знания исподволь и незаметно во время прогулок и игр, встраивая вопросы по изученному в обычный диалог или подходящую ситуацию.
  • Расписание проведения занятий должно быть неизменно. Систематичность поддерживает дисциплинированность в ребёнке и помогает достигать устойчивых результатов.
  • Занятия должны быть регулярными. Каждый пропущенный день скажется регрессом в освоении навыков. 
  • Выбрав задание для решения, убедитесь, что понимаете условие, чтобы не запутать ребёнка при объяснении. 
  • Используйте яркий иллюстративный материал, наглядные примеры из привычной жизни. 
  • Не спешите, важна не скорость выполнения задания, а качество его проработки. 
  • Следите за временем. Дошкольник может успешно заниматься не более 30 минут, младший школьник не более 1 часа с учётом смены деятельности. 

Важно соблюдать эти правила постоянно, выстроив вокруг малыша предсказуемый и устойчивый, надёжный мир.

Как добиться прогресса: советы дефектолога

Основным специалистом, работающим с детьми с ЗПР, является дефектолог. Крайне важно не только выполнять задания, которые даются на дом, но и следовать рекомендациям дефектолога родителям детей с ЗПР для закрепления результата занятий и быстрой коррекции патологии.

Советы дефектолога родителям детей с ЗПР:

  • Контролируйте, а не опекайте. Ребёнку крайне важно пережить собственный опыт, столкнуться с разнообразными ситуациями. Задача родителя — проконтролировать безопасность, подсказать возможные пути решения, оценить результат, но не выполнить задачу за малыша. 
Как добиться прогресса: советы дефектолога родителям по воспитанию детей с ЗПР
  • Постоянно разговаривайте, вызывайте на диалог. При любом совместном деле, даже простой прогулке постоянно озвучивайте, что видите вокруг, задавайте вопросы, провоцируйте ребёнка на речь искренней заинтересованностью. Чем больше речевой практики, тем быстрее идёт развитие. 
  • При разговоре не допускайте излишней эмоциональности, выбирайте средний тон и скорость, проговаривайте слова максимально чётко, выделяя голосом самое важное. 
  • Подстраивайте речь под уровень развития ребёнка. Не коверкайте слова, произносите правильные формы, выстраивайте предложения по принципу: на два слова длиннее, чем использует ребёнок. Переходите на более длинные конструкции, когда малыш полностью освоится и начнёт постоянно использовать новое количество слов. 
  • Правильно стройте вопросы. Формулируйте так, чтобы ребёнок был вынужден отвечать развёрнуто. Если у него не получается, перефразируйте так, чтобы было необходимо выбирать из нескольких вариантов. 
Как добиться прогресса: советы и рекомендации дефектолога родителям по воспитанию детей с ЗПР
  • После вопроса выдержите паузу, дайте ребёнку время на обдумывание и формулирования ответа. Покажите ему, что стоит подумать, а не быстрее отвечать первое, что пришло в голову. 
  • Проявляйте терпение, прячьте раздражение. Если ребёнок медлит с реакцией или не сразу находит верный ответ, не называйте его глупым, не ругайте за скорость реакций. Это особенность мышления малыша, он не виноват в ней. [4]
Как добиться прогресса: рекомендации дефектолога родителям по воспитанию детей с ЗПР
Рекомендации дефектолога родителям по воспитанию детей с ЗПР
  • Вслушивайтесь в окружающие звуки и вместе пытайтесь угадать, что их издаёт. Превратите познание окружающего мира в совместную игру. Хорошо, если родитель будет выступать не только как всезнающий учитель, но и как взрослый товарищ, вместе с ребёнком открывающий новое. 
  • Рассказывайте короткие, интересные ребёнку истории, а затем просите пересказать, лучше другому взрослому. На основе этого можно выстроить игру. Один родитель рассказывает историю, а второй просит ребёнка пересказать её ему. Если малыш не справляется, помогайте наводящими вопросами. [5]
  • Работайте совместно с профессионалами, прислушивайтесь к их советам, ведь каждый ребёнок с ЗПР уникален. В тандеме вы добьётесь лучших результатов. [6]
  • Найдите родителей, столкнувшихся с той же проблемой. В коллективе будет проще справляться с трудностями воспитания ребёнка с ЗПР, всегда можно проконсультироваться у более опытных и получить моральную поддержку, когда силы на исходе. 

Задержка психического развития – это не приговор, а диагноз, от проявлений которого очень часто можно со временем избавиться. Совместная работа неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и родителей по созданию правильных условий для развития ребёнка, постоянная помощь и коррекционная работа быстро дадут видимый прогресс.

Совместная работа неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и родителей по воспитанию детей с ЗПР

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
  2. ^ Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. — М.: Ось-89, 2000. — 273 с.
  3. ^ Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И. Э. Унт.-М., 1990.- 195 с.
  4. ^ Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.
  5. ^ Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.
  6. ^ Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×