СДВГ у подростков
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
СДВГ – одна из наиболее распространённых в мире патологий поведения. По статистике ВОЗ в зависимости от территории проживания от синдрома страдает от 8% до 10% детей. При этом раньше считалось, что с возрастом проявления полностью проходят и к 12-13 годам ребёнок может считаться здоровым. Современные исследования это опровергают.
Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.
Содержание статьи:
Причины СДВГ у подростков
Основной причиной развития СДВГ у ребят являются особенности в строении головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора даже к подростковому возрасту у таких детей будут занимать заметно меньший объём, чем у здоровых сверстников. [1]
В большинстве случаев подобная аномалия в строении развивается из-за:
- Наследственности. Синдром передаётся по наследству от родителей и других близких родственников.
- Нездоровой беременности. Патология может развиться из-за нездорового поведения матери: курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, большое количество нездоровой пищи, стрессы вредят плоду.
- Травмы, полученные при рождении или в первые месяцы жизни, когда мозг только формируется. Особенно опасны в это время инфекционные заболевания.
Сопутствующими проблемами при наличии некорректированного СДВГ в подростковом периоде бывают:
- Низкая способность к обучению. Интеллект у ребят полностью сохранён, может быть выше, чем у сверстников.
- Высокий уровень беспокойства, склонность к истерикам.
- Оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство проявляется у 25% детей с СДВГ.
- Депрессия, биполярное расстройство личности или другие психиатрические проблемы возникают на постоянной основе у каждого пятого подростка с гиперактивностью.
Стоит обратить внимание на то, что тревожность и признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в подростковом возрасте могут быть последствиями критической нехватки йода. В таком случае изменение рациона и курс специализированных препаратов поможет быстро избавиться от проблемы. Именно поэтому перед постановкой диагноза проводится тщательное обследование, чтобы устранить вероятность других заболеваний с похожими симптомами. [2]
Признаки СДВГ в подростковом возрасте
При проведении обследования у подростков условно выделяют два вида СДВГ: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Каждый из вариантов патологии имеет уникальные симптомы.
Врачи учитывают нестабильность характера подростков, влияние гормонов из-за полового созревания, поэтому считают, что ребёнку необходима профессиональная помощь, только если из списка признаков проявились 5-6. При этом окончательный диагноз ставится только после полной диагностики, включающей в себя исследование состояния головного мозга. [3]
Стоит обратиться к специалисту, если у подростка проявились несколько симптомов синдрома дефицита внимания:
- Забывчивость и рассеянность. Ярким показателем являются постоянные потери вещей в школе. Причём забыть такой ребёнок может и что-то важное: очки, телефон, ключи от дома.
- Быстрая потеря концентрации. Подросток отвлекается от важных заданий, не дойдя даже до середины.
- Небрежность в работе, отсутствие внимания к мелочам, что приводит к появлению ошибок.
- Увлечения меняются очень быстро, при этом ни в одном из них не достигается успех.
- Глобальная неорганизованность.
- Никогда не заканчивает начатое.
- Плохо концентрируется на условиях игр, особенно групповых.
- Не умеют организовывать своё время, из-за этого часто опаздывают.
- Не любят крупные задачи, большие творческие проекты, задания, требующие систематизации информации.
Синдром гиперактивности у подростков с СДВГ имеет симптомы:
- Постоянные бесцельные движения конечностями. Проявляются в периоды спокойствия, например, на уроках.
- Неспособность контролировать эмоции, импульсивность, обидчивость, быстро переходящая в агрессию.
- Желание постоянно перемещаться, пересаживаться, даже в неподходящее для этого время.
- Желание участвовать везде, из-за чего часто встречает в разговоры, игры.
- Выраженная болтливость. Подросток будет болтать в самых неподходящих ситуациях и местах.
- Неспособность надолго сосредотачиваться, как следствие, избегание кропотливой интеллектуальной или физической работы.
- Не способен построить полноценный диалог. На вопросы отвечает, не дослушав, перебивает собеседника, не запоминает обращённую к нему информацию.
Интеллект при СДВГ полностью сохраняется, обычно он средний или выше среднего. Но учиться таким ребятам очень тяжело, они тратят значительно больше времени, чем сверстники, для освоения знаний, умений и навыков. Это накладывает отпечаток на их общение с одноклассниками. Часто из-за симптоматики СДВГ и проблем, которые провоцирует болезнь, у подростков развивается депрессия. [4]
Лечение
Многие родители не начинают лечение СДВГ у подростков, надеясь, что с возрастом симптомы пройдут. Внешне часто так и выглядит, однако симптомы никуда не исчезают, просто повзрослевший человек способен понять, что его поведение выходит за рамки общепринятого, а поэтому старается контролировать особенности. Гиперактивность подростка с годами остаётся и портит взрослую жизнь проблема с более серьёзным обучением в университете и с работой, если вовремя не будет пройдена терапия.
Наиболее эффективным считается комплексный подход, включающий несколько направлений терапии:
- Аппаратное лечение. ТМС -транскраниальная магнитная стимуляция на определённые зоны мозга, БОС — биологические обратные связи, различное физиолечение.
- Работа с психологом один на один и в группе. Консультации необходимы для того, чтобы подросток смог понять и принять свои особенности, разобраться, что происходит и не ушёл в характерное для людей с синдромом депрессивное состояние.
- Воспитательно-коррекционная работа с педагогом-дефектологом. На занятиях ребёнка обучают правильно взаимодействовать с обществом, вырабатывают навыки, необходимые при выполнении сложных задач.
- Медикаментозное лечение. Подбираются препараты, улучшающие память, концентрацию внимания, помогающие держать под контролем импульсивность. Стоит отслеживать график приёма таблеток, а не доверять в этом вопросе подростку, так как из-за забывчивости он может пропускать приём препаратов, что скажется на результативности терапии.
- Диета. Правильное питание с преобладанием белков и сложных углеводов повысят внимание и уберут чрезмерное возбуждение. Сладкое, энергетики, кофе и другие вредные продукты будут ухудшать состояние.
- Строгий режим дня. Жизнь по расписанию, с чётко прописанным списком задач на день и временем их исполнения позволят сделать мир вокруг более понятным и систематизированным, приучит к порядку.
- Дополнительные спортивные занятия необходимы, чтобы сбрасывать лишнюю энергию. Стоит выбирать виды спорта без прямого соревновательного элемента. [5]
Ребёнок с симптомами СДВГ не виноват в своём поведении, но должен знать, что оно выходит за рамки нормально, а значит, над собой необходимо работать вместе с родителями и врачами, чтобы преодолеть проблему.
Список использованной литературы:
- ^ Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
- ^ Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
- ^ Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
- ^ Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
- ^ Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.