СДВГ
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
В большинстве случаев диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально ставится детям младшего школьного возраста, так как при поступлении в школу становится заметно, насколько поведение ребёнка мешает обучению. Неспособность надолго сосредотачиваться на одном виде деятельности, запоминать и понимать большие объёмы информации, взаимодействовать с другими ребятами из-за чрезмерной активности и склонности отвлекаться становятся основными причинами, по которым родители обращаются к специалистам для обследования.
Содержание статьи:
Особенности заболевания
Частота проявления СДВГ и СДВ огромна, маленькие дети с такой патологией постоянно в любом месте бегают, кричат, залазят туда, куда нельзя. Они не могут соблюдать правила приличия, вести себя среди чужих людей в общественных местах спокойно, а вот истерики вплоть до приступов агрессии или падения на пол случаются регулярно. [1]
В школе с самых первых уроков синдром отсутствия внимания и гиперактивности приводит к нехватке усидчивости, потере возможности усвоить материал. Малыш не может сосредоточиться на одном деле и постоянно отвлекается, бросается выполнять задание, недослушав или не дочитав условия. Для него главное – сделать как можно быстрее, а не правильнее, при этом работа может быть брошена на середине, допущены глупые ошибки по невнимательности.
С годами даже без лечения в большинстве случаев ребёнок постепенно научится хотя бы частично брать под контроль порывы. Но во взрослой жизни симптомы синдрома не пропадают. Таким людям тяжело учиться и работать, они склонны постоянно отвлекаться, впадать в ярость и участвовать в конфликтах. Часто не скорректированный в детстве СДВГ приводит к тому, что взрослый человек не может полноценно доучиться, получить профессию, построить карьеру, здоровые дружеские или семейные отношения. Это часто приводит к развитию депрессивного расстройства, которое ещё сильнее усугубляет симптоматику патологии.
Причины развития
В качестве базовых причин возникновения СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) называют 2 основных направления: генетическую предрасположенность и биологические отклонения от нормы.
Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребёнка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе. [2]
Учёные активно изучают гены, которые могут отвечать за возникновение и развитие патологии. На данный момент известно, что сбой происходит в генах дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также генах норадренергической системы. Определить вероятность возникновения у ребёнка подобной патологии возможно, для этого ещё до зачатия оба родителя сдают генетический материал на исследование. Если наличие мутации в генах подтверждается, то вероятность развития патологии у будущего ребёнка значительно возрастает.
Сказать точно, спровоцирует ли опасная ситуация развитие синдрома, невозможно, но к группе риска традиционно относят детей, столкнувшихся с:
- Приём медикаментозных препаратов, недопустимых во время беременности и в первые недели жизни ребёнка.
- Поздняя (после 40 лет) беременность женщины.
- Приём алкоголя, в том числе и в день зачатия, курение во время вынашивания плода.
- Недоношенность.
- Затяжные роды, гипоксия, развивавшаяся в процессе.
- Отравление токсичными веществами.
- Инфекционные заболевания в период беременности и в первый год жизни малыша.
- Неправильное питание матери и ребёнка в период прикорма, использование искусственных пищевых добавок. [3]
К таким проблемам со здоровьем относятся:
- Новообразования в области головного мозга.
- Серьёзные пороки внутриутробного развития.
- Гидроцефалия.
- Аутизм.
- Синдром Дауна.
- Эндокринные болезни.
- Эпилепсия.
- Поражение центральной нервной системы в период формирования.
- Митохондриальные заболевания.
- Социальная и педагогическая запущенность.
Основные симптомы
Определить, есть ли у ребёнка патология, поможет психолого-неврологическое обследование. Даже если присутствуют симптомы СДВГ у детей 2 лет, поставить точный диагноз в таком возрасте без тщательной диагностики не получится, так как возможно ребёнок просто растёт слишком активным. Поэтому чаще всего болезнь СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) диагностируется в младшем школьном возрасте, когда её симптомы и признаки начинают активно мешать ребёнку, перешедшему на новый этап жизни. Столкнувшись с необходимостью подчиняться строгой дисциплине и активно осваивать новые навыки и большие объёмы информации, ребята с этим синдромом понимают, что просто физически не способны на это. [4]
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяется по ряду симптомов и признаков. В зависимости от их выраженности выделяют несколько групп:
Для 3 типов характерны такие черты как:
- Неспособность полностью закончить дело, довести до логического финала.
- Резкие скачки настроения.
- Неспособность организовать деятельность, самостоятельно следовать жёсткому распорядку.
- Болтливость.
- Забывчивость.
Также есть симптомы, которые часто приписывают синдрому, но на самом деле они к ключевым проявлениям СДВГ не относятся:
- Двигательная активность высокого типа в ответ на стрессовую ситуацию. В отличие от патологического состояния, такие дети всё же могут контролировать поведение в общественных местах.
- Аутические черты поведения, совмещённые с отсутствием контактов, речи, отгораживанием от мира.
- Апсны или малые эпилептические припадки часто воспринимаются сторонним человеком как приступ рассеянности и отвлечения внимания, но на самом деле имеет другую природу. Также у эпилептиков периодические возникают приступы импульсивности, повышенной активности.
- Рассеянность, неспособность контролировать себя также характерны для шизофрении и лёгкой или умеренной умственной отсталости. В таком случае разграничить заболевания помогут только дополнительные исследования.
Международные исследования говорят о том, что реально СДВГ появляется у 3-5% детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков болезнь встречается в 3 – 6 раз (в зависимости от территории) чаще, чем у девочек. И у большинства симптомы патологии в большей или меньшей степени сохраняются в взрослом возрасте. Но врачи говорят о том, что реальные цифры выше, ведь далеко не везде на планете дети проходят тщательное обследование.
Диагностика СДВГ И СДВ
Для того, чтобы диагностировать СДВГ, недостаточно определить, что малыш слишком активный. Это серьёзная патология, поэтому перед постановкой диагноза за ребёнком наблюдают не менее полугода, причём обращая внимание на поведение и реакции на разные ситуации в различное время и в разных местах. Анализ поведения должен распространяться на все стороны жизнедеятельности ребёнка. Только удостоверившись в патологичности поведения в любой ситуации можно говорить о реальном развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дополнительно врач назначает клиническое аппаратное обследование:
- Видео ЭЭГ мониторинг.
- МРТ.
- Доплерография сосудов шеи и головного мозга.
- ТМС.
- Вызванные потенциалы.
Это необходимо, так как СДВГ – это психическое заболевание, при котором мозг имеет отклонения от нормы функционирование и описание выявленных патологий важно. Только точно определив, какой участок мозга пострадал и как, возможно подобрать действенную терапию, в ходе которой ребёнок не только научится сдерживать себя, а реально сможет преодолеть синдром. [5]
Лечение СДВГ И СДВ
Терапия для людей с СДВГ в первую очередь направлена на компенсацию недостаточности функций головного мозга. Важно научить человека справляться с особенностями организма.
Поэтому используется комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:
- Реабилитационная терапия.
- Психотерапия.
- Педагогическая коррекция с дополнительным курсом для родителей.
- Медикаментозное лечение при необходимости.
Особое внимание уделяется психолого-педагогической работе. Причём это направление коррекции придётся взять на себя в основном членам семьи. На первой беседе с специалистами родителям объясняют в чём особенность их ребёнка, подсказывают, как необходимо организовать их распорядок дня, какое питание будет для них лучше. Родителей буквально учат заново общаться с ребёнком, понимать особые потребности и специфические реакции.
Для успешного обучения детям с СДВГ требуется другой формат занятий, отличный от общеобразовательной школы. Коррекционные педагоги проводят более короткие уроки, используя специальные методики, разработанные с учётом ментальных особенностей детей с синдромом гиперактивности, что позволяет им усваивать знания в комфортном формате.
Методами, показавшими себя действенными для таких пациентов, стали Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и биологическая обратная связь (БОС). При ТМС напрямую стимулируются нейроны лобных долей мозга, они становятся более активными и могут взять на себя функции повреждённых участков. А при применении БОС пробуждённые нейроны быстрее и лучше обучаются тому функционалу, который им придётся взять на себя.
Часто для стабилизации поведения и повышения успеваемости в школе дополнительно прибегают к медикаментозному лечению. Но у детей постепенно вырабатывается толерантность к препаратам и дозы приходится увеличивать. Поэтому большинство специалистов сходятся на том, что лучшим и безопасным выходом для ребят с СДВГ являются другие виды коррекции.
Список использованной литературы
- ^ Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
- ^ Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
- ^ Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
- ^ Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
- ^ Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.