Задержка речевого развития
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка речевого развития — диагноз, который ставится, если развитие ребёнка отстаёт от возрастной нормы, термин включает в себя достаточно много разнообразных вариаций отклонений.
Задержка речевого развития часто граничит с задержкой психического развития. Данные диагнозы могут проявляться схожими признаками, особенно на ранних этапах развития. Врач подскажет ЗПР у детей, это что и объяснит, в чём между этими двумя заболеваниями разница.
Симптомы задержки речевого развития у детей проявляются в разном возрасте, поэтому стоит периодически повторять диагностику, если возникают сомнения в том, что развитие идёт правильно. Из-за специфических причин возникновения, невнимательности окружающих или индивидуальных особенностей ребёнка патология может быть обнаружена в раннем дошкольном возрасте или уже перед самым поступлением в первый класс. [1]
Содержание статьи:
Причины
Спровоцировать развитие ЗРР могут как проблемы при беременности и в первые месяцы жизни малыша, так и социо-педагогические особенности жизни в более поздний период. Так как от устранения причины часто зависит результативность коррекционных занятий, определить, что именно стало отправной точкой в развитии патологии, крайне важно.
Первичные причины, провоцирующие развитие патологии:
- Наследственность. Опасно не только наличие ЗРР в детстве у одного из родителей, но и другие патологии или зависимость от алкоголя или наркотических веществ.
- Конфликт резус-факторов у матери и ребёнка.
- Недоношенность.
- Интоксикация в период беременности, перед родами. Для получения вреда не нужно серьёзного отравления, достаточно нескольких выкуренных сигарет, бокала алкоголя или одной дозы наркотиков. [2]
- Инфекция, перенесённая в первом триместре.
- Гипоксия в последние дни перед родами или в самих родах.
- Родовые травмы, затрагивающие голову и шейный отдел позвоночника.
- Длительный сильный токсикоз в первом и третьем триместре беременности.
Вторичные причины, провоцирующие развитие патологии ЗРР, могут быть как биологического, так и социо-психологического характера:
- Билингвизм с рождения. Необходимость понимать и воспроизводить два языка одновременно значительно замедляет освоение этого навыка.
- Тяжёлые болезни в первые месяцы жизни, провоцирующие общее отставание в развитии.
- Постоянные стрессы, связанные с семьёй, окружением, частой сменой обстановки, отсутствием режима.
- Генетическая особенность. В некоторых случаях в первый период жизни мозг может развиваться медленнее, чем у сверстников. Это считается биологической нормой. Такие ребята к подростковому периоду полностью догоняют сверстников.
- Недостаточность общения внутри семьи. С младенцами необходимо разговаривать с рождения, обращать к ним речь, чётко артикулировать. Если этого не происходит, то навык просто не формируется из-за невозможности подражать взрослым.
- Врождённая или приобретённая тугоухость, проявившаяся до 2-3 лет, обеспечивает значительное отставание в развитии речи. В некоторых случаях она не появится совсем.
- Осложнения после вакцинации. [3]
Симптомы
Точно понять в раннем возрасте, что у ребёнка задержка речевого развития, и дать конкретное определение, что это патология, вызванная какими-либо негативными факторами, а не особенность индивидуального развития, крайне сложно. Именно поэтому в течение первых лет жизни, в 2, 3, 5, 7 лет, ребёнок должен посещать для диагностики педиатра и дефектолога. Эти специалисты при постановке диагноза ориентируются не только на специфические симптомы, но и на динамику развития конкретного малыша. [4]
Понять, что у ребёнка ЗРР возможно по определённым симптомам, проявляющимся по мере взросления в разном возрасте:
- 4 месяца. Нет улыбки, как реакции на обращённую речь. Ребёнок никак не реагирует на громкие звуки, разговоры рядом с ним, даже если видит говорящего.
- 9 месяцев. Не развивается лепет. Ребёнок может только повторять несколько одинаковых слогов, часто с одной и той же интонацией.
- 1 год. Младенец издаёт нечленораздельные звуки, не пытается повторять услышанное, не интересуется чужой речью.
- 1, 5 года. Не понимает самые простые слова, не распознаёт своё имя и не откликается на обращённую речь. Не пытается повторять за взрослыми.
- 2 года. Не повторяет за взрослыми слова, использует 3-10 слов, часто в упрощённом и искажённом виде. Может наблюдаться регресс словарного запаса.
- 2,5 года. Не запоминает названия предметов и определения, не понимает обращённую к нему речь. Словарный запас в пределах 2 десятков слов. Малыш не способен произнести словосочетание даже из знакомых слов, речь крайне нечёткая.
- 3 года. Ребёнок не понимает смысла чужой речи, не способен построить даже простое предложение. При произнесении слов допускает ошибки, откидывает последние слоги, значительно коверкает, растягивает слова.
Степени развития
Степень задержки речевого развития у детей зависит от множества факторов, основные из которых: что стало причиной отставания в развитии и когда была начата коррекция. Если оставить проблему на ранних этапах без лечения, то через время начнётся ухудшение состояния.
Специалисты выделяют 3 степени развития ЗРР:
- 1 степень. Небольшие отклонения в скорости овладения речи, справиться с которыми без специалиста не получается. При этом поражения нервной системы не обнаружены. Проблема является скорее проявлением педагогической запущенности или особенностями скорости развития мозга.
- 2 степень. Выраженная задержка речевого развития сочетается с органическими патологиями развития. У малыша присутствует тремор языка, частичный паралич. Часто нарушена психика, не развито внимание и мелкая моторика. Справиться с такими проблемами без комплексного лечения невозможно.
- 3 степень. Вызвана нарушениями в речевом центре головного мозга. Малыш не может говорить полноценными словами или словосочетаниями, не запоминает новых слов и не понимает их значение. Из-за этого нарушается волевая и эмоциональная сферы, сильно снижены память и мышление. Требуется серьёзная работа нескольких специалистов.
На силу проявлений задержки речевого развития напрямую влияет заболевание или проблема, спровоцировавшая развитие патологии:
- Темповая задержка. В этом случае пациент способен освоить родной язык, просто делает это в более медленном темпе, чем сверстники. Впоследствии патология полностью скорректируется.
- Алалия у детей. К 3-4 годам речь не сформирована полностью или частично, малыш просто не может общаться таким способом с миром.
- Тугоухость или глухота.
- ЗПРР. [5]
ЗПР и ЗПРР: в чём разница?
Специалисты выделяют несколько вариантов задержки развития у детей в раннем возрасте. Определить по появившимся симптомам, что это за диагноз: ЗПР, ЗПРР или ЗРР- уловить отличия и объяснить родителям, в чём разница и что это такое – задача проводящего диагностику дефектолога или невролога.
Детям от 4,5 лет, речь которых не нормализовалась, ставится диагноз ЗПРР, так как неспособность полностью овладеть разговором приводит к формированию постепенного отставания и в других сферах из-за невозможности полноценно общаться и обучаться новому. Именно поэтому необходимо начинать лечение как можно раньше, при обнаружении первых признаков развития патологии.
Определить особенности речевого развития детей с ЗПР или ЗРР крайне важно как можно раньше, поскольку от этого зависит подход к лечению и коррекции.
Диагностика
При возникновении первых признаков задержки речевого развития на перинатальном уровне, часто на фоне болезни, необходимо сразу обратиться к специалистам, которые знают, как определить появившееся отставание, точно могут сказать его название и уже в таком раннем возрасте и подобрать коррекционную терапию. Без лечения в дальнейшем проблема только усугубится.
Диагностика ЗРР проводится следующим образом:
- Осмотр у отоларинголога. Специалист должен выявить, являются ли причиной перенесённый отит, наличие аденоидов или же у малыша развилась тугоухость.
- Невролог определяет степень развития нервной системы по возрасту, проводит инструментальное изучение головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование артерий мозга) на предмет обнаружения остановки в развитии или органического поражения.
- Логопед проводит диагностику готовности речевого аппарата, проверяет уровень слуховой и зрительной реакции, определяет особенности коммуникации. [6]
Лечение
Разбираясь с тем, как лечить общую задержку речевого развития, врач опирается не только на результаты обследования, но и на индивидуальные особенности организма и характера пациента. Только специально подобранная с учётом всех особенностей коррекционная терапия, включающая в себя несколько направлений, сможет дать необходимый эффект.
При этом необходимо учитывать, что задержка речевого развития (сокращённо ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) у детей 2-3,5 лет, когда диагноз поставлен в раннем возрасте, поддаётся лечению проще, чем в 7 лет, а что делать в настолько позднем возрасте, решает уже консилиум специалистов, так как некоторые изменения могут уже быть необратимы. [7]
Для достижения устойчивого результата применяется комплексная терапия, которая может включать в себя:
- Индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
- Специализированные массажи для артикуляционного аппарата.
- Биологическая обратная связь (БОС – терапия).
- Электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ).
- Комплекс упражнений лечебной физкультуры.
- Работа с психологом.
- Медикаментозное лечение.
- Творческие занятия.
Приём медикаментов, чаще всего ноотропных средств, прописывают при необходимости. Но при прохождении комплексной терапии через короткое время от них можно будет полностью отказаться.
Список использованной литературы
- ^ Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
- ^ A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
- ^ Prevalence and natural history of primary speechand language delay: findings from a systematic review of the literature. Law J, Boyle J, Harris F, Harkness A, Nye C.
- ^ Speechand language delay in children: a case to learn from. Wooles N, Swann J, Hoskison E.Br J Gen Pract. 2018 Jan;68(666):47-48. doi: 10.3399/bjgp17X694373
- ^ Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.
- ^ Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
- ^ Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. / Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 110 с.