Вегетососудистая дистония у детей
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
ВСД отмечается и у детей, и у взрослых. Не считается опасной, лечится преимущественно немедикаментозными методами. Симптоматика в каждом случае различна. Пациент требует детального обследования, чтобы исключить реальную органическую или психическую патологию.
Основа неудовлетворительного самочувствия в таких случаях – нарушение работы сосудов в области мозга или в других отделах человеческого организма. По сути, это – не болезнь, а набор симптомов, отражающих дестабилизацию работы систем жизнедеятельности человека. [1]
Содержание статьи:
Причины
Как правило, такой диагноз ставят детям в 7 или 10 лет.
Типичными причинами возникновения ВСД в раннем возрасте считают:
- предрасположенность, передавшуюся от родственников или сформированную в периоде вынашивания;
- физические, интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки;
- хронические стрессы;
- серьёзные общесоматические болезни;
- патологию центральной и периферической нервной системы;
- перенесённые травмы головы, даже внешне несерьёзные.
Предугадать заранее, будет синдром у малыша или нет, на практике невозможно. [2]
Симптомы сосудистой дистонии у детей
Проявления болезни различаются в зависимости от особенностей организма малыша. На какие-то неприятности с самочувствием он жалуется, что-то остаётся без внимания и выявляется при специальных исследованиях.
Ярко признаки расстройства проявляются в стрессовых ситуациях: при поступлении в садик, школу, смене детского коллектива, переездах.
Дети с ВСД жалуются на:
- боли в груди, в области сердца;
- приступы усталости;
- головокружение;
- головные боли;
- тошноту;
- понос или запоры;
- боль и дискомфорт в области желудка;
- нехватку воздуха;
- сильное сердцебиение.
Разновидности
В зависимости от реакции сердечно-сосудистой и вегетативной систем, сопутствующих симптомов у детей, выделяют несколько типов ВСД: [4]
- Гипотоническая – проявляется регулярной слабостью, быстрой утомляемостью, головокружением. В серьёзных случаях возникают постоянные головные боли, выраженное снижение артериального давления, обморочные состояния с эпизодами тошноты.
- Гипертоническая, которой присущи типичные симптомы: тахикардия, головная боль, повышение артериального давления.
- Кардиальная – характеризуется расстройствами сердечного ритма, болевым синдромом в области сердца, но без признаков серьёзной ишемии миокарда.
- Смешанный тип наиболее распространённый. Симптомы возникают от разных органов и систем, группами, меняются время от времени. Дополнительно присоединяются проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Уточняется картина уже в ходе исследований. Симптомы разделяют на три категории:
- Постоянные возникают регулярно, эпизод ухудшения самочувствия может длиться несколько часов.
- Скрытые проявляются вследствие некоторых факторов-катализаторов: душевного волнения, недосыпа, усталости.
- Кризовые развиваются внезапно, без какой-либо внешней причины, но и проходят быстро.
Как правило, при постановке диагноза ВСД у детей организовывается симптоматическое комплексное лечение без медикаментов.
Диагностика
Диагностирование ВСД – сложный, многоступенчатый процесс, так как синдром ставится методом исключения. То есть врачу необходимо провести полное обследование, рассмотреть и отвергнуть другие возможные проблемы. И лишь после этого назначать лечение.
Предварительный диагноз ставит педиатр.
Он же отправляет грудничка или подростка на консультацию к другим специалистам для исключения органической или психопатической патологии.
Диагностический процесс при ВСД складывается из трёх этапов:
- Сбор анамнеза (истории жизни). Врача интересуют не только жалобы пациента, но и особенности развития, вредные привычки у него или у родителей в период беременности. Наследственность и период дородового развития играют важную роль в развитии проблемы. Рассматриваются результаты ЭКГ, проводится холтеровский мониторинг.
- Внимание уделяется работе ЦНС. Детям назначают комплекс исследований: РЭГ, ЭхоКГ, реовазографию, ЭЭГ.
- Получив результаты, специалисты отсеивают возможные патологии и заболевания, имеющие схожую симптоматику.
После определения заболевания, в зависимости от тяжести симптоматики, доктор назначает комплексное лечение, которое продлится минимум 1,5- 2 месяца.
Лечение
При выявлении у детей 5, 6, 7 лет симптомов ВСД, назначается мягкое лечение без применения медикаментозных средств. В этом периоде у детей один вид деятельности меняется другим, возрастают физические, психологические, интеллектуальные нагрузки.
Как правило, пациентам хватает курсов комплексной физиотерапии:
- ЛФК – Комплекс упражнений разрабатывается с учётом физиологических особенностей, физической формы пациента;
- рефлексотерапия;
- массажи;
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
- биорезонансная терапия;
- периферическая магнитная стимуляция.
Чтоб достичь улучшения здоровья, требуется поддержать организм, подобрать оптимальный вариант терапии, выстроить поддерживающий режим дня.
Значительного увеличения положительного эффекта от лечения у детей 6-8 лет при вегетососудистой дистонии добиваются при помощи относительно простых вещей:
- Сбалансированного режима бодрствования и сна. Спать в таком возрасте организму необходимо не меньше 9 часов.
- Обязательные перерывы между занятиями, выполнением домашнего задания для младших школьников.
- Правильное питание со специальной диетой, прописанной лечащим врачом.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Регулярные занятия спортом.
При соблюдении всех рекомендаций врача, лечение симптомов вегетососудистой дистонии у детей пройдёт быстро и успешно, вне зависимости от причины, вызвавшей расстройство самочувствия. [7]
Список использованной литературы
- ^ Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Агрессивность и враждебность в структуре факторов риска синдрома вегетативной дисфункции // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. -№ 8-2. — С. 52-53. ALekseenko SN, Drobot EV. Agressivnost’ i vrazhdebnost’ v strukture faktorov riska sindroma vegetativnoj disfunkcii. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. 2014;(8-2): 52-53. (In Russ.)]
- ^ Somatoform Disorders — A Pediatric Experience. Pop-Jordanova N, Zorcec T.Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki). 2016 Nov 1;37(2-3):55-62. doi: 10.1515/prilozi-2016-0017
- ^ Pediatric Somatic Symptom Disorders. Malas N, Ortiz-Aguayo R, Giles L, Ibeziako P.Curr Psychiatry Rep. 2017 Feb;19(2):11. doi: 10.1007/s11920-017-0760-3. Review.
- ^ Conversion disorder and mass psychogenic illness in child Mink JW. Ann N Y Acad Sci. 2013 Nov;1304:40-4. doi: 10.1111/nyas.12298. Epub 2013 Oct 18. Review.
- ^ Леженко ГА., Пашкова А.Е. Вегетативные дисфункции у детей. Патогенез, диагностика и терапевтическая тактика // Детский доктор. -2011. — № 4. — C. 20-32. [Lezhenko GA, Pashkova AE. Vegetativnye disfunkcii u detej. Patogenez, diagnostika i terapevticheskaja taktika. Detskij doktor. 2011;(4):20-32. (In Russ.)]
- ^ Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Литовченко М.О. Вегетативно-сосудистая дистония: современный взгляд на проблему / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, М.О. Литовченко // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2014. — №9. — С.16-23.
- ^ Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — М.: Генезис, 2000