Детский аутизм
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Ранний детский аутизм – расстройство психики, которое развивается у ребёнка в возрасте от 3 месяцев до года. Синоним его – синдром Каннера. Будучи пропущенными, подобные особенности приводят к отставанию в речевом, интеллектуальном развитии. [1]
Детки с самого младенческого возраста воспринимают мир по-своему, склонны к социальной изоляции. Они не стремятся расширять круг знаний о мире, закрыты.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Точно установить, из-за чего развивается аутическое расстройство личности, врачам непросто. В качестве ведущих, учёные считают факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся мозг плода. Впоследствии, негативное влияние на этапе формирования приводят к появлению такого отклонения.
Главные причины развития раннего детского аутизма:
- Генетический фактор. Предрасположенность к аутизму передаётся от ближайших родственников по материнской, отцовской линии. Но так происходит только в 2-3% случаев. Для второго ребёнка, эта вероятность выше.
- Вредная окружающая среда в раннем периоде беременности. Сюда относятся не только экология. Значение имеют употребление некачественных продуктов питания, отравления химические, медикаментозные.
- Гипоксия плода на поздних сроках и в процессе родов.
- Употребление мамой алкоголя, наркотиков в первом-втором триместрах беременности.
- Внутричерепные травмы при родах, в раннем младенческом возрасте.
Если на ребёнка действовали сильные повреждающие факторы, имеется отягощённая наследственность, то появление симптомов в возрасте до года вполне вероятно.
Признаки и симптомы
Первые симптомы заболевания дети с ранним детским аутизмом начинают демонстрировать на первом году жизни. Заметить это можно по аномальной реакции младенца на окружающих, особенностям взгляда, патологическим рефлексам.
Психологические нарушения
Основными симптомами синдрома раннего детского аутизма являются:
- Нарушение взаимодействия с социумом. Непривычные реакции заметны с грудного возраста. Ребёнок неохотно идёт на руки, избегает встречаться взглядом со взрослыми, не реагирует на проявления мамой эмоций, улыбку. Со временем игнорирование усиливается. В детском коллективе малыш сторонится сверстников, не интересуется коллективными играми. Не инициирует общие занятия с родителями, нервничает, когда приходится оказываться на руках или тесно взаимодействовать с близкими людьми.
- Отсутствует способность к адаптации, взаимодействию с окружающей средой. Выражается в стереотипных повторяющихся действиях, однообразных, бессюжетных играх, лишённых динамики. Отсутствует познавательная деятельность, интерес к новому. Формирование навыков самообслуживания идёт значительно медленнее, чем у сверстников.
- Речевое развитие отстаёт. Это становится заметно уже в первые месяцы, так как ребёнок мало реагирует голосом на окружающие условия. Он не старается подражать взрослых, мало агукает, часто кричит. Такие малыши поздно начинают говорить, их речь шаблонна, не разнообразна. Часто сводится к повторению заученных слов и фраз.
- Сенсорные раздражители вызывают неадекватные реакции. Звуки, на которые дети реагируют положительно или игнорируют, могут вызвать негативную реакцию у аутистов. Вплоть до впадения в истерику. Младенцам характерно сторониться какого-либо цвета без видимых причин. Тактильный контакт им неприятен. [4]
В младенчестве, это выражается в отсутствии положительной обратной реакции, а позже – в резко негативном ответе на попытку прикосновения.
Раннему детскому аутизму преимущественно свойственны негативное отношение к развитию и обучению. Больному неинтересно познавать окружающий мир, придумывать новые игры. Он зацикливается на простых однообразных действиях. Благодаря ежедневной работе, это возможно преодолеть, если заболевание не в тяжёлой форме.
Физические нарушения
Физически аутисты развиты нормально. Но интеллект, без коррекции со стороны квалифицированных врачей в первые годы жизни, будет снижен. Позже показатели могут сравняться с таковыми у сверстников.
Диагностика
Установление конкретного диагноза возможно после исследований, исключающих анатомические повреждения мозга.
Чтобы достоверно установить подобные отклонения, требуется пристальное наблюдение за поведением ребёнка. Потребуются консультации таких докторов: логопеда, детского психолога, педиатра, детского невролога и психиатра.
Ранний детский аутизм, или РДА, или синдром Каннера по МКБ-10 ставится, если у пациента наблюдаются:
- нарушения общения;
- нарушения взаимодействия с социумом;
- стереотипность движений, форм поведения.
Параллельно проводятся анкетирование, тесты и лабораторные анализы, аппаратные исследования:
- анализы крови и мочи;
- МРТ головного мозга;
- ЭЭГ — электроэнцефалография;
- эхоэнцефалография.
Инструментальные обследования нужны, чтоб отличить психическое отклонение от симптомов, вызванных физическим нездоровьем. По их результатам можно установить заболевание, его вариант и степень тяжести у пациента.
Лечение
Аутизм – врождённое и неизлечимое расстройство. Но его возможно скомпенсировать с помощью медикаментозного лечения, психотерапии и развивающих занятий.
С самого раннего возраста аутисты должны проходить комплексную психотерапию, посещать специальные занятия:
- логопедические для развития речи, улучшения вербального взаимодействия с окружающими; [5]
- личные регулярные встречи с психиатром;
- развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания;
- работа в группе для обучения взаимодействию в среде сверстников и взрослых людей.
Дополнительные виды терапии назначаются в зависимости от состояния пациента, получаемого прогресса, особенностей личности.
Список использованной литературы
- ^ A parent-centered approach to autismdiagnosis in early childhood. Mintz ME. World J Pediatr. 2018 Jun;14(3):212-214. doi: 10.1007/s12519-018-0154-6. Epub 2018 Apr 6.
- ^ Identification and evaluation of children with autismspectrum disorders. Johnson CP, Myers SM; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. Pediatrics. 2007 Nov;120(5):1183-215.
- ^ Trajectories of autismseverity in early childhood. Venker CE, Ray-Subramanian CE, Bolt DM, Ellis Weismer S. J Autism Dev Disord. 2014 Mar;44(3):546-63. doi: 10.1007/s10803-013-1903-y.
- ^ Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.
- ^ Питерс, Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: книга для педагогов-дефектологов / Т. Питерс; пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.