Нейропсихологические упражнения для школьников

О пользе зарядки для физического состояния человека знает каждый, но и когнитивные способности нуждаются в регулярной правильной нагрузке, особенно в детстве, когда происходит взросление и активное развитие мозга.

Нейропсихология – современная наука, изучающая связь между отдельными участками мозга и высшими психическими функциями. Врачи, проводящие нейропсихологическое обследование школьников, помогают не только выявить и скорректировать отклонения от нормы без использования лекарственных препаратов, но и подбирают индивидуальные программы упражнений, которые каждому человеку помогут стать лучше. [1]

Ежедневное выполнение нейропсихологической зарядки позволит значительно повысить внимание, улучшить память и скорость мышления, что быстро скажется на успеваемости в школе и общем качестве жизни и поможет в будущем, когда когнитивные нагрузки значительно возрастут. 

Специфика ежедневного графика и постоянно возрастающей информационной нагрузки на современного ребёнка такова, что нейропсихологическая гимнастика становится необходимой для каждого здорового малыша начиная с садовского возраста. [2]

Когда нужны нейропсихологические упражнения для школьников

Сначала необходимо помочь мозгу подготовиться к нагрузкам и скорости освоения информации в младшей школе, затем к возрастающему потоку информации в средней. Ежедневная зарядка не занимает много времени, воспринимается малышом как игра и при этом тренирует его когнитивные способности, позволяя добиваться более значимых успехов. 

Но иногда нейропсихологическая диагностика школьников выявляет ситуации, когда регулярное выполнение упражнений становится необходимым коррекционным занятием. Обратиться к детскому неврологу, пройти обследование и подобрать специализированные упражнения необходимо, если школьник:

  • Устаёт заметно быстрее сверстников. 
  • Есть проблемы с концентрацией внимания, рассеянность. 
  • Возникают или усиливаются симптомы гиперактивности. 
  • Появились проблемы с учёбой, очень медленно запоминается информация, заучиваются стихи, осваиваются умения. 
  • Регулярно путает право и лево, плохо ориентируется в пространстве даже с картой, медленно запоминает новые маршруты. 
  • Отстаёт в освоении новых навыков от сверстников.
  • Тяжело адаптируется в новом коллективе, слабо социализирован.
  • Проблемы с развитием мелкой моторики, не получается выполнять манипуляции, требующие ловких пальцев и хорошего глазомера. 
  • Тяжело выражать эмоции, часто возникают вспышки неконтролируемого гнева. 

Если у ребёнка 10-12 лет появились или усилились такие симптомы, то необходимо обратиться к врачу, чтобы выяснить точную причину возникновения проблем. Кроме нейропсихологического тестирования, для выявления проблем со здоровьем мозга невролог может назначить видео ЭЭГ, ЗВП, ССВП. Аппаратные методы исследования помогут получить точную информацию о состоянии мозга и подобрать упражнения, подходящие конкретному пациенту для коррекции.

Эффект от нейропсихологической гимнастики для школьников

Нейрогимнастика — часть коррекционной работы, направленная на улучшение связей между правым и левым полушарием, развитие подкорковых структур и мозолистого тела головного мозга. С помощью специальных физических упражнений и элементов арт-терапии в игровой форме исправляются проблемы в развитии психических функций, работа мозга приходит в норму после травм.

Эффект от нейропсихологической гимнастики и упражнений для школьников

Одновременная когнитивная и сенсомоторная активности дают устойчивый эффект после первых занятий, но для достижения устойчивых результатов необходимо пройти весь курс.

Каждый день выполняемые нейропсихологические упражнения дают для школьников 11 — 12 лет следующий эффект: 

  • Улучшает моторику.
  • Развивает память и внимание. 
  • Ускоряет освоение и анализ информации. 
  • Улучшает кровообращение в головном мозге. 
  • Стимулирует развитие мышления, улучшает речь. 
  • Помогает преодолеть проблемы с чтением, письмом и счётом. 
  • Повышает стрессоустойчивость и осознанность поведения. [3]

Чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее пациент сможет добиться устойчивого результата. Особенно эффективны упражнения в раннем детстве. Однако в 10-12 лет ребёнок проходит период гормональной перестройки организма, поэтому поддержать развитие высших психических функций нейропсихологическими упражнениями в этот период будет правильным решением, обеспечивающим спокойное проживание пубертата.

При регулярном выполнении зарядки из подобранного индивидуально комплекса упражнений подросток улучшает показатели на учёбе, становится более собранным и спокойным, меньше капризничает.

Виды упражнений

Виды нейропсихологических упражнений для школьников

Коррекционные занятия и ежедневная зарядка направлена на работу в трёх направлениях:

  • Двигательное (сенсомоторное). Сосредоточено на улучшении навыков владения телом. Прорабатывается мелкая и крупная моторика, способность ориентироваться в пространстве, синхронизировать работу руки и глаза. 
  • Когнитивное делает упор на развитие памяти, внимания, мышления и речи. 
  • Эмоционально-личностное разрабатывает навыки самооценки, самоконтроля, общения с людьми в разных ситуациях, комфортной социализации среди сверстников. 

На какое из них сделать упор и какие нейропсихологические упражнения для школьников подойдут конкретному ребёнку, решает врач после проведённой диагностики. Подбор состава тренировок, исходя из особенностей развития ребёнка, позволяет достигать заметных результатов быстрее.

В зависимости от того, на какой участок мозга нужно воздействовать, какие навыки и функции развивать, выделяют следующие виды нейропсихологических упражнений:

  • Дыхательные. Направлены на улучшение способности к самоконтролю, осознанию и пониманию собственных эмоций и поведения. 
  • Артикуляционные. Улучшают речь, помогают преодолеть ЗРР, логопедические проблемы. 
  • Двигательные. Направлены на улучшение межполушарных связей. Задания помогают прокачать навыки чтения, письма, ориентирования в пространстве. 
  • Растяжка. Тонизирует мышцы, убирает чрезмерное напряжение, тренирует руку перед письмом или рисованием и другими занятиями, требующими чётких движений. 
  • Глазодвигательные. Улучшают межполушарное взаимодействие. Усваивать информацию становится проще. 
  • Развитие мелкой моторики. Вместе с повышением ловкости рук тренируют мышление. 
  • Массаж и релаксация. Позволяет снять напряжение, убрать гипертонус.

Ежедневные тренировки строится так, чтобы ребёнок продвигался от простого упражнения к сложному. При систематических занятиях заметно влияние на эмоциональное и физическое состояние подростка. Ребёнок становится более спокойным, уверенным в себе, инициативным. 

Противопоказания

Нейропсихологические упражнения универсальны и хорошо подходят ля большинства детей, однако у любого метода работы с мозгом и нервной системой есть противопоказания и ограничения. Именно поэтому важно сначала пройти обследование у невролога и нейропсихологическую диагностику, чтобы подобрать наверняка действенные и безопасные для ребёнка задания.

Противопоказания нейропсихологических упражнений для школьников

С осторожностью подбирают специализированные комплексы коррекционных занятий, если у пациента выявлены заболевания:

  • Бронхиальная астма. 
  • Патологии развития сердца. 
  • Дисплазия соединительных тканей. 

Для нейропсихологической гимнастики существуют и полные противопоказания. Этот метод коррекции не применяется, если у ребёнка выявлены:

  • Эпилепсия.
  • Ряд генетических заболеваний. 
  • Некоторые психические расстройства. 

Если у пациента нет подобных противопоказаний, то врач подбирает упражнения, составляет график занятий. И при строгом соблюдении рекомендаций нейропсихолога ребёнок быстро достигнет видимых результатов.

Действенные упражнения

Действенные нейропсихологические упражнения для школьников

Школа – это время, когда ребёнку необходимо быстро усваивать большой объём информации, постоянно переключать внимание, осваивать различные по сложности навыки. Осложняет обучение стресс, который постоянно испытывают дети перед проверками, контрольными, если боятся выступать на людях, а отвечать надо устно.

К привычным сложностям младшей школы в 12 лет прибавляется переход в среднее звено, полная смена привычного распорядка, резкое усложнение изучаемой программы.

Курс упражнений нейропсихологических для детей 12 лет поможет справиться со стрессом перехода в среднюю школу, быстрой адаптацией и повышающейся нагрузкой.

Для ребят этой возрастной категории подходят упражнения:

  • «Класс». Большой палец одной ладони направлен вверх, остальные прижаты. На второй ладони при этом большой и мизинец соединены, остальные отставлены. По команде меняем положение пальцев на руках местами. 
  • «Параллельный счёт». На листе бумаги запишите цифры от 1 до 5 в два столбика. На одной линии всегда должны быть разные цифры. Задание – показывать одновременно пальцами обеих рук числа из разных столбцов. 
  • «Зеркальное рисование». Возьмите лист бумаги, мысленно разделите пополам. Нарисуйте на одной половине простой рисунок, а на другой повторите его зеркально. [4]
  • «Король-орёл». Одновременно на обеих руках кончиками большого пальца по очереди коснитесь других пальцев. На одной руке идите от мизинца, на второй от указательного пальца. 
  • «Угадай-ка». Используются карточки с разнообразными изображениями предметов, животных, явлений природы. Но возможно проводить упражнение в виде игры и без карточек. Взрослый выбирает карту и не показывает изображение ребёнку. Задача – понять, что нарисовано на карточке, задавая вопросы, ответить на которые можно только «Да/Нет». 
  • «Рисование в две руки». Ребёнок берёт один лист бумаги, карандаши в обе ладони и одновременно рисует рисунки на разных частях листика. Можно пытаться изобразить одинаковые вещи в зеркальном отражении. 
  • «Кулак – ребро – ладонь». Руки кладутся перед собой на плоской поверхности. Поочерёдно меняется положение. Сначала сжимается кулак, затем разжимается и упирается в поверхность ребром ладони, затем делается поворот в запястье, ладонь полностью прижимается к поверхности. 
  • «Сова». Ладонь левой руки ложится на правое плечо, голова поворачивается к левому плечу, делается глубокий вдох, затем движение повторяется симметрично. После плечи полностью расправляются, голова опускается на грудь так, что чувствуется напряжение в мышцах шеи, делается глубокий вдох. 

Занимайтесь гимнастикой вместе с подростком. Сделайте небольшие десятиминутные ежедневные занятия семейной традицией. Это положительно повлияет на психологическое состояние подростка и укрепит отношения с родителями в сложный период пубертата.

Советы для родителей

Особенностью нейропсихологических упражнений является возможность заниматься в домашних условиях самостоятельно совместно с родителями.

Нейропсихологические упражнения для школьников и советы для родителей

Чтобы занятия приносили пользу, проходили комфортно и успешно, нейропсихологи и неврологи советуют:

  • Упражнения выполняются ежедневно. Но конкретное время выполнения значения не имеет. Если в данный момент подросток не в духе, то сдвиньте тренировку на час или больше.
  • Периодические меняйте порядок выполнения упражнений и задания, чтобы заниматься не было скучно. 
  • Перед выполнением продемонстрируйте упражнение, в первые разы помогайте ребёнку в выполнении, если он не справляется сам. 
  • Продолжительность занятий не должна превышать 10 минут в день и 5-6 упражнений за раз. 
  • Если задание выполнять слишком просто, усложните его. Добавьте новый элемент, ускорьте выполнение. 
  • Время выполнения может быть любым, но не надо откладывать занятия на период перед сном, так как нейроупражнения бодрят. Используйте комплекс, чтобы развлечь ребёнка в моменты ожидания или во время поездки.

Если вы задумываетесь, нужны ли ребёнку 10-12 лет регулярные упражнения на ВПФ, то перед началом тренировок пройдите нейропсихологическую диагностику. Врач выделит сильные и слабые стороны подростка, подберёт комплекс упражнений с учётом уровня развития и потребностей конкретного ребёнка.

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Hécaen H. “L’evolution et les perspectives de la neuropsychologie [Development and perspectives of neuropsychology].” Acta Neurol Latinoam. 1980;26(2):75-102. French. PMID: 6758467.
  2. ^ Megari K, Miliadi V. “The neuropsychology of early childhood and infancy.” Int J Dev Neurosci. 2024 Dec;84(8):807-816. doi: 10.1002/jdn.10381. Epub 2024 Sep 25. PMID: 39323063.
  3. ^ Närhi V, Lehto-Salo P, Ahonen T, Marttunen M. “Neuropsychological subgroups of adolescents with conduct disorder.” Scand J Psychol. 2010 Jun 1;51(3):278-84. doi: 10.1111/j.1467-9450.2009.00767.x. Epub 2009 Jan 13. PMID: 20070878.
  4. ^ Молчанова Е.М. «Нейропсихология как средство преодоления трудностей в обучении», 10 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×