Нейропсихологические игры и упражнения для школьников

Нейропсихологические упражнения и игры – это целый блок разнообразных заданий, подбираемых по возрасту и уровню развития, направленный на тренировку мозга, активизацию работы отдельных его участков и развитие когнитивных способностей. 

Нейропсихология – наука, изучающая взаимосвязь отдельных участков головного мозга с развитием высших психических функций. Результатом исследований учёных в этой области и стали специализированные упражнения, замаскированные для маленьких детей под игры, помогающие значительно ускорить развитие основных функций и сделать его равномерным.

Кроме занятий для самых маленьких, нейропсихология предлагает упражнения для более взрослых детей 7 – 10 лет, позволяющие лучше адаптироваться к школе и добиться стабильной успешности в учёбе. [1]

Специализированные упражнения подобраны так, чтобы равномерно заставлять работать все участки головного мозга, укреплять межполушарные связи, что позволяет повысить общий уровень развития ребёнка, избежать ситуации, когда одни функции развиты значительно сильнее, чем другие, что создаёт стрессовые ситуации в реальной жизни. 

Результаты нейропсихологических игр и упражнения для школьников

Комплексы нейроигр направлены не только на устранение отставаний или коррекцию способностей особых детей, но и на развитие и улучшение способностей здоровых малышей, подготовку к важной вехе – смены игровой деятельности на обучение.

Основными результатами регулярных тренировок станут:

  • Развитие межполушарного взаимодействия и улучшение когнитивных функций. 
  • Регуляция эмоций. Помогают осознать свои переживания, взять их под контроль, научиться противостоять стрессу. 
  • Улучшение мышления и всех видов памяти. 
  • Пробуждение творчества, умения находить нестандартный подход к решению задачи. 
  • Тренировка мелкой моторики и координации работы рук и ног. 
  • Развитие всех каналов получения и анализа информации. 
  • Предотвращает развитие дислексии, дисграфии, дискалькулии. 

Ежедневно выполнять небольшие комплексы нейропсихологических упражнений рекомендуется с самого раннего возраста. 15 минут в день, вошедшие в привычку, не только заметно ускорят развитие мозга и высших психических функций, но и позволят значительно снизить стресс, научиться расслабляться при повышении ежедневной интеллектуальной нагрузки при переходе из детского сада в школу. 

Кому нужны нейроигры и гимнастика?

Кому нужны нейропсихологические игры и гимнастика, упражнения для школьников

Сегодня большинство детей ведут малоподвижный образ жизни из-за пристрастия к гаджетам, они почти не проводят активно время в играх со сверстниками во дворе. Раньше при помощи такой деятельности проводилась микрокоррекция, улучшавшая работу всех отделов головного мозга естественным способом.

Сегодня родителям придётся помочь в этом ребёнку, встроив в его расписание дня 10-15 минут целенаправленных занятий нейроупражнениями для общего развития и подготовки к серьёзным школьным нагрузкам.

Существует и ряд показаний, при которых делать ежедневные тренировки и зарядки нужно для полноценного развития и корректировки текущего состояния работы мозга. Нейроигры обязательны, если у обследуемого были замечены:

  • Заметное отставание в развитии по сравнению с одногодками. [2]
  • Проблемы с заданиями, направленными на способность концентрировать внимание на объекте, постоянная рассеянность. 
  • Проявляется гиперактивность. 
  • Быстрое уставание при необходимости выполнять интеллектуальные задачи. 
  • Проблемы с ориентацией в пространстве. Плохо запоминает даже дорогу, по которой ходит регулярно. 
  • Трудности с запоминанием новых знаний, освоением умений, необходимых для школы. 
  • Постоянно путает лево и право. 
  • Сложно выстраивает отношения в коллективе, не может найти общий язык со сверстниками.
  • Не может осознавать и контролировать эмоции, из-за чего часто начинаются истерики. 
  • Плохо развита мелкая моторика. 

Для подбора комплекса упражнений, который точно принесёт желаемый результат, необходимо обратиться к врачу и пройти нейропсихологическое тестирование и консультацию у невролога. По результатам обследования врач подберёт индивидуальный комплекс занятий и отследит результативность тренировок. 

Виды нейроупражнений

Конкретный комплекс заданий формируется индивидуально для ребёнка с учётом задач, которые поставлены перед врачом, и проблем, которые подвергаются коррекции. Однако нейропсихология располагает широким спектром игр и заданий, воздействующих на все участки головного мозга. 

Виды нейропсихологических упражнений и игры для школьников

Виды нейропсихологических игр и упражнений, которые необходимо включать в занятия с дошкольниками и детьми 6-7 лет:

  • Дыхательные. Направлены на самоконтроль, умение управлять эмоциями, понижение гиперактивности. 
  • Двигательные. Позволяют лучше овладеть телом, наладить взаимодействие двух руки и верхних и нижних конечностей. Влияют на межполушарные связи, что улучшает навыки письма, чтения, ориентации в пространстве и координации. 
  • Задания для мелкой моторики. Ускоряют развитие интеллекта, убирают неуклюжесть. 
  • Артикуляционные. Помогают улучшить навыки речи, сделать её более чёткой и сложной. 
  • Глазодвигательные. Влияют на межполушарные связи, тренируют внимание и память, что помогает учиться лучше. 
  • Релаксация. Даёт навыки самоуспокоения, меньшей реакции на стрессовые обстоятельства. 

Какие конкретно задания понадобятся ребёнку, решает врач после проведения обследования и выявления наиболее слабых сторон развития. Для достижения лучшей результативности в одном занятии комбинируются упражнения различной направленности, что позволяет одномоментно воздействовать на разные участки головного мозга. 

Нейропсихологические игры и упражнения

Нейропсихологические игры и упражнения

К моменту поступления в старшую группу детского сада процент игровой активности в жизни ребёнка постепенно снижается, заменяясь обучением, что создаёт дополнительную нагрузку на те участки головного мозга, что раньше использовались не так активно. 

Для того чтобы в переходный период и первые годы учёбы малыш смог успешно адаптироваться к новому способу усвоения информации, подстроиться под ускорившийся ритм обучения, создаются специальные комплексы нейропсихологических упражнений. Они включают в себя задания различной направленности, подобранные с учётом возрастных особенностей учеников. 

Нейропсихологические игры и упражнения для детей 6-7 лет

В этом возрасте к привычным играм часто добавляются дополнительные занятия по подготовке к школе. Чтобы ребёнок справлялся с ними успешно и выдерживал возросшие нагрузки, особое внимание уделяется играм и упражнениям, направленным на активации определённых участков головного мозга и мелкую моторику:

  • Колечко. Соединив концы большого пальца с концами других, поочерёдно образуем кольца. Сначала проделываем только одной рукой, затем усложняем задание, выполняя действие двумя руками одновременно. Наиболее сложный вариант, когда на разных руках движения производятся в разные стороны. 
  • Путаница. Одну руку опускаем на живот в область пупка и совершаем круговые движения, другой рукой гладим себя по голове. По сигналу быстро меняем руки местами. 
  • Охотник. На полу раскладываются изображения животных и птиц. Необходимо собрать их по группам. Усложняем задание, животные собираются только правой рукой, птицы только левой. При подъёме карточки необходимо изобразить характерный для этого живого существа звук. 
  • Золушка. Перед ребёнком 4 ёмкости. Две пустые и две наполненные мелкими объектами (шариками, фасолью). Задание: переложить предметы из одной ёмкости в другую, но так, чтобы движение руками производились одновременно. При этом правой рукой нужно класть предметы в левую ёмкость, а левой – в правую. 

Эти же нейропсихологические упражнения и задания подойдут не только для старших детсадовцев, но и для младших школьников, достигших 7 лет.

Нейропсихологические упражнения и задания для детей 8-9 лет

С первого года обучения ребёнок испытывает регулярный стресс из-за разнообразных проверок усвоенного материала. Резко возросшие нагрузки приводят к постоянной усталости, напряжению. Комплексы упражнений должны быть направлены на улучшение концентрации внимания и памяти, для лучшего освоения учебной программы, и релаксацию, и отдых между занятиями. 

Нейропсихологические упражнения, задания и игры для детей 8-9 лет

Наиболее подходящими для этого возраста являются:

  • Параллельный счёт. На чистом листке выпишите два столбца цифр от 1 до 5 так, чтобы на одной параллели они не совпадали. Задача: разгибать количество пальцев, равное указанной цифре, правой рукой – в правом столбике, левой рукой – в левом столбике. 
  • Рыболов. В большую ёмкость, наполненную однородными мелкими предметами (шариками), помещаются более крупные объекты. Задача ребёнка — выловить эти объекты, на ощупь понять, что это и достать нужной рукой. Рука определяется по первому звуку названия вещи. О том, на какие звуки достаём правой рукой, а на какие — левой, ведущий с играющими договаривается заранее. 
  • Художник. Берётся один лист и два фломастера разного цвета, по одному в каждую руку. Задача: нарисовать одновременно двумя руками разные по форме объекты и в неравномерном количестве. Например, правой рукой — три круга, левой – четыре треугольника. [3]
  • Замок. Пальцы сцепляются в замок и располагаются перед собой. Взрослый называет конкретный палец на выбранной руке, ребёнок должен подвигать им так, чтобы не двигались остальные, и не перепутать, не помогая себе другой рукой или иными способами. 

Нейропсихологические упражнения для детей 9 — 10 лет сохраняют ту же направленность, но отличаются большей сложностью в выполнении, вариативностью возможных путей решения поставленных задач, что отвечает этапу развития и созревания разных участков головного мозга. 

Советы для родителей

Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста и старше не должны восприниматься как утомляющая обязанность, они должны развлекать и дарить положительные эмоции ребёнку и вам. Это позволяет добиться результативности занятий.

Советы для родителей и нейропсихологические игры и упражнения для школьников

Чтобы добиться такого эффекта, следуйте рекомендациям нейропсихологов – неврологов, составленным для родителей и самостоятельных занятий:

  • Тренировки необходимо проводить ежедневно. Регулярность нагрузок на разные участки мозга – залог их развития и улучшения высших психических функций. 
  • У ребёнка перед и во время занятия должно быть хорошее настроение. Если малыш чем-то расстроен, немного отложите выполнение упражнений, так как он не сможет сосредоточиться на них в нужной степени. 
  • При первом столкновении с заданием продемонстрируйте, как его правильно выполнять, в последующие разы повторяйте инструкции, если это будет необходимо. 
  • Не делайте занятия слишком длинными по времени. Оптимальная продолжительность — 10-15 минут в зависимости от уровня развития и возраста малыша. 
  • Проводите тренировки в первой половине дня, когда ребёнок бодрый и не уставший. Не занимайтесь перед сном, нейрогимнастика бодрит. 
  • Если упражнение выполняется слишком легко, усложните его добавочными элементами. Повысив сложность, вы вернёте к нему интерес ребёнка. 
  • Выбирайте занятия для подготовки к школе с использованием упражнений с нейропсихологическим подходом, тогда, даже занимаясь онлайн, можно будет добиться заметных результатов.
  • Регулярно меняйте состав заданий в тренировке, усложняйте и видоизменяйте упражнения, чтобы у малыша не возникло привыкания, а с ним и скуки. 

Нейропсихологические задания для детей, пошедших в 1 класс, должны подбираться с особой внимательностью. [4] Ребята испытывают большие нагрузки и переживают серьёзные изменения в привычной жизни, поэтому большая часть комплекса должна быть направлена на расслабление, смену привычно деятельности и тренировку особенно активно используемых в этот период когнитивных навыков. При этом тренировка должна выглядеть не занятием, а игрой, чтобы убрать стресс из-за полной смены деятельности с игровой на учебную, происходящей в этом году. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Megari K, Miliadi V. “The neuropsychology of early childhood and infancy.” Int J Dev Neurosci. 2024 Dec;84(8):807-816. doi: 10.1002/jdn.10381. Epub 2024 Sep 25. PMID: 39323063.
  2. ^ Dijkstra-de Neijs L, Tisseur C, Kluwen LA, van Berckelaer-Onnes IA, Swaab H, Ester WA. “Effectivity of Play-Based Interventions in Children with Autism Spectrum Disorder and Their Parents: A Systematic Review.” J Autism Dev Disord. 2023 Apr;53(4):1588-1617. doi: 10.1007/s10803-021-05357-2. Epub 2021 Dec 2. PMID: 34853960.
  3. ^ Молчанова Е.М. «Нейропсихология как средство преодоления трудностей в обучении», 16 с.
  4. ^ Fletcher JM, Taylor HG. “Neuropsychological approaches to children: towards a developmental neuropsychology.” J Clin Neuropsychol. 1984 Feb;6(1):39-56. doi: 10.1080/01688638408401195. PMID: 6699184.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×