Три блока мозга в нейропсихологии

В базе лежат труды советского учёного, психолога А.Р. Лурии. [1] Им и его последователями были выделены три функциональных блока мозга, в зависимости от того, что в них входит, и какие функции выполняются в процессе высшей деятельности психики. Первый – энергетический. Обеспечивает условия, необходимые для нормального функционирования организма. 

Второй блок – связан с переработкой данных. Третий блок – отвечает за сложнореализуемые процессы, например, речь, память и другие. Эта классификация не теряет своей актуальности. Помогает в поисках, внедрении новых методов и техник для эффективной коррекции детей с различными нарушениями (СДВГ, аутизм, ЗПР, ЗРР).

Предложенная система показывает, почему пациенты с разными нарушениями легко справляются с определёнными задачами, при этом испытывают трудности при совершении других действий. 

Первый блок из трёх перечисленных в научном труде структур головного мозга в нейропсихологии называется энергетическим. Анатомически он располагается по вертикали. Имеет сложную структуру.

Период формирования приходится на внутриутробное развитие и продолжается до двух-трёх лет. Ребёнок при появлении на свет уже имеет сформированный на 75% отдел. Участвует энергетический блок в регулировании внимания, процессов запоминания, эмоций, сознания. Ответственен за полную отработку информации, которая приходит от внутренних органов. [2]

Первый блок из трёх блоков мозга в нейропсихологии

Нарушения и признаки

Повреждения, иные нарушения в работе структур, входящих в первый функциональный блок, сопровождаются у детей следующими признаками:

  • Снижение познавательной и двигательной активности. Ребята теряют интерес к тому, что происходит вокруг. Они становятся вялыми, пассивными. Особенно ярко это проявляется у пациентов, которые ранее были активными и любознательными.
  • Эмоциональная неуравновешенность. Любой окружающий раздражитель влечёт за собой непредсказуемый отклик. Дети с нарушениями в данных отделах головного мозга невротичны.
  • Аллергичность и снижение тонуса. Организм не только эмоционально откликается на окружающее. У детей часты и разнообразны аллергические реакции. Они постоянно болеют. Тонус повышен или снижен.
  • Двигательная неловкость. В бытовых условиях характерно появление синкинезий – рефлекторных движений, возникающих параллельно какому-то основному. Яркий пример – движения языком во время написания текста.
  • Вычурные позы.
  • Трудности с произношением и написанием слов/предложений.
  • Слабая конвергенция глаз – нарушено бинокулярное зрение, отсутствие синхронности и качественного восприятия предметов обоими глазами как единого целого.

Коррекция нарушений

Коррекция нарушений первого блока из трёх блоков мозга в нейропсихологии

При выявлении нарушений в работе отделов первого функционального блока необходима коррекция нейропсихолога.

  • Ребёнку назначают ряд упражнений, способствующих повышению активности, включающей не только двигательный, но и эмоциональный, сенсорный аспект. Важно проработать все слабые точки, чтобы запустить внутренние процессы и преодолеть возникший кризис в здоровье.
  • Предлагаемые специалистом-нейропсихологом игровые комплексы, упражнения должны быть с ритмическими элементами, например, включать музыкальное сопровождение, взаимодействие с инструментами. 
  • Как только малыш осваивает ритм, у него получается его удерживать некоторое время, взрослый усложняет программу, добавляя новые элементы, которые сочетаются между собой.
  • Обязательным компонентом коррекционной работы является эмоциональное подкрепление.
  • Положительный эффект подкрепляется и усиливается добавлением в коррекционную программу ароматерапии, массажей, плавания. 
  • Немаловажный этап работы – дыхательные упражнения.

Второй блок

2 блок в системе головного мозга в нейропсихологии – приёма, переработки и хранения информации. Локализуется в задних и наружных мозговых отделах. Включает в себя: области темени, затылка, висков и центральную борозду.

Благодаря перечисленным структурам, работающим в нормальном режиме, у ребёнка есть слух, зрение, память, хорошо развиты механизмы воспроизведения информации, анализа, сравнения с уже имеющимися сведениями. Формируется второй функциональный блок у детей в возрасте от 3 до 7-8 лет. [3]

Второй блок из трёх блоков мозга в нейропсихологии

Нарушения и признаки

При диагностике у маленьких пациентов с нарушениями во втором функциональном блоке головного мозга выявляют следующие нарушения:

  • Сложности с опознаванием предметов, изображений. Если ситуация запущена, возможно полное отсутствие визуального восприятия даже любимых игрушек и обстановки в доме – ребёнок не узнаёт знакомые ему вещи. 
  • Если проблема коснулась слуха, дети не в состоянии установить, откуда слышен звук, какой объект является его источником. У них трудности с ориентированием в пространстве.
  • Нарушения понимания обращённой речи.
  • Проблемы с запоминанием и мыслительными процессами. 
  • Тактильные нарушения проявляются искажением восприятия собственного тела. Крупная и мелкая моторика останавливаются в развитии. 
  • Сбои в пространственной координации.

Коррекция

Коррекция второго блока из трёх блоков мозга в нейропсихологии

Упражнения и игровые комплексы направлены на восстановление, в зависимости от того, какие нарушены диагностированы:

  • Зрительные нарушения. Коррекционная работа предусматривает проведение занятий, во время которых ребёнок учится опознавать реальные предметы или изображения. По мере продвижения нейропсихолог помогает воспитаннику устанавливать соответствия между картинкой и предметом – что именно связывает их. Когда проблема с опознаванием на начальном уровне решена, задачу усложняют. Малышу предлагают ряд абстрактно изображённых объектов – зашумлённых картинок, например, чёрно-белых, полосатых. Отлично для занятий также подходит конструирование. Сбор предметов из фрагментов хорошо «работает» с нарушениями второго блока.
  • Расстройства слухового восприятия. Задания, предлагаемые нейропсихологом, направлены на различение разных шумов, контрастных звуков. При успешном прохождении курса малыша может заинтересовать и речь.
  • Понимание речи. Занятия ведутся от простого к сложному. Сначала малыш осваивает элементарные слова, которые постепенно заменяются целыми предложениями. Для интереса воспитанника и большей эффективности работа ведётся в игровом формате. Взрослые используют игры, в которых нужно проявлять речевые навыки.
  • Тактильные расстройства. Сенсорное развитие – важный компонент комплексной коррекции. Ребёнок учится воспринимать своё тело, получать от этого определённые ощущения. Результатом работы становится формирование целостного представления, в котором есть чёткое понимание, какие части существуют, и как они откликаются при прикосновении.
  • Память. Установлено, что при нарушении запоминания информации, полученной по основному каналу восприятия, при правильном подходе открываются другие варианты воспроизведения данных. Задача нейропсихолога – фокусировка внимания ребёнка на конкретном объекте.
  • Нарушение внимания. Распространяется повсеместно – все стороны жизни детей. Ребята отвлекаются всегда, независимо от того, чем занимаются. Коррекция проходит посредством специальных игровых комплексов.

Третий блок

Третий блок из трёх блоков мозга в нейропсихологии

Этот блок ответственен за организацию осознанной, целенаправленной психической деятельности, куда входят программирование и контроль действий, целесообразность поведения в целом. Период формирования с 7-8 до 12-15 лет. Состоит блок из префронтальных, лобных отделов головного мозга. 

Нарушения и признаки

При поражениях, затронувших третий функциональный отдел, возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Теряются типичные для детского возраста навыки. Движения перестают быть плавными. При диагностике глубоких повреждений мозговых структур возможно сохранение двигательной активности, но человек теряет контроль над своими действиями.

При таком формате нарушений речь и процессы переработки поступающей информации остаются неизменными. 

При работе с детьми нейропсихологи отмечают:

  • Полное безразличие к любым действиям. Их невозможно ничем увлечь. 
  • «Полевое» поведение. Так характеризуют деток, которые постоянно отвлекаются на любые стимулы вокруг. Что бы ни происходило, они всегда должны быть в гуще события, в ущерб основному совершаемому действию. 
  • Тенденция к упрощению программ. В результате у деток ограниченный словарный запас, недоделанные задания. Во время письма они не дописывают слова, часто пропускают буквы. 

Коррекция

Коррекционная работа с каждым ребёнком проводится индивидуально, учитывая результаты диагностики и тяжесть поражения лобных долей. Занятия проводятся нейропсихологом исключительно в игровом формате. Важно, чтобы детки долго не сидели на одном месте и не выполняли нежелательные задания. 

В программу включают игры, упражнения с правилами, различными инструкциями. Особое внимание уделяют заданиям на развитие экспрессивной речи, например, описания предметов, пересказы текстов, на проработку эмоционально-волевой сферы.

Упражнения на развитие мозга

Упражнения на развитие и три блока мозга в нейропсихологии

Деткам с нарушениями одного из 3 блоков мозга важно постоянно заниматься со специалистом в сфере нейропсихологии, а также дома с родителями. Упражнения и игры представлены в большом разнообразии. Вот несколько примеров заданий, которые хорошо прорабатывают мозг и помогают в коррекции нарушений: [4]

  • Секундные задания. Предложите ребёнку смотреть на картинку в течение 10 секунд, затем закройте её и задайте вопросы о том, что он видел. Это поможет развивать сосредоточенность и внимание.
  • Визуальное запоминание. Покажите ребёнку набор объектов (например, игрушек) в определённом порядке, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти.
  • Загадки и ребусы. Предложите ребёнку решать простые логические задачи и головоломки, давая возможность развивать критическое мышление и творческие способности.
  • «Находите отличия». Покажите две похожие картинки с небольшими изменениями. Попросите ребёнка найти все отличия между ними. Это упражнение развивает внимательность и восприятие.
  • Проектирование и рисование. Предложите ребёнку рисовать сцены и рассказывать о них. Это поможет развить визуальное восприятие и воображение.
  • Ролевые игры. Разыгрывайте различные социальные ситуации, чтобы помочь ребёнку научиться взаимодействовать с другими. Тематики разные, например, «в магазине», «в школе».
  • Игры с песком или водой. Создание различных фигур и форм из песка или воды. Это помогает развивать тактильные ощущения и моторику. Одно из самых доступных упражнений, которым не стоит пренебрегать. Играть таким образом можно и летом, и зимой. 

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  1. ^ Luria AR. “Neuropsychological studies in the USSR. A review. I.” Proc Natl Acad Sci U S A. 1973 Mar;70(3):959-64. doi: 10.1073/pnas.70.3.959. PMID: 4577141; PMCID: PMC433397.
  2. ^ Лурия А. Р., “Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.” — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 384 с., 88 стр.
  3. ^ Бизюк А.П., “Основы нейропсихологии: Учебное пособие.” — СПб.: Речь, 2005 — 293 с.,  68 стр.
  4. ^ Diamond A, Lee K. “Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old.” Science. 2011 Aug 19;333(6045):959-64. doi: 10.1126/science.1204529. PMID: 21852486; PMCID: PMC3159917.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×
      Записаться к специалисту
      ×
      Записаться к специалисту
      ×