Атипичный аутизм
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Атипичный аутизм – психическое расстройство у детей и подростков, симптомы и признаки которого проявляются позже, чем при стандартном течении синдрома. Но при этом часто протекают тяжелее. Среди заболевших преобладают мужчины.
По первым проявлениям невозможно установить, насколько тяжело будет протекать заболевание. Поэтому стоит обращаться к врачам, чтобы вовремя начать лечение и не допустить развития неблагоприятного сценария.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Синдром развивается из-за структурных изменений в отдельных областях мозга, которые провоцируются известными причинами.
Медики выделили несколько групп факторов, влияющих на психическое здоровье пациентов и провоцирующих развитие аутического синдрома в подростковом и взрослом состоянии: [2]
- Осложнения в период беременности и родов – одна из распространённых причин, приводящих к развитию патологий аутического спектра. Негативно повлиять на формирование нового здорового организма способна масса факторов: вирусное заболевание или токсическое отравление матери в первом-втором триместрах.
Опасны гипоксия плода перед родами или в процессе родовой деятельности, перинатальные черепно-мозговые травмы, проживание матери в экологически загрязнённом районе, ожирение, диабет.
- Наследственность, генетический фактор. Более чем у половины людей с выявленным заболеванием такого типа, имеются кровные родственники по линии мамы или папы, имеющие либо уже проявившуюся болезнь, либо генетическую предрасположенность к ней. Учёным удалось обнаружить конкретный ген, отвечающий за развитие патологии. При этом его мутации не гарантируют 100% заболеваемость, но повышают шансы появления патологии. Как у самого носителя, так и у его потомков.
- Психические или соматические болезни, перенесённые самим пациентом. В таком случае аутизм в тяжёлой форме выступает как осложнение. Возникает на фоне детской шизофрении, некоторых генетических заболеваний.
В зависимости от конкретной причины, вызвавшей атипичный аутизм у детей, подбирается соответствующее лечение. Также составляются прогнозы. [3]
Классификация
В описании синдрома по МКБ-10, выделяют две формы, протекающие одновременно с другими отклонениями от нормы.
Острое течение болезни разделяется на три подэтапа, после которых наступает период выхода из психоза:
- Аутистический период. Длится 1-6 месяцев. Человек начинает отрешаться от мира, замедляется развитие.
- Регрессивный этап. Занимает 6 – 12 месяцев. Прогрессируют симптомы аутизма, пропадает речь, снижаются навыки гигиены. Человек может пытаться есть несъедобное.
- Кататоническая фаза, 1,5-2 года. Проявления аутизма снижаются, зато возникают двигательные стереотипии. Больной может непроизвольно кружиться, двигать руками или ногами.
Стойкий регресс проявлений возможен при непрерывной корригирующей работе с пациентом. К лечению привлекаются как медики, так и члены семьи пациента.
Симптомы
Атипичный аутизм встречается у детей всё чаще, чтобы понять, что это такое, нужно разобраться в симптомах заболевания.
Типичные признаки развития атипичного аутизма у детей и подростков:
- Нарушение способности к социальному контакту. При лёгкой форме заболевания, человек способен поддерживать разговор, но не начинает его первым, не желает сам выбирать тему. В тяжёлой форме, любая попытка пойти на контакт с больным вызывает желание остаться в одиночестве. Настойчивость в этом вопросе приводит к истерике.
- Утрачивается восприятие переносного значения у слов, будь то юмор, метафоричность речи или устойчивые выражения. Подросток понимает слова так, как они звучат, в прямом смысле. [5]
- Пропадают выраженные эмоции. Человек становится холодным и отрешённым. Не только не способным к эмпатии, но и безэмоциональным. Иногда развивается патологическая привязанность к матери, которая является попыткой избежать контактов с незнакомым, непонятным миром.
- Возникает страх любых перемен.
- Появляются повторяющиеся нецеленаправленные действия, стремление совершать одинаковые ритуалы.
- Становится заметным специфическое восприятие чувственных впечатлений: слуховых, вкусовых, тактильных.
Диагностика
Не всегда появление вышеописанных симптомов значит, что у ребёнка – атипичный аутизм, иногда так проявляются другие патологии головного мозга или гормональный дисбаланс.
Применяют несколько методов:
- беседа и проведение специализированных тестов как с самим больным, так и с его близкими, для выявления типичных особенностей поведения;
- наблюдение за поведением человека на протяжении некоторого времени докторами нескольких специальностей: психологов, педиатров, психотерапевтов, неврологов, логопедов;
- ЭЭГ – электроэнцефалография;
- МРТ головы, мозга;
- транскраниальная магнитная стимуляция, ТМС в диагностическом режиме;
- исследование познавательных функций с помощью специальных методик.
После получения результатов проводится консилиум врачей и устанавливается окончательный диагноз.
Лечение
Три принципа терапии:
- Образование по адаптированным стандартам и программам, разработанным с учётом особенностей психики пациентов. На разных этапах заболевания – свои нюансы. Также сюда входят занятия с логопедом, трудотерапия.
- Социализация через одиночные и групповые занятия с психологом, занятия ЛФК, с логопедом. Не обойтись без индивидуального подхода, позволяющего найти дорожку, вернувшую человека в общество.
- Медикаментозная терапия применяется для коррекции поведения и ослабления сопутствующих симптомов. Пациентам назначаются противосудорожные препараты, антидепрессанты, лекарства, снижающие агрессивность.
Вылечить РАС невозможно.
Но скомпенсировать до такого состояния, что человек сможет обслуживать себя самостоятельно, вполне успешно жить в обществе – задача выполнимая.
У человека могут остаться только некоторые черты аутического расстройства.
Список использованной литературы
- ^ Toward Neurosubtypes in Autism. Hong SJ, Vogelstein JT, Gozzi A, Bernhardt BC, Yeo BTT, Milham MP, Di Martino A.Biol Psychiatry. 2020 Jul 1;88(1):111-128.
- ^ Defining clusters of young autistic and typically developing children based on loudness-dependent auditory electrophysiological responses. Dwyer P, Wang X, De Meo-Monteil R, Hsieh F, Saron CD, Rivera SM.Mol Autism. 2020 Jun 15;11(1):48.
- ^ Co-morbidity of down syndrome with autism spectrum disorder: Dental implications. Sultan A, Juneja A, Bhaskar S.J Oral Biol Craniofac Res. 2020 Apr-Jun;10(2):146-148.
- ^ Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей. Аутизм и нарушения развития 2003:(2);2—9.
- ^ Мухин К.Ю. Когнитивная эпилептиформная дезинтеграция и схожие синдромы. В кн.: Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Холин А.А. Эпилептические энцефалопатии и схожие синдромы у детей. М.: Арт-Сервис Лтд, 2011. С. 396-426.