Аутизм
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Аутизм у детей – это заболевание, имеющее множество признаков и симптомов, причин для появления, проявления которого начинаются в самом раннем возрасте. Аутический синдром приводит к проблемам с адаптацией в социуме. Так как ребёнок (потом – взрослый человек) воспринимает мир по-своему, не как обычные люди. Вдобавок, болезнь нередко приводит к проблемам с интеллектуальным развитием. [1]
Разбираться, что такое аутизм, каковы причины его возникновения у детей, проявления, возможные последствия и способы лечения, становится нужно большому числу родителей.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Установить причины возникновения детского аутизма, а значит – подобрать лечение для конкретного ребёнка – сложно, считается, что его провоцируют сразу несколько факторов, влияющих на маленького пациента: [2]
- Наследственная предрасположенность, которая может передаться от папы или мамы. При этом не обязательно, чтоб заболевание ранее проявлялось у кого-то в роду.
- Химическое отравление матери во время беременности.
- Поражение ЦНС плода различного типа. Аномалии в развитии и созревании головного мозга.
- Гормональные расстройства или нарушение обмена веществ в раннем возрасте.
- Постоянное использование антибактериальных препаратов.
- Перенесённое кислородное голодание во время дородового развития.
- Вирусные, бактериальные заболевания в первые месяцы жизни.
- Отравление солями тяжёлых металлов, ртутью.
- Инфекционные заболевания матери, перенесённые в период вынашивания плода.
Простым языком объяснить конкретную причину возникновения болезни аутизма у детей сложно, так как затрагиваются высшие функции мозга.
Почему у детей бывает врождённый аутизм, также установить сложно. Считается, что главное провоцирующее значение имеет генетическая предрасположенность. Активируют её, переводят в явную клиническую картину, патология вынашивания и проблемы в раннем детстве.
Иногда даже ожирение и проблемы с обменом веществ у мамы негативно сказываются на вынашиваемом плоде.
Основные признаки: как распознать ребёнка-аутиста
Лёгкая степень аутизма у ребят проявляется в раннем возрасте, первые признаки можно заметить в 1,5-2 года, к 5-6 или 7-8 годам они становятся очевидными. Уже сложнее поддаются коррекции.
Установить точный диагноз способен только врач, но родители могут заподозрить детский аутизм по внешности и поведению ребёнка-аутиста, симптомы и аутические черты влияют на то, как он выглядит и общается с окружающим миром:
- Предпочитает одиночество. Плохо контактирует со сверстниками. Не проявляет инициативу к общению, избегает его, когда другие пробуют сделать первый шаг.
- При разговоре со взрослыми не смотрит в глаза, не фокусирует на собеседнике внимание. Отводит взгляд в стороны, отвлекается.
- Не любит прикосновений, нервничает, устраивает истерики. Особенно, если потрогать его пытается кто-то малознакомый.
- Неразговорчив, даже если умеет внятно выражать мысли, старается обходиться без этого. Иногда возникают трудности с тем, чтобы понятно объяснить свои желания.
- Регулярно устраивает истерики без видимых к этому поводов.
- Чувствителен к определённым звукам, резкой смене освещения.
- Может быть, как излишне пассивен, так и склонен к гиперактивности.
- Придерживается ритуала – повторение одного и того же действия по кругу, боязнь всего нового.
- Не способен определить степень опасности ситуации. Даже после объяснений со стороны взрослых, способен создать опасную для жизни ситуацию. Например, выйти на дорогу, не обращая внимания на машины, или играть с ножом, спичками, оголёнными проводами.
Объяснить простыми словами, кто такие дети-аутисты, не получится. Они не имеют прямой патологии мозга, грубых неврологических расстройств.
Особенности мышления
Мальчики и девочки аутисты асоциальны, мало обращают внимания на окружающий мир. Будто отделяют себя от него стеной и не собираются её разрушать. Это отражается на особенностях восприятия мира.
Такие детки могут спутать живое и не живое. Не всегда осознают человека или животного как единое целое, воспринимают их как набор отдельных элементов.
Или проявлением другого отклонения. В любом случае, при подозрении, чтобы разобраться кто такие дети-аутисты и как определить, а затем лечить аутизм у них, необходимо обратиться к специалистам.
Интеллектуальное развитие – показатель, проявляющийся позже. Ребята с аутическим синдромом могут демонстрировать потрясающие успехи в узкой области и при этом сильно отставать в других.
В школе, как правило, имеют невысокие оценки. Так как из-за особенностей работы мозга, им тяжело сфокусироваться на материале, запомнить новое.
Диагностика
Чтобы распознать синдром аутизма у детей, нужно определить признаки, как он проявляется.
Для этого симптомы должны затрагивать три основные сферы:
- Сложности во взаимодействии с социумом;
- Коммуникативные проблемы;
- Стереотипное поведение, постоянное зацикленное повторение одного действия или слова.
Определить, что у малыша аутическое расстройство, непросто и врачам. Так как родители при разговоре и опросе не рассказывают о своеобразном поведении совсем маленьких детей, считая его нормальным или не придавая им значения. А педиатр, не наблюдая ребёнка в естественной среде, может не заметить настораживающих симптомов.
При подозрении, малыша отправляют на комплексное обследование. Оценке подвергается не только физическое, но и психологическое состояние. [3]
Проводят:
- УЗИ головного мозга или Эхо-ЭГ, чтобы исключить наличие опухолей;
- осмотр отоларинголога, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью;
- сбор информации, опираясь на рекомендованные международными медицинскими организациями анкеты-опросники.
Наиболее значимая часть диагностики – работа психолога с малышом и с родителями. Отвечая на продуманные вопросы, мама и папа, сами того не подозревая, объясняют врачу, от чего возник болеющий синдромом аутизма ребёнок. И узнают, какую следует проводить с ним дальнейшую работу.
Лечение и коррекция
Аутизм – понятие, отражающее особенности работы мозга, вылечить которые нельзя, но как безнадёжную патологию, воспринимать не стоит.
Многие люди с таким отклонением социализируются и нормально живут, отличаясь от остальных большей закрытостью.
Основная часть работы по коррекции ложится на родителей, ближайшее окружение ребёнка. Социализировать малыша поможет ежедневная работа с ним.
Действенные методы:
- Работа с психологом и специалистами-коррекционщиками. Посещать занятия должны не только дети с диагнозом «аутист», но и их родители, которым придётся во многом пересмотреть своё общение с малышом.
- Обучение в специализированных детских учреждениях, начиная с детского сада.
- Постоянное повторение определённых необходимых операций, так как ребёнок запоминает хуже сверстников.
- Формирование чёткого, не нарушаемого распорядка дня.
- Создание неизменной среды вокруг. В привычном пространстве не должно меняться ничего. Даже игрушка, переставленная на другую полку, способна надолго вывести из равновесия.
- Выработка специфического типа обращения, который позволит привлекать внимание ребёнка, но при этом не пугать его.
Медикаментозное лечение назначается только в случае, когда аутический синдром развивается параллельно с другими заболеваниями. Например, эпилепсией у детей, для устранения её симптомов. [4]
Ещё один повод – серьёзные отклонения в поведении, склонность к агрессии и чрезмерной гиперактивности. Тогда применяют успокоительные, транквилизаторы.
Лечить аутизм, в принципе, можно. Это означает – скорректировать поведение и мышление ребёнка, приблизить их к социальным нормам. При постоянной работе над проблемой на протяжении лет – вполне достижимая задача.
Список использованной литературы:
- ^ Lai MC, Lombardo MV, Baron-Cohen S. «Autism.» Lancet. 2014 Mar 8;383(9920):896-910. doi: 10.1016/S0140-6736(13)61539-1. Epub 2013 Sep 26. PMID: 24074734.
- ^ Ratajczak HV. «Theoretical aspects of autism: causes—a review.» J Immunotoxicol. 2011 Jan-Mar;8(1):68-79. doi: 10.3109/1547691X.2010.545086. PMID: 21299355.
- ^ Baird G, Cass H, Slonims V. «Diagnosis of autism.» BMJ. 2003 Aug 30;327(7413):488-93. doi: 10.1136/bmj.327.7413.488. PMID: 12946972; PMCID: PMC188387.
- ^ Famitafreshi H, Karimian M. «Overview of the Recent Advances in Pathophysiology and Treatment for Autism.» CNS Neurol Disord Drug Targets. 2018;17(8):590-594. doi: 10.2174/1871527317666180706141654. PMID: 29984672.