Как развить мышление
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Каждый человек в тот или иной момент задаётся вопросом собственного развития. На первый план часто выходит физическое состояние тела, но для достижения успеха в жизни, этого мало. Деловым и творческим людям, учащимся, нужно развивать показатели интеллекта, тренировать мышление. [1]
Содержание статьи:
Особенности мышления
Преимущество тренировки этой способности в том, что большие финансовые вложения или траты времени не обязательны. На начальных этапах хватает 15-20 минут планомерных занятий в день, чтобы расшевелить свой ум.
Разрабатывается комплекс нейропсихологических упражнений, физиотерапевтических процедур.
Используются методики, одновременно воздействующие на несколько типов мышления. Существуют и подборки занятий для улучшения конкретного вида мозговой деятельности.
Задаваясь вопросом, как развить другое мышление у взрослого, нужно сначала определить, какой вид мыслительной деятельности нуждается в укреплении, усилении.
Абстрактное мышление
Второе название, – словесно-логическое, отражает суть этого процесса. Это сложные мыслительные операции, в ходе которых человек оперирует не конкретными предметами и понятиями, а абстрактными формами, не имеющими физического воплощения. [2] Для этого нужно иметь богатый словарный запас, уметь правильно подбирать термины.
Людей беспокоит дефицит в способности манипулировать такими свойствами мышления:
- Понятие, объединение группы обсуждаемых объектов по общему признаку. Личностные особенности каждого кусочка не важны, внимание фокусируется на общих чертах.
- Суждение, предварительное осмысление. Мысль, которая охватывает не весь объект для осмысления в целом, а малую его часть.
- Умозаключение, полноценный самостоятельный вывод, делающийся на основе синтеза осмысленных понятий и предварительных суждений.
Проблема, как развивать своё мышление, мысль о том, какое упражнение будет наиболее эффективным у взрослых, часто в этом случае посещает людей, связанных с профессиями, требующими интеллектуальных нагрузок.
Порой возникает ситуация, когда мозг перестаёт соображать, и мириться с этим нельзя.
Расширить мыслительные рамки помогут такие упражнения:
- Игра в слова на сложные буквы. Заранее выбираем группу букв, которые редко выступают в качестве первых в слове, и называть термины, которые приходят на ум. Игра усложняется, если необходимо вспомнить только слова одной категории: имена, существительные, глаголы.
- Найди отличия. Выбираются два случайных, не связанных друг с другом слова. Задача выполняющего упражнение – сформулировать как можно больше отличий по разным пунктам.
- Убрать лишнее слово. В группу слов заранее добавляется одно, не подходящее по определённым критериям. Его нужно найти и исключить, объяснив свой выбор.
- Повторить предложение другими словами. Переписать , пересказать формулировку, не искажая изначального смысла изречения, переформулировав исходный текст. Не только меняйте слова на синонимы, но и смените структуру высказывания.
Уделяйте практике 15-20 минут каждый день в качестве расслабленного отвлечения от рутинной деятельности.
Так вы не только улучшите абстрактное мышление, но и научитесь быстро переключаться между задачами.
Творческое мышление
Способность мозга генерировать неповторимые идеи на основе уже известных примеров, полученной информации. Развитое творческое мышление помогает создавать необычные вещи и предметы искусства. Оно же отвечает за бизнес-идеи, нахождение выхода из сложной ситуации в моменты, когда классические приёмы перестают работать. [3]
Действенными методами для достижения этой цели являются:
- Воспроизведение образов. Займитесь тщательным 3D моделированием в голове. Вспомните человека, с которым вы встречались в течение дня. Постарайтесь учесть все детали, его внешности, движений и мимики. Затем меняйте ему настроение, перестраивая перед внутренним зрением мимику и позу человека. Упрощённый вариант: визуализируйте в подробностях группы предметов, например, овощи. Сначала зелёные, затем жёлтые и так далее. Нужно, чтобы в сознании всплыл не только внешний вид, но и другие характеристики: запах, вкус, звук при нарезании.
- Тренировка воображения. Этот приём неосознанно используют дети, но для тренировки взрослого он тоже подходит. Возьмите вещь или явление из реального мира, а затем персонифицируйте его, придайте человечности неодушевлённому предмету. Представьте характер, особенности внешности, возможно, дополнительные черты и привычки.
- Фантастические истории. Весёлое развлечение, которое служит отличной тренировкой. Придумайте невероятную ситуацию в 2-3 словах. Затем развивайте мысль, создайте цепь событий, как это произошло, к чему привели подобные фантастические события. Этот тип тренировки легко превратить в игру с детьми или друзьями.
- Вероятное будущее. Попробуйте в подробностях представить себе своё будущее или необычный вариант его развития. Подключайте другие типы мышления: напишите письмо потомкам с теми идеями и планами, которые хотели бы воплотить. В качестве развлечения можно продумывать свои действия в случае фантастического развития событий, например, список необходимых вещей на случай восстания домашней бытовой техники.
Даже простое представление в красках своей мечты перед сном уже поможет развить творческое мышление. И выражать себя более успешно.
Наглядно-действенное (практическое) мышление
Развивается в людях одним из первых, является основой нашей осознанной жизнедеятельности, продукт работы левого полушария. Отвечает за перенос в сознание копии предмета или явления, которое в реальности предстаёт перед нашими глазами, анализ его функций и особенностей.
Методики для развития мышления этого типа:
- Решайте головоломки. Предметные или специальные электронные игры – тренажёр, обучающий наш мозг просчитывать ходы наперёд. Мысленно составьте алгоритм решения и затем пробуйте применить его на практике. Сначала нужны будут несколько попыток. По мере укрепления навыка мысленно составленное решение будет оказываться правильным всё чаще.
- Работайте с конструктором. Игрушка, одновременно развивающая и воображение. Полезны конструкторы, позволяющие экспериментировать с внешним видом собираемого изделия, изготавливать различные, фантастические предметы. Сборка сложных моделей различной техники или зданий – отличная тренировка практического мышления.
- Определение характеристик объекта. Теоретические измерения вещей вокруг вас. Выберите предмет, представьте его вес, затем возьмите в руку и проверьте, насколько были правы. Затем попробуйте прикинуть площадь и объём вещи, сравнить её с комнатой, в которой она находится. Затем подсчитайте про себя, сколько ещё таких вещей в ней поместится.
- Лепка фигур. Даёт тот же эффект, что и конструктор. Воплощая в выбранном материале предварительно придуманный образ, вы учитесь работать с объёмом и формой, точнее определять пропорции.
Занимаясь такими упражнениями, вы будете тренировать и улучшать своё мышление. [4] Параллельно разовьёте мелкую моторику, отдохнёте, переключившись с более сложных задач.
Логическое мышление
Наиболее популярный для тренировки вид, востребованный в повседневной деятельности. [5] Отвечает за сбор, анализ и систематизацию получаемой информации.
Тренировка для неразвитого логического мышления взрослого возможна путём разнообразных упражнений:
- Логические игры, квесты. Представлены электронными вариантами, настольными и карточными играми.
- Чтение книг, газет. Прочитывая информацию, мы учимся обрабатывать её, анализировать, выстраивать своё к ней отношение.
- Логическая связь. Ищите общее между двумя, несвязанными на первый взгляд, словами или явлениями.
- Перестройка несвязных слов в полноценное предложение. Чем больше слов используется и чем сложнее структура получившегося предложения, тем продуктивнее тренировка.
- Ведение дневника. Помогает постфактум оценить произошедшее за день, логично оценить собственные поступки спустя время.
Советуем регулярно отвлекаться на такого рода упражнения.
Ибо даже развитое мышление без регулярной нагрузки слабеет, теряет свои позиции. [6]
Это не только положительно сказывается на повседневной жизни, но и отдаляет возрастную деградацию ума.
Список использованной литературы
- ^ Chabeli, M M. “Higher order thinking skills competencies required by outcomes-based education from learners.” Curationis 29,3 (2006): 78-86.
- ^ Stringaris, Argyris. “Abstract thinking: environmental modification, development, and psychopathology.” Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 49,12 (2010): 1180.
- ^ Yang, Zhi et al. “Challenge Based Learning nurtures creative thinking: An evaluative study.” Nurse education today 71 (2018): 40-47.
- ^ Chabeli, M M. “Higher order thinking skills competencies required by outcomes-based education from learners.” Curationis 29,3 (2006): 78-86.
- ^ Oaksford, Mike, and Nick Chater. “New Paradigms in the Psychology of Reasoning.” Annual review of psychology 71 (2020): 305-330.
- ^ Markman, A B, and D Gentner. “Thinking.” Annual review of psychology 52 (2001): 223-47.