Лечение гиперактивности
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Гиперактивность – патология, проявляющаяся в первую очередь в поведении ребёнка. Он чрезмерно активен, не может сосредоточить внимание на задачах и собственных действиях, склонен к чрезмерно эмоциональным реакциям, что не позволяет выстроить здоровые отношения со сверстниками. При этом интеллектуальный уровень ребёнка не страдает, однако реализовать собственный потенциал крайне тяжело из-за проблем с внимательностью и импульсивностью.
Наиболее заметным синдром становится в период обучения в школе, когда ребёнку приходится следовать строгим правилам, быстро осваивать огромные объёмы информации, выстраивать отношения с различными людьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте врачи и коррекционные педагоги могут помочь исправить ситуацию с помощью большого арсенала методов как строго медицинской, так и психолого-педагогической направленности.
Содержание статьи:
Проявления гиперактивности
Самые первые признаки, внимательный невролог способен разглядеть с первых лет жизни малыша. К периоду 5-7 лет признаки гиперактивности у ребёнка уже полностью проявляются так, что врач сможет решить, как лечить патологию наиболее эффективно, исходя из индивидуальных особенностей пациента.
Симптомами наличия гиперактивности в дошкольном и младшем школьном возрасте являются:
- Повышенная двигательная активность. Малыш не способен находиться в покое. Он постоянно вертится, двигает руками или ногами, перекладывает вещи, крутит что-то в пальцах. При этом движения бессодержательные. Речь быстрая, часто нечёткая и бессвязная. [2].
- Импульсивность. Ребёнок с гиперактивностью не может понять концепцию ограничений, правил, не способен критично относиться к собственным действиям, из-за этого не воспринимает критику поведения со стороны. Построить отношения в детском коллективе с такой особенностью крайне трудно.
- Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок часто меняет игры, занятия, увлечения и нигде не может достигнуть результата. У него проблемы с обучением, так как довести до конца выполнение задания он не способен. Новую информацию или не воспринимает совсем, или схватывает только малую часть, не понимая суть. Дошкольник ещё может справляться с этой особенностью из-за возможности многократных повторений одной информации или действия, но в школе учиться малышу становится крайне трудно.
Чем старше становится ребёнок, тем больше симптомов у него проявляется. Проблема становится более выраженной, а вероятность успешности в будущем у ребёнка снижается. При появлении первых признаков не стоит затягивать с началом лечения, так как начатая в более позднем возрасте терапия менее успешна, так как совпадает с периодом полового созревания. [3]
Диагностика
Разобраться, как вылечить гиперактивность у ребёнка, особенно достигшего школьного возраста, способен только врач после тщательной диагностики, включающей не только психолого-педагогическое обследование, но и инструментальные методики.
Диагностика гиперактивности проходит в несколько этапов:
- На первой встрече с врачом собирается анамнез. Важны не только данные о поведении и особенностях здоровья и жизненного уклада ребёнка с первых месяцев, но и подробный рассказ о течении беременности и родах матери. Проводится невропатологические тесты, специальное тестирование на определение признаков СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). По результатам предварительного обследования назначаются диагностические процедуры.
- Инструментальное обследование мозга. Проводят электроэнцефалограмму, вызванные потенциалы, УЗДГ, а при наличии показаний МРТ. Необходимо определить, нет ли физических повреждений, все ли участки развиваются в соответствии с возрастом, исключить болезни с похожей симптоматикой, но другими причинами.
- Проводятся психологические тесты, позволяющие точно определить степень прогрессии патологии. При необходимости назначаются консультации со специалистами других профилей, чтобы определить факторы, ухудшающие состояние ребёнка.
Методы лечения детской гиперактивности
Когда диагноз подтверждается, врач понимает, как лечить гиперактивность у этого конкретного ребёнка, может подобрать действенные методы и способы коррекции, создать условия для действенной комплексной терапии.
Чаще всего лечение гиперактивности у ребёнка идёт рука об руку со снижением отклонений в поведении, ведь малыш уже находится в сообществе сверстников, должен проходить обучение, взаимодействовать, выстраивать отношения. Поэтому крайне важно проводить не только лечебную терапию, но и коррекционные занятия педагогической направленности. [4]
Создавая индивидуальный план лечения, врач включает в комплексную терапию несколько направлений:
- ТМС (транскраникальная магнитная стимуляция). Воздействие электромагнитным полем направлено на определённые участки мозга. В комплексе с другими процедурами ТМС позволит нормализовать работу мозга, увеличить необходимую активность нейронов и снизит гиперактивность.
- Физиолечение, например, КВЧ (Крайне высокие частоты), ИК (инфракрасная терапия) и т.д. Курс процедур поможет снизить восприимчивость нервных окончаний до стандартного для детей уровня, понизит активность. Мягкое воздействие на нервную систему значительно стабилизирует поведение ребёнка.
- БОС терапия (биологическая обратная связь). Методика, к которой прибегают после лечения нервной системы. Уже подготовленный к активности мозг обучают необходимым навыкам через многократное повторение, формируя необходимые нейронные связи. При этом пациент самостоятельно может отследить результативность каждой процедуры.
- ЛФК, кинезотерапия. Лечащий врач подбирает специализированные упражнения. Курс лечебной физкультуры стоит проходить с тренером, специализирующимся на этой патологии. Дополнительно часто рекомендуются регулярные занятия спортом. Причём стоит выбирать направления с большой аэробной нагрузкой, но без выраженного соревновательного элемента. [5].
- Психологическая коррекция. Работа с педагогом-психологом – обязательная терапия для ребят с диагнозом. На занятиях малыш научится понимать себя и окружающих, выстраивать отношения с другими людьми, научится правилам сосуществования в обществе.
- Корректировка образа жизни, диеты. Ребятам с диагнозом гиперактивность крайне важно следовать жёсткому распорядку дня с малым количеством свободного времени. Меняется диета, из питания исключаются все продукты, способствующие дополнительному возбуждению.
- Медикаментозная терапия. Это ответ на вопрос, как лечить ребёнка с сильно выраженной гиперактивностью в 9 лет и позже. В таких случаях врач назначает ноотропы, успокоительные лекарства и психостимуляторы, которые помогают ребёнку лучше себя контролировать. Но для более маленьких пациентов с не сильно выраженной патологией предпочитают обходиться без медикаментов, чтобы не оказывать химическое воздействие на ещё формирующийся мозг и нервную систему.
Список использованной литературы
- ^ Krieger, Virginia, and Juan Antonio Amador-Campos. “Clinical presentations of attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in children and adolescents: comparison of neurocognitive performance.” Child neuropsychology : a journal on normal and abnormal development in childhood and adolescence, 1-30. 30 Apr. 2021.
- ^ Asherson, Philip et al. “Differential diagnosis, comorbidity, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in relation to bipolar disorder or borderline personality disorder in adults.” Current medical research and opinion vol. 30,8 (2014).
- ^ Rocco, Ilaria et al. “Quality of life improvement in children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder reduces family’s strain: a structural equation model approach.” Child: care, health and development, 10.1111/cch.12874. 30 Apr. 2021.
- ^ Kiiski, Hanni et al. “Functional EEG connectivity is a neuromarker for adult attention deficit hyperactivity disorder symptoms.” Clinical neurophysiology : official journal of the International Federation of Clinical Neurophysiology vol. 131,1 (2020): 330-342.
- ^ Wong, Heng Chun, and Rashid Zaman. “Neurostimulation in Treating ADHD.” Psychiatria Danubina vol. 31,Suppl 3 (2019): 265-275.