ЛФК при аутизме
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
ЛФК для детей с аутизмом признаётся ценным методом коррекционной работы. Популярностью пользуется не зря, так как оказывает комплексное действие на проблемы, характерные для людей с таким диагнозом.
Комплексы упражнений разрабатываются специфические. Они не только помогают придерживаться физической формы, но и нацелены на борьбу со склонностью к повторяющимся движениям. Положительно влияют на развитие речи, внимания, помогают развивать коммуникативные навыки, вливаться в общество сверстников. Уберегают от инвалидности при аутизме.
Для лучшего результата программу занятий нужно составлять под конкретного ребёнка, с учётом особенностей вида расстройства, состояния здоровья. [1]
Содержание статьи:
Зачем нужна ЛФК детям-аутистам
Кроме рутинной, необходимой каждому растущему организму физической нагрузки, занятия с тренером, знающим особенности учеников с расстройством, физкультура с детьми-аутистами, помогает развивать нужные в социальном плане навыки.
- Осознанное управление телом, что в будущем помогает контролировать навязчивые повторяющиеся движения. [2]
- Способность к наследованию отдельных действий и комплексов занятий. Ребёнок с расстройствами аутического спектра учится правильно двигаться, подражая взрослым.
- Внимательность, умение следовать инструкции, состоящей из нескольких последовательных пунктов.
- Коммуникативные навыки. Занятия проходят в небольших постоянных группах. Есть упражнения, которые выполняются парно. В итоге так налаживается взаимодействие со сверстниками. Ребёнок учится общаться с одним человеком и в группе, вести диалог, работать совместно.
Трудности при занятии физкультурой
ЛФК для детей-аутистов приносит пользу, но стоит понимать нюансы восприятия мира особенных учеников.
Родители и тренеры сталкиваются с рядом типичных проблем на занятиях:
- На первых групповых сеансах присутствие незнакомых людей может напугать ребёнка, отбить желание заниматься. Возможен приступ агрессии в виде реакции на то, что внимание уделяется не только ему.
- Затруднения с выполнением конкретных упражнений из-за неразвитой способности к пространственному координированию движений своего тела.
- Сложности при работе со вспомогательными инструментами и снарядами.
- Непонимание происходящего, неспособность следовать инструкциям. Если у маленького ученика не получается выполнить упражнение правильно, или он не понимает сути происходящего на занятии, то может возникнуть непредсказуемая ответная реакция. [3] От попытки убежать и спрятаться, – до проявлений агрессии по отношению к тренеру.
- Появление стереотипных движений вследствие ослабленного самоконтроля. В таких случаях, тренирующемуся лучше прекратить занятие до восстановления контроля за телом.
Подобные проблемы встречают едва ли не каждого аутиста, который впервые приходит на занятие. Знают о них и квалифицированные тренеры.
Как улучшить результаты ЛФК
Преодолевать описанные выше трудности можно, следуя испытанным правилам:
- Распланируйте тренировки, включите их в расписание дня, недели, и всегда строго придерживайтесь режима. Аутисту сложно будет привыкнуть к новой детали расписания, но потом она станет частью его жизни и будет восприниматься значительно лучше.
- Занимайтесь совместно. Для аутистов, значимой частью адаптации к обществу становится возможность подражать знакомым взрослым. Постепенно дети втягиваются в занятия, воспринимая физическую нагрузку, как обязательную часть жизни.
- Начинайте постепенно, изо дня в день увеличивая продолжительность занятия, доводя его до часовой тренировки.
- Разнообразьте варианты упражнений. Проявления активности должны быть в первую очередь интересными для малыша и взрослого человека.
- Поощряйте за каждую правильно проведённую тренировку чем-нибудь приятным, желаемым.
Правильная мотивация и выбор методики тренировок дают свои результаты, приучают аутиста к постоянству физической нагрузки, социализируют его в жизни. [4]
Рекомендованные упражнения
Как и в других направлениях терапии, ЛФК при аутизме применятся не только для развития физической стороны пациента.
Для лучших результатов при аутизме рекомендуют выполнять такие упражнения:
- Марш на месте или по площадке. Несложные действия, рассчитанные на улучшение координации, подходят для отработки навыка подражания взрослому. Начинать стоит с переступания ногами, постепенно усложняя действия, а в конце добавляя к шагам ритмичные взмахи руками.
- Прыжки на батуте. Не только помогают развить координацию и моторику, улучшить навыки управления собственным телом, но и снизят частоту припадков повторяющегося поведения. Несколько минут прыжков снимают сенсорную перегрузку, давая необходимый отдых органам чувств.
- Разнообразные игры с мячом. Начинать стоит с простого перекатывания, постепенно усложняя определённые действия. Это улучшит моторику и навыки слежения за объектом. Позже возможно использовать мячи, организовывая парную работу, улучшая коммуникативные навыки.
- Занятия в бассейне. Также хорошо отражаются на равновесии, моторике детей с аутизмом. [5]
- Символьные игры на воображение. Абстрактное мышление даётся аутистам с трудом, поэтому игру-символ стоит проводить вместе с физической деятельностью. Это поможет лучше понять её суть и закрепить образ в воображении.
Для каждого ребёнка нужно составлять специальный курс занятий с учётом его физической формы, типа и стадии заболевания. Хорошо подкреплять ЛФК физиотерапией, например, сеансами транскраниальной магнитной стимуляции.
Список использованной литературы
- ^Yu, Jieun, and Yong-Seok Jee. “Educational exercise program affects to physical fitness and gross motor function differently in the severity of autism spectrum disorder.” Journal of exercise rehabilitation 16,5 410-417. 27 Oct. 2020.
- ^Tse, Andy C Y et al. “Investigating the Matching Relationship between Physical Exercise and Stereotypic Behavior in Children with Autism.” Medicine and science in sports and exercise, 10.1249/MSS.0000000000002525. 25 Sep. 2020.
- ^Ketcheson, Leah et al. “Promoting Adapted Physical Activity Regardless of Language Ability in Young Children With Autism Spectrum Disorder.” Research quarterly for exercise and sport, 1-11. 27 Aug. 2020.
- ^Cai, Ke-Long et al. “Mini-Basketball Training Program Improves Physical Fitness and Social Communication in Preschool Children with Autism Spectrum Disorders.” Journal of human kinetics 73 267-278. 21 Jul. 2020.
- ^Ansari, Soleyman et al. “The Effects of Aquatic Versus Kata Techniques Training on Static and Dynamic Balance in Children with Autism Spectrum Disorder.” Journal of autism and developmental disorders, 10.1007/s10803-020-04785-w. 18 Nov. 2020.