Как вести себя с ребёнком аутистом
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.
Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определённые правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.
Содержание статьи:
Методики построения общения
После постановки ребёнку диагноза аутизм, у родителей возникает вопрос: как общаться с ними?
Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?
Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:
Вести себя тише
- Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству. [2]
- Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
- Не ссорьтесь в присутствии ребёнка с РАС. Общаясь в семье, употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
- Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная спокойная классика, лучше подойдут для нервной системы особенных детей.
Уважение и порядок
- Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
- Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
- Чтобы рассказать о чём-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребёнка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
- Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережёт от внутреннего дискомфорта.
Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.
Что делать нельзя
Разбираясь, как вести себя с ребёнком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.
Большинство страдающих РАС, даже лёгкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.
Особенные и в общении
Общаясь с детьми-аутистами:
- Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписаным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос. [4]
- Не игнорируйте аутиста, не говорите о нём в третьем лице, в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчёркивая отличие от окружающих, он ещё больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.
- Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.
Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение. Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.
- Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведёт себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если всё же решили вмешаться, то перед тем, как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.
Объяснить другим – облегчить общение
Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.
Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребёнком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.
Список использованной литературы
- ^ A ‘choice’, an ‘addiction’, a way ‘out of the lost’: exploring self-injury in autistic people without intellectual disability. L. Moseley, N. J. Gregory, P. Smith, C. Allison, S. Baron-Cohen, Mol Autism. 2019; 10: 18. Published online 2019 Apr 11. doi: 10.1186/s13229-019-0267-3.
- ^ Saito, Aya et al. “Association Between Autistic Traits in Preschool Children and Later Emotional/Behavioral Outcomes.” Journal of autism and developmental disorders 47,11 (2017): 3333-3346. doi:10.1007/s10803-017-3245-7
- ^ Gillespie-Lynch, Kristen et al. “Whose Expertise Is It? Evidence for Autistic Adults as Critical Autism Experts.” Frontiers in psychology 8 438. 28 Mar. 2017, doi:10.3389/fpsyg.2017.00438
- ^ Неменчинская Светлана Михайловна. «Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма» Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, том. 3, №. 4, 2014, стр. 58-65.