г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Как отличить аутизм от умственной отсталости?

Для родителей особенных детей, вопрос: «Аутизм – это умственная отсталость или нет?», актуален и болезнен.  Возникает он из-за схожести проявлений этих патологий у маленьких детей до определенного этапа развития.

Аутизм или умственная отсталость меняют детей

Избавиться на 100% ни от первого, ни от второго расстройства психики невозможно, но есть особенность. Коррекционная и терапевтическая работа с заболеваниями аутического спектра – дает реальные результаты, позволяющие человеку с таким диагнозом жить в обществе нормально и полноценно. В то время как для УО (умственно отсталых), навсегда останутся пусть небольшие, но ограничения.

Если упростить, то это – два разных состояния, негативно влияющие на одни и те же стороны жизни человека, но по-разному. Каждое из них имеет разный прогноз на будущее.

Также нередко встречаются случаи, когда аутичные черты сочетаются с умственной отсталостью. У таких пациентов, комплекс симптомов включает в себя признаки обеих болезней.

При подозрении на синдромы, связанные с нарушением психического или интеллектуального развития ребенка, педиатр, а затем и детский психиатр подробно рассказывают родителям, как отличить аутизм от умственной отсталости.

Родители рассказывают о поведении ребенка врачу

Рассказы родителей врачу о поведении маленького пациента – одна из основ постановки правильного диагноза.

Выделяют следующие отличия в деятельности детей с такими разными диагнозами:

Речевые навыки

У умственно отсталых детей, а затем и взрослых – речь грамматически неправильная, сильно упрощённая, задержка речевого развития идет по всем параметрам. Такие люди не способны осознать и сформулировать сложные предложения, с трудом понимают чужие высказывания, не могут строить длинные фразы, не запоминают постоянно используемые рядом с ними фразы.

Речь у детей с аутизмом, как правило, развита соответственно возрасту, но имеет свои особенности. Малыш может одновременно манипулировать сложными фразами и самыми первыми выученными словами. Вставляет в речь много подхваченных из фонового окружения фраз. Но аутисты не разговорчивы, не идут первыми на контакт, предпочитают использовать жесты. Каждое слово из них приходится буквально вытаскивать. При отдельных формах расстройств аутического спектра, к достижению 2 лет может произойти регресс речевых навыков и даже полное исчезновение речи. Но это скорее исключение. Речь других людей, дети понимают.

Взаимодействие с социумом

Ребята с умственным отставанием мало отличаются от сверстников в желании общаться с окружающими. В силу своих способностей они устанавливают контакты с взрослыми и детьми, стремятся постоянно общаться, дружить, поддерживать диалоги, постоянные отношения, легко смотрят в глаза, не отворачиваются.

Необщительность – отличительная черта аутистов. Они испытывают дискомфорт при необходимости взаимодействовать с людьми. Причем и свои, и чужие, ими воспринимаются одинаково негативно. Зрительный контакт такими людьми практически не поддерживается. Первыми, общение они не инициируют.

Состояние интеллекта

У пациентов с УО, познавательная деятельность ограничена пределами, за которые человек вряд ли когда сможет выйти. У них простой внутренний мир, основная цель в жизни редко заходит дальше реализации естественных потребностей. В любой ситуации они демонстрируют примерно один уровень знаний и умений. Ребята с УО часто осваивают простые рабочие специальности.

Аутисты часто обладают сохранным интеллектом с потенциалом развития, но из-за специфического восприятия окружающего мира его не проявляют открыто. Им не интересна познавательная деятельность, хотя они и могут ее осуществлять на уровне с нормальными сверстниками. Часто демонстрируют впечатляющие способности в направлениях, входящих в сферу их интересов, игнорируя другие. Такие пациенты нередко показывают разные результаты в привычной обстановке, и в новой, являющейся для них стрессовой. Аутисты с легкой формой расстройства получают высшее образование, становясь отличными специалистами в узкой, интересной им области.

Бытовые навыки

Гораздо лучше усваиваются людьми с УО. Да, они медленнее, чем нормальные, приучаются одеваться, есть, принимать ванну, заботиться о себе. Но к сознательному возрасту много умеют: купят продукты в магазине, будут самостоятельно передвигаться по городу.

Аутисты не особо самостоятельны. Они с трудом осваивают ежедневные ритуалы. Порой остаются бытовыми инвалидами на всю жизнь, при этом показывая высокий интеллект. Самостоятельно передвигаться, даже по знакомому городу они не любят, воспринимая это как пугающий, иногда совершенно невозможный опыт.

Игровая деятельность

У умственно отсталого значительно заторможена в развитии. Он останавливается на изучении свойств предмета, не доходя до ролевых игр.

Аутисты предпочитают ритуализировать игры, постоянно проигрывая один и тот же сценарий.

Моторные навыки

И у тех, и у других ослаблены. Но в случае аутического расстройства, добавляются стереотипные движения, которые не контролируются пациентом.

Наблюдая за действиями малыша по этим параметрам, можно понять: аутизм у него или это умственная отсталость. И на основе этих выводов планировать коррекционную работу.

Аутизм с умственной отсталостью

У одного пациента, сразу оба отклонения сочетаются редко. В таком случае, у ребенка прослеживаются черты обоих психических синдромов одновременно. Это затрудняет, а иногда делает неперспективной коррекционную работу, направленную на адаптацию пациента к обществу.

Аутизм и умственая отсталость преодолеваются с трудом

Социализация при сочетанной патологии, бывает, не происходит. Человек остается инвалидом, не способным полноценно общаться с окружающими на всю жизнь.

Поставить такой диагноз сложно. В процессе диагностики приходится учитывать нюансы восприятия мира аутистом, чтобы не ошибиться и не назначить неправильное лечение. Так как с похожими симптомами могут протекать и минимальные мозговые дисфункции.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Chaste P, Leboyer M.Dialogues Clin Neurosci. 2012 Sep;14(3):281-92.
  2. Autism and related disorders. McPartland J, Volkmar FR.Handb Clin Neurol. 2012;106:407-18.
  3. Identification and evaluation of children with autism spectrum disorders. Johnson CP, Myers SM; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. 2007 Nov;120(5):1183-215.
  4. Intellectual disability (mental retardation). Shea SE.Pediatr Rev. 2012 Mar;33(3):110-21; quiz 120-1.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Записаться к специалисту

 

×