г.Москва,ул.Маршала Василевского дом 13 корпус 3                +7(495) 225-76-03        
+7(495)225-76-03

Отличие алалии от аутизма

Алалия – специфическая задержка развития речи при сохраненном слухе. На первый взгляд, ее проявления у маленького ребенка схожи с некоторыми видами аутизма, поэтому из-за поверхностной диагностики, эти два диагноза можно спутать.

Ребенок разрабатывает функцию языка

Чтобы понять, как распознать по признакам и различить алалия или аутизм, нужно наблюдать за ребенком, отслеживать его реакции в различных ситуациях. Условия типичного медицинского учреждения для таких наблюдений подходят плохо, поэтому педиатры, психиатры и логопеды, опираются на информацию, полученную от родителей. С помощью специализированных опросников получается отличить одну патологию от другой.

Крайне важно сразу установить проявившееся расстройство правильно. Так как они требуют специфического лечения с отличающимися подходами.

Чем младше ребенок, тем сложнее поставить четкий диагноз, отличить одно отклонение от другого.

Трудность в том, что проблемы возникают в одинаковых сферах высшей нервной деятельности.

Если моторный тип задержки речи диагностировать просто, то сенсорная алалия и аутизм разного вида имеют мало отличий. И различия не столь явные.

Маленький ребенок произносит звуки

По этой причине, малышам нередко достается диагноз алалия с аутическими чертами, но это не всегда верно. Такая формулировка приводит к потере времени, отданного неправильному лечению.

Рассмотрим подробнее, чем отличается алалия и аутизм.

Распознавание собственного имени

Уже с маленького возраста сенсорные алалики в 50% случаев реагируют на произношение своего имени. В основе подобного явления лежит то, что слух у таких людей избирательный, они попросту не воспринимают некоторые звуки.

Аутисты же, даже к возрасту 3 года не реагируют на называние своего имени. Это связанно с их погруженностью в себя, отсутствием интереса к окружающему миру.

Реакция на чужую речь

Слух при обоих синдромах не нарушен, но восприятие речи осложнено.

На фоне алалии, ребенок слышит мелодичный шум, не понимая, что именно ему говорят, но интересуясь происходящим и реагируя на него.

Человека с аутическим расстройством, как правило, звуки не затрагивают никакие. Ему или не интересно, или он боится обратить на себя чрезмерное внимание, попасть в ситуацию необходимого общения, которое для него нежелательно.

Интонации речи

В случае сенсорного расстройства, они считываются без понимания содержания.

При РАС, интонации в голосе собеседника не распознаются. В качестве информации воспринимается только смысловое буквальное наполнение фраз.

Общение с людьми

Алалики не избегают его, стараются быть рядом с другими, проявляют общее с группой внимание, не избегают попыток общения с коллективом, родными.

Аутические малыши закрыты, стараются держаться в стороне от других, избегают любых контактов, кроме необходимых.

Развитие речи

В этом случае наиболее ярко проступают различия между синдромами.

При алалии нарушена слухоречевая память. Человек не может воспринимать полноценно чужую речь, ему трудно накопить словарный запас, научиться формулировать предложения, фонетически и грамматически правильно произносить желаемое.

Если имеем дело с РАС, то пациент способен разговаривать, даже сложными для своего возраста предложениями. Говорит правильно и чисто, имеет большой словарный запас, но большая его часть заучена автоматически, без понимания смысла и используется по ситуации, иногда не подходя по ситуации. Большая часть словарного и фразового запаса – точные цитаты из речи, услышанной где-то.

Эмоциональное восприятие

У алаликов нарушения легкие, дети распознают чужие эмоции и передают свои.

Аутисты не способны к эмпатии, не распознают чужие эмоции и не могут выразить свои. При тяжелых видах расстройства, их не испытывают.

Умственные способности

При речевом дефекте имеет место вторичное отставание в развитии, которое с помощью терапии устраняется, при условии, что речь удастся запустить.

На фоне расстройств аутического спектра (РАС), развитие интеллекта может протекать по-разному. Дети способны и отставать, и обгонять сверстников, развиваются согласно возрастной нормы или с отклонениями в обе стороны. В некоторых случаях отставание не преодолимо.

Взгляд в глаза

Малыши с отклонением в восприятии речи легко идут на зрительный контакт, уделяют внимание губам, пытаясь считать произносимые звуки.

Аутичные пациенты избегают прямого взгляда на собеседника, смотрят вскользь или вообще отводят взгляд, им не важны эмоции собеседника.

Несмотря на кажущуюся очевидность различий, они не видны на первый взгляд. И требуют наблюдения в течение недель, месяцев, в различных ситуациях.

Сенсомоторная алалия с аутичными чертами

Сенсорная или сенсомоторная алалия и аутизм бывают не только самостоятельными заболеваниями, но и проявляются у одного пациента одновременно. Это не приговор, такие дети, благодаря кропотливой работе, поддаются успешному лечению и компенсируются к младшему школьному возрасту.

Алалия с элементами аутизма, кроме стандартных симптомов, может выражаться дополнительно в:

  1. появлении стереотипных движений, как правило – в эмоционально окрашенных ситуациях;
  2. отсутствии выраженного желания к общению;
  3. стереотипизации интересов, зацикленности на нескольких темах;
  1. не всегда правильном выражении эмоции или с бедной эмоциональностью;
  2. слабых навыках самообслуживания;
  3. подстраивании своей речи под манеру говорить окружающих;
  4. эхолалии – повторении услышанных фраз, предложений.
Мальчик мечтательно смотрит вперед

Лечить детей с сочетанным расстройством сложнее. Докторам и родителям предстоит преодолеть не только непонимание ребенком речи окружающих. Но и нежелание ее понимать, закрытость в своем мире. Однако в случае легких форм, такое состояние устранимо и корригируется. Подтверждение тому – развенчание распространенных мифов об аутизме.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Alalia, aphemia, and aphasia. Henderson VW. Arch Neurol. 1990 Jan;47(1):85-8.
  2. What is the meaning of «alalia» for medicine and special education?. Bedina V, Goetze R, Remmler S, Zehmisch H. Z Arztl Fortbild (Jena). 1971 Jul 15;65(14):747-50.,
  3. Features of the dynamics of clinical types of developmental delay in preschool children with residual brain damage. Emelina DA, Makarov IV. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2016;116(4 Pt 2):12-16. doi: 10.17116/jnevro20161163212-16.
  4. Echeita, G., Verdugo, M.A. Diez acos despuñs de la Declaraciyn de Salamanca sobre Necesidades Educativas Especiales en Espaca. Entre la retyrica esperanzadora y las resistencias al cambio // La Declaraciyn de Salamanca sobre Necesidades Educativas Especiales 10 acos despuñs. Valoraciyn y Prospectiva / Eds. G. Echeita, M.A. Verdugo. Salamanca: INICO, Universidad de Salamanca.
  5. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт, 2004

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Записаться к специалисту

 

×