Отличие СДВГ от аутизма
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и РАС (расстройства аутического спектра) – часто встречающиеся диагнозы, которые люди, далёкие от медицины, приписывают детям, в чём-то отличающимся по поведению от сверстников. На самом деле это серьёзные заболевания, которые встречаются нередко, имеют ярко выраженные черты и диагностируются несколькими специалистами после тщательных и разнообразных исследований.
Даже несмотря на часто совпадающие внешние проявления, невролог легко поймёт, СДВГ или аутизм у ребёнка, так как существуют явные отличия в причинах развития симптомов. [1]
Содержание статьи:
Чем отличаются РАС и СДВГ?
СДВГ и аутизм – расстройства психоэмоционального развития, но хотя они и относятся к одному типу заболевания, различия в проявлениях и течении у них кардинальные.
Даже при схожих проявлениях патологии имеют совершенно разные причины развития. СДВГ – неврологический диагноз, связанный с особенностями развития нервной системы. РАС – специфичные изменения в ЦНС, например резкое снижение зеркальных нейронов в головном мозгу.
При этом главное отличие СДВГ от аутизма – это то, что первый диагноз корректируется и ребёнок может от него избавиться, а РАС или расстройство аутического спектра – навсегда, малышу придётся учиться с ним жить, подстраивать своё восприятие мира под требования и правила общества. В большинстве случаев при прохождении терапии у большинства пациентов получается полностью интегрироваться в общество, выглядеть нормальными и проживать обычную жизнь, но восприятие мира и особенности реакций будут на протяжении жизни. [2]
Наиболее яркими различиями СДВГ и аутизма являются:
- Рассеянное внимание. Проблема проявляется по-разному. Аутисту неинтересно происходящее вокруг, люди, вещи, явления, он погружён в себя, собственный мир. Малышу с СДВГ крайне интересно, что происходит вокруг, но он быстро переключается с одного объекта на другой.
- Мимика. Ребята с гиперактивностью очень хотят выразить эмоции, они гипертрофировано проявляются на лице, кажется, что малыш корчит рожицы. При аутизме мимика крайне бедная, пациент не хочет транслировать в мир то, что испытывает внутри.
- Понимание информации. Аутист прекрасно осваивает данные, представленные в виде таблиц, схем, графиков. Он склонен систематизировать и понимать данные, представленные в любом варианте системы. Ребёнок с СДВГ имеет проблемы с освоением новой информации в любом варианте, так как ему не хватает внимания и терпения, чтобы разобраться.
- Расстройства аутического спектра чаще встречаются у мальчиков, у девочек они выражены часто значительно слабее. Гиперактивность и нарушение внимания может быть у представителей обоих полов.
- Проблемы с общением имеют разный характер. Аутист не стремится контактировать с внешним миром, включая других людей. Ему неинтересно и не нужно общение со сверстниками, тактильные контакты. Такие дети отрицательно реагируют даже на объятия или попытки взять за руку от родителей. Гиперактивный малыш любит общаться, но из-за особенностей поведения отталкивает окружающих. Если встречает понимающих партнёров по играм, то контактирует с ними с большим удовольствием.
- Перемены вредны для людей с обоими диагнозами. Но малыши с СДВГ обожают, когда что-то меняется, появляется новое, день идёт не по расписанию, хотя подобное приводит к перевозбуждению и усилению симптомов патологии. Аутисты ненавидят, когда привычный мир меняется, исчезают или появляются вещи, меняется расписание.
- Монотонность. Для аутиста — это одно из основных явлений, делающих жизнь комфортной. Они ходят одной дорогой, выполняют действия по одному алгоритму, носят одну одежду. Часто дети с РАС склонны к долгому выполнению монотонных действий, даже если они не несут пользы, например — выстраивание линий из игрушек, переливание воды из сосуда в сосуд, зарисовывание клеточек на листе. Для человека с СДВГ монотонность крайне некомфортное состояние. Им тяжело жить в повторяющемся дне, придерживаться рамок, долго заниматься одним и тем же делом. В их жизни должно постоянно что-то меняться.
- Интеллектуальное развитие. При СДВГ практически всегда сохранён интеллект, часто даже уровень IQ тестов выше, чем у сверстников. Это явление связано с тем, что им просто фокусироваться на заданиях, выполнять с большей внимательностью. Но реализовать ум сложно, так как информация о внешнем мире им не очень интересна, а проявлять свои знания и умения на людях им тяжело. [3]
Дети с РАС при сохранённом интеллекте или со сниженным также имеют проблемы в его развитии, так как, несмотря на интерес к окружающему миру, не могут удерживать внимание на одной задаче достаточно долго, чтобы разобраться с новой информацией.
Дети с этими патологиями по-разному воспринимают мир, им необходим разный подход. Важно, чтобы при диагностике и определении заболевания врач оценивал не только внешние проявления, но и причину развития симптомов.
Схожие черты аутизма и гиперактивности
Несмотря на полностью отличающуюся суть двух болезней при первичном диагностировании, особенно у маленьких детей, их могут спутать. Более того, есть вероятность развития СДВГ с аутическими чертами у ребёнка. Но схожесть у болезней только внешняя, вызывают их проблемы с разными системами организма и причины развития также различные, хотя оба явления часто наследственные.
Истинные РАС и СДВГ с аутическими чертами имею сходные проявления:
- Проблемы с обучением новому: освоение новой информации, приобретение новых навыков.
- Проблемы со сном. Бессонница, прерывистый сон, при просыпании ребёнку сложно опять уснуть или перейти в другую фазу. Младенцы часто плачут оттого, что спать хотят, но уснуть не могут.
- Проблемы при смене режима дня или появлении внешних изменений в распорядке и пространстве.
- Часто сохранённый интеллект при проблемах с обучением. Ребёнок хорошо соображает, но тяжело осваивает новую информацию, не может показать высокие результаты на людях и в отведённые временные рамки.
- Страх нового: людей, вещей, мест, занятий.
- Неуклюжесть при передвижении.
- Сложности с социальными контактами как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребята не умеют общаться по общепринятым правилам, поэтому общество их отвергает. Но если аутист и не стремится налаживать контакты, малыш с СДВГ очень хочет общаться, но не понимает, как делать это правильно.
- Проблемы с пониманием многозначности слов, расшифровкой символики. Понятие переносное или метафорическое значение для них за гранью понимания, поэтому при взрослении появляются проблемы с пониманием сложной человеческой речи в странах, языки которых имеют традицию многозначности слов или метафоричности речи.
- Не ориентируются в человеческой мимике, не понимают и не воспринимают чувства и эмоции окружающих, не могут сопереживать.
- Зацикленность на действиях, словах, фразах. Если аутисты чаще повторяют движение или занимаются монотонной работой, то ребята с синдромом дефицита внимания зацикливаются на словах и фразах, вставляя их к месту и не к месту. [4]
- Задержка в развитии речи из-за нежелания включаться в диалог. Выучить новое понравившееся слово для них просто, но построить предложение, запомнить стандартные конструкции для диалогов крайне сложно из-за отсутствия необходимости в построении общения с окружающими.
Список использованной литературы:
- ^ Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
- ^ Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
- ^ Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
- ^ Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.