Развитие речи у младенцев
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Мало кто верил, что ещё не говорящие маленькие дети способны понимать слова. Проведённые исследования учёными из University of California, San Diego (K. E. Travis, Eric Halgren, Jeff Elman) с помощью технологий МРТ и МЭГ, такое явление доказали.
Содержание статьи:
Восприятие речи – с младенчества
Дети используют аналогичные мозговые механизмы, что и взрослые, в том числе и когнитивные «базы данных», которые со временем взросления обновляются.
Ещё в начале XXI века, медики от науки были уверены, что младенцы в процессе развития используют отдельные мозговые механизмы обучения словам и речи. А в процессе обучения и взросления, эти структуры и механизмы изменяются.
В отношении взрослых людей известно, что две зоны в левом полушарии мозга, Брока и Верника, связаны с речью.
Повреждение этих участков коры ведёт к утрате речевых навыков. В то же время у детей, подобные поражения, не всегда приводят к столь существенным дисфункциям. Однако могут проявиться признаки ЗПР в 2 года, которые проявляются в замедленной реакции на слова и ограниченном словарном запасе, что становится заметным на данном этапе развития, если ребёнок не успевает достичь речевых вех, характерных для его возраста.
До получения новых данных допускали возможность дифференцировки функций речи между полушариями и различными зонами мозга только по мере становления и развития речи.
То есть считалось, что мозг постепенно созревает. И если речевой центр в младенчестве поврежден, его компенсируют другие структуры мозга. Оказалось, всё не так однозначно. У годовалого малыша на слова реагируют те же области, что и у взрослых.
Описание исследования
На первом этапе эксперимента исследовали способность мозга младенца отличать слова от бессмысленных звуков.
При этом и речь, и шум имели одинаковые акустические и временные характеристики.
На втором этапе определяли, могут ли неговорящие дети различать и понимать смысл слов, что связано с особенностями мышления ЗПР, так как для этого важно не только восприятие звуков, но и способность к интерпретации. Для этого произносили слово и показывали картину, соответствующую или не соответствующую сказанному. Например, слово «собака» — картина «собака», слово «собака» — картина «дом».
На третьем этапе аналогичные исследования провели у взрослых людей и получили такие же результаты.
Комментарии профессора Р.Ф. Гимранова.
Механизмы речевых функций у взрослых людей понятны неврологам. Изучена роль зон Вернике и Брока, в том числе при доминантном левом и правом полушарии.
Наша клиника также исследовала механизмы речи.
Мы проводили сотни прямых электрических стимуляций мозга во время нейрохирургических операций. Потом сравнивали с психофизиологическими данными, полученными до и после операции. Механизмы становления речи у детей оставались неясными.
Мы почти 20 лет применяем стимуляцию речевых центров у детей с задержками развития в терапевтических целях. И достигаем успехов.
По нашему мнению, благодаря такому подходу практически всегда достигаем положительной клинической динамики. Полученные данные дают нам возможность улучшить схемы лечения в детской неврологии. И ещё эффективнее использовать стимуляцию мозга у детей с задержками речевого развития.
Литературные источники
- E. Travis et al. «Spatiotemporal Neural Dynamics of Word Understanding in 12- to 18-Month-Old-Infants.» Cerebral Cortex, 2011.
- Swanson, Meghan R. «The role of caregiver speech in supporting language development in infants with autism». Development and psychopathology, 1-10. 7 Sep. 2020.
- Tufatulin, G Sh et al. «Kompleksnye narusheniya u detei s sensonevral’noi tugoukhost’yu — vliyanie na diagnostiku patologii slukha i slukhoprotezirovanie». Vestnik otorinolaringologii 85,4 (2020): 30-34.