г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Развитие речи у младенцев

Мало кто верил, что ещё не говорящие маленькие дети способны понимать слова. Проведённые исследования учёными из University of California, San Diego (K. E. Travis, Eric Halgren, Jeff Elman) с помощью технологий МРТ и МЭГ, такое явление доказали.

У деток от 12 до 18 месяцев возрастом при прослушивании слов, активируются те же мозговые структуры, что и у взрослых людей. Схожими также оказались механизмы и скорость обработки звуковой информации. Младенцы отличают слова от шумов, не имеющих смысла.

Восприятие речи – с младенчества

Дети используют аналогичные мозговые механизмы, что и взрослые, в том числе и когнитивные «базы данных», которые со временем взросления обновляются.

Ещё в начале XXI века, медики от науки были уверены, что младенцы в процессе развития используют отдельные мозговые механизмы обучения словам и речи. А в процессе обучения и взросления, эти структуры и механизмы изменяются.

В отношении взрослых людей известно, что две зоны в левом полушарии мозга, Брока и Верника, связаны с речью.

Мозг ребенка развивается по всем направлениям

Повреждение этих участков коры ведёт к утрате речевых навыков. В то же время у детей, подобные поражения, не всегда приводят к столь существенным дисфункциям. Однако могут проявиться признаки ЗПР в 2 года, которые проявляются в замедленной реакции на слова и ограниченном словарном запасе, что становится заметным на данном этапе развития, если ребёнок не успевает достичь речевых вех, характерных для его возраста.

Установить участки мозга, отвечающие за обучение языкам, считалось невыполнимым. Причину видели в отсутствии убедительных данных о процессах становления речи в развивающемся мозге.

До получения новых данных допускали возможность дифференцировки функций речи между полушариями и различными зонами мозга только по мере становления и развития речи.

То есть считалось, что мозг постепенно созревает. И если речевой центр в младенчестве поврежден, его компенсируют другие структуры мозга. Оказалось, всё не так однозначно. У годовалого малыша на слова реагируют те же области, что и у взрослых.

Описание исследования

Проверка слуха у младенца

На первом этапе эксперимента исследовали способность мозга младенца отличать слова от бессмысленных звуков.

При этом и речь, и шум имели одинаковые акустические и временные характеристики.

На втором этапе определяли, могут ли неговорящие дети различать и понимать смысл слов, что связано с особенностями мышления ЗПР, так как для этого важно не только восприятие звуков, но и способность к интерпретации. Для этого произносили слово и показывали картину, соответствующую или не соответствующую сказанному. Например, слово «собака» — картина «собака», слово «собака» — картина «дом».

Мозговая активность младенцев бесспорно давала большую амплитуду импульсов при правильном сочетании слов и картинки. Несовпадающие слова и картинки, также вызывали реакцию в левой лобно-височной области. Но со значительно меньшей амплитудой.

На третьем этапе аналогичные исследования провели у взрослых людей и получили такие же результаты.

Комментарии профессора Р.Ф. Гимранова.

Механизмы речевых функций у взрослых людей понятны неврологам. Изучена роль зон Вернике и Брока, в том числе при доминантном левом и правом полушарии.

Новые данные создают возможность построения диагностических тестов для выявления задержек речевого развития. В том числе и при аутизме.

Наша клиника также исследовала механизмы речи.

Мы проводили сотни прямых электрических стимуляций мозга во время нейрохирургических операций. Потом сравнивали с психофизиологическими данными, полученными до и после операции. Механизмы становления речи у детей оставались неясными.

Осмотр ребенка с нарушением слуха неврологом

Мы почти 20 лет применяем стимуляцию речевых центров у детей с задержками развития в терапевтических целях. И достигаем успехов.

Клиника работает с учётом не только анатомических данных (определённые области мозга и извилины, ассоциативные зоны и т.д.). Наши неврологи учитывают амплитудно-временные характеристики биоэлектрических особенностей мозга в речевых центрах конкретного полушария.

По нашему мнению, благодаря такому подходу практически всегда достигаем положительной клинической динамики. Полученные данные дают нам возможность улучшить схемы лечения в детской неврологии. И ещё эффективнее использовать стимуляцию мозга у детей с задержками речевого развития.

Литературные источники

  1. E. Travis et al. «Spatiotemporal Neural Dynamics of Word Understanding in 12- to 18-Month-Old-Infants.» Cerebral Cortex, 2011.
  2. Swanson, Meghan R.  «The role of caregiver speech in supporting language development in infants with autism». Development and psychopathology, 1-10. 7 Sep. 2020.
  3. Tufatulin, G Sh et al. «Kompleksnye narusheniya u detei s sensonevral’noi tugoukhost’yu — vliyanie na diagnostiku patologii slukha i slukhoprotezirovanie». Vestnik otorinolaringologii 85,4 (2020): 30-34.
18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты
      Записаться к специалисту

       

      ×