СДВГ

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

В большинстве случаев диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально ставится детям младшего школьного возраста, так как при поступлении в школу становится заметно, насколько поведение ребёнка мешает обучению. Неспособность надолго сосредотачиваться на одном виде деятельности, запоминать и понимать большие объёмы информации, взаимодействовать с другими ребятами из-за чрезмерной активности и склонности отвлекаться становятся основными причинами, по которым родители обращаются к специалистам для обследования.
Содержание статьи:
Особенности заболевания
Частота проявления СДВГ и СДВ огромна, маленькие дети с такой патологией постоянно в любом месте бегают, кричат, залазят туда, куда нельзя. Они не могут соблюдать правила приличия, вести себя среди чужих людей в общественных местах спокойно, а вот истерики вплоть до приступов агрессии или падения на пол случаются регулярно. [1]
В школе с самых первых уроков синдром отсутствия внимания и гиперактивности приводит к нехватке усидчивости, потере возможности усвоить материал. Малыш не может сосредоточиться на одном деле и постоянно отвлекается, бросается выполнять задание, недослушав или не дочитав условия. Для него главное – сделать как можно быстрее, а не правильнее, при этом работа может быть брошена на середине, допущены глупые ошибки по невнимательности.
С годами даже без лечения в большинстве случаев ребёнок постепенно научится хотя бы частично брать под контроль порывы. Но во взрослой жизни симптомы синдрома не пропадают. Таким людям тяжело учиться и работать, они склонны постоянно отвлекаться, впадать в ярость и участвовать в конфликтах. Часто не скорректированный в детстве СДВГ приводит к тому, что взрослый человек не может полноценно доучиться, получить профессию, построить карьеру, здоровые дружеские или семейные отношения. Это часто приводит к развитию депрессивного расстройства, которое ещё сильнее усугубляет симптоматику патологии.
Причины развития
В качестве базовых причин возникновения СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) называют 2 основных направления: генетическую предрасположенность и биологические отклонения от нормы.
Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребёнка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе. [2]
Учёные активно изучают гены, которые могут отвечать за возникновение и развитие патологии. На данный момент известно, что сбой происходит в генах дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также генах норадренергической системы. Определить вероятность возникновения у ребёнка подобной патологии возможно, для этого ещё до зачатия оба родителя сдают генетический материал на исследование. Если наличие мутации в генах подтверждается, то вероятность развития патологии у будущего ребёнка значительно возрастает.
Сказать точно, спровоцирует ли опасная ситуация развитие синдрома, невозможно, но к группе риска традиционно относят детей, столкнувшихся с:
- Приём медикаментозных препаратов, недопустимых во время беременности и в первые недели жизни ребёнка.
- Поздняя (после 40 лет) беременность женщины.
- Приём алкоголя, в том числе и в день зачатия, курение во время вынашивания плода.
- Недоношенность.
- Затяжные роды, гипоксия, развивавшаяся в процессе.
- Отравление токсичными веществами.
- Инфекционные заболевания в период беременности и в первый год жизни малыша.
- Неправильное питание матери и ребёнка в период прикорма, использование искусственных пищевых добавок. [3]
К таким проблемам со здоровьем относятся:
- Новообразования в области головного мозга.
- Серьёзные пороки внутриутробного развития.
- Гидроцефалия.
- Аутизм.
- Синдром Дауна.
- Эндокринные болезни.
- Эпилепсия.
- Поражение центральной нервной системы в период формирования.
- Митохондриальные заболевания.
- Социальная и педагогическая запущенность.
Причины развития СДВГ у взрослых
Взрослые, столкнувшиеся с симптомами СДВГ, зачастую несут в себе наследственную нейробиологическую особенность, заложенную ещё в детстве, которая может быть активирована под влиянием жизненных факторов. Генетическая предрасположенность в сочетании с изменениями в мозговых структурах, особенно в префронтальной коре, создаёт почву для ухудшения регуляции внимания и контроля импульсивности.
Хронический стресс, неблагоприятная рабочая среда или сложные межличностные отношения могут служить триггером, обостряющим скрытые неврологические нарушения и приводящим к более ярко выраженной симптоматике.
Основные симптомы
Определить, есть ли у ребёнка патология, поможет психолого-неврологическое обследование. Даже если присутствуют симптомы СДВГ у детей 2 лет, поставить точный диагноз в таком возрасте без тщательной диагностики не получится, так как возможно ребёнок просто растёт слишком активным. Поэтому чаще всего болезнь СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) диагностируется в младшем школьном возрасте, когда её симптомы и признаки начинают активно мешать ребёнку, перешедшему на новый этап жизни. Столкнувшись с необходимостью подчиняться строгой дисциплине и активно осваивать новые навыки и большие объёмы информации, ребята с этим синдромом понимают, что просто физически не способны на это. [4]
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяется по ряду симптомов и признаков. В зависимости от их выраженности выделяют несколько групп:
Для 3 типов характерны такие черты как:
- Неспособность полностью закончить дело, довести до логического финала.
- Резкие скачки настроения.
- Неспособность организовать деятельность, самостоятельно следовать жёсткому распорядку.
- Болтливость.
- Забывчивость.
Также есть симптомы, которые часто приписывают синдрому, но на самом деле они к ключевым проявлениям СДВГ не относятся:
- Двигательная активность высокого типа в ответ на стрессовую ситуацию. В отличие от патологического состояния, такие дети всё же могут контролировать поведение в общественных местах.
- Аутические черты поведения, совмещённые с отсутствием контактов, речи, отгораживанием от мира.
- Апсны или малые эпилептические припадки часто воспринимаются сторонним человеком как приступ рассеянности и отвлечения внимания, но на самом деле имеет другую природу. Также у эпилептиков периодические возникают приступы импульсивности, повышенной активности.
- Рассеянность, неспособность контролировать себя также характерны для шизофрении и лёгкой или умеренной умственной отсталости. В таком случае разграничить заболевания помогут только дополнительные исследования.
Международные исследования говорят о том, что реально СДВГ появляется у 3-5% детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков болезнь встречается в 3 – 6 раз (в зависимости от территории) чаще, чем у девочек. И у большинства симптомы патологии в большей или меньшей степени сохраняются в взрослом возрасте. Но врачи говорят о том, что реальные цифры выше, ведь далеко не везде на планете дети проходят тщательное обследование.
Симптомы у взрослых
У взрослых СДВГ проявляется несколько иначе, чем у детей – гиперактивность уступает место внутреннему беспокойству, а импульсивность часто маскируется под эмоциональные перепады и затяжные периоды прокрастинации. [5] Эти люди могут испытывать постоянное чувство неуспевания, трудности с концентрацией на задачах и организованностью, что приводит к непредсказуемости в профессиональной и личной жизни. Нередко внешний облик успешного человека скрывает внутреннюю борьбу: непрекращающееся стремление к новизне, затруднённое планирование и неожиданная смена настроения становятся неотъемлемой частью их повседневного существования.
Важно отметить, что взрослый организм зачастую компенсирует явные симптомы СДВГ до тех пор, пока напряжение не накопится до критической точки, что затрудняет диагностику. Именно поэтому наблюдается тенденция к ошибочному толкованию симптоматики как признаков хронического стресса или эмоционального выгорания.
Диагностика СДВГ И СДВ
Для того, чтобы диагностировать СДВГ, недостаточно определить, что малыш слишком активный. Это серьёзная патология, поэтому перед постановкой диагноза за ребёнком наблюдают не менее полугода, причём обращая внимание на поведение и реакции на разные ситуации в различное время и в разных местах. Анализ поведения должен распространяться на все стороны жизнедеятельности ребёнка. Только удостоверившись в патологичности поведения в любой ситуации можно говорить о реальном развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дополнительно врач назначает клиническое аппаратное обследование:
- Видео ЭЭГ мониторинг.
- МРТ.
- Доплерография сосудов шеи и головного мозга.
- ТМС.
- Вызванные потенциалы.
Это необходимо, так как СДВГ – это психическое заболевание, при котором мозг имеет отклонения от нормы функционирование и описание выявленных патологий важно. Только точно определив, какой участок мозга пострадал и как, возможно подобрать действенную терапию, в ходе которой ребёнок не только научится сдерживать себя, а реально сможет преодолеть синдром. [6]
Лечение СДВГ И СДВ
Терапия для людей с СДВГ в первую очередь направлена на компенсацию недостаточности функций головного мозга. Важно научить человека справляться с особенностями организма.
Поэтому используется комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:
- Реабилитационная терапия.
- Психотерапия.
- Педагогическая коррекция с дополнительным курсом для родителей.
- Медикаментозное лечение при необходимости.
Особое внимание уделяется психолого-педагогической работе. Причём это направление коррекции придётся взять на себя в основном членам семьи. На первой беседе с специалистами родителям объясняют в чём особенность их ребёнка, подсказывают, как необходимо организовать их распорядок дня, какое питание будет для них лучше. Родителей буквально учат заново общаться с ребёнком, понимать особые потребности и специфические реакции.
Для успешного обучения детям с СДВГ требуется другой формат занятий, отличный от общеобразовательной школы. Коррекционные педагоги проводят более короткие уроки, используя специальные методики, разработанные с учётом ментальных особенностей детей с синдромом гиперактивности, что позволяет им усваивать знания в комфортном формате.
Методами, показавшими себя действенными для таких пациентов, стали Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и биологическая обратная связь (БОС). При ТМС напрямую стимулируются нейроны лобных долей мозга, они становятся более активными и могут взять на себя функции повреждённых участков. А при применении БОС пробуждённые нейроны быстрее и лучше обучаются тому функционалу, который им придётся взять на себя.
Часто для стабилизации поведения и повышения успеваемости в школе дополнительно прибегают к медикаментозному лечению. Но у детей постепенно вырабатывается толерантность к препаратам и дозы приходится увеличивать. Поэтому большинство специалистов сходятся на том, что лучшим и безопасным выходом для ребят с СДВГ являются другие виды коррекции.
Диагностика и лечение у взрослых
Диагностика СДВГ у взрослых требует комплексного подхода, поскольку симптомы часто накладываются на проявления других психических состояний. Специалисты проводят детальную беседу с пациентом, анализируя историю симптоматики, которая зачастую уходит корнями в детство, и используют стандартизированные опросники для объективной оценки проявлений невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Такой многогранный анализ помогает выявить тонкие нюансы клинической картины, что особенно важно для взрослых, у которых симптомы могут изменяться в зависимости от профессиональной и социальной среды.
Лечение у взрослых основано на индивидуальном подборе методов, сочетающих транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), биологические обратные связи (БОС), фармакотерапию и психотерапевтическую поддержку. Современные медикаментозные средства, будь то стимуляторы или альтернативные препараты, корректируют нейрохимические процессы, способствуя улучшению концентрации и снижению импульсивности.
Список использованной литературы
- ^ Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
- ^ Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
- ^ Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
- ^ Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
- ^ Самарский, Д.М. Комплексный анализ невнимательности, импульсивности и гиперактивности у лиц с СДВГ юношеского и зрелого возраста / Д.М. Самарский, Я.Е. Бугаец, И.В. Сосновская // Медицина и здравоохранение. — 2012. — №9. — С. 59-70.
- ^ Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.