г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

СДВГ

В большинстве случаев диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально ставится детям младшего школьного возраста, так как при поступлении в школу становится заметно, насколько поведение ребёнка мешает обучению. Неспособность надолго сосредотачиваться на одном виде деятельности, запоминать и понимать большие объёмы информации, взаимодействовать с другими ребятами из-за чрезмерной активности и склонности отвлекаться становятся основными причинами, по которым родители обращаются к специалистам для обследования. 

Гиперактивный ребенок залезает на дерево и кричит

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности и является аномалией развития. СДВГ у детей проявляется в том, что ребёнок физически не способен управлять двигательной активностью, эмоциями, сосредотачиваться на одной задаче.

Синдром повышенной активности и дефицита внимания может быть диагностирован и в старшем дошкольном или взрослом возрасте. Часто в последнее время взрослые обращаются к врачам, чтобы попытаться убрать последствия СДВГ, мешающие им жить полноценной жизнью и добиваться успеха.

Особенности заболевания

Частота проявления СДВГ и СДВ огромна, маленькие дети с такой патологией постоянно в любом месте бегают, кричат, залазят туда, куда нельзя. Они не могут соблюдать правила приличия, вести себя среди чужих людей в общественных местах спокойно, а вот истерики вплоть до приступов агрессии или падения на пол случаются регулярно. [1]

В школе с самых первых уроков синдром отсутствия внимания и гиперактивности приводит к нехватке усидчивости, потере возможности усвоить материал. Малыш не может сосредоточиться на одном деле и постоянно отвлекается, бросается выполнять задание, недослушав или не дочитав условия. Для него главное – сделать как можно быстрее, а не правильнее, при этом работа может быть брошена на середине, допущены глупые ошибки по невнимательности.

Ребенок с СДВГ - нарушения поведения за столом

СДВГ у взрослых может проявляться схожими симптомами, такими как оставленные на середине дела и глупые ошибки из-за невнимательности.

С годами даже без лечения в большинстве случаев ребёнок постепенно научится хотя бы частично брать под контроль порывы. Но во взрослой жизни симптомы синдрома не пропадают. Таким людям тяжело учиться и работать, они склонны постоянно отвлекаться, впадать в ярость и участвовать в конфликтах. Часто не скорректированный в детстве СДВГ приводит к тому, что взрослый человек не может полноценно доучиться, получить профессию, построить карьеру, здоровые дружеские или семейные отношения. Это часто приводит к развитию депрессивного расстройства, которое ещё сильнее усугубляет симптоматику патологии. 

Однако часто люди, страдавшие в раннем детстве СДВГ, к подростковому возрасту перерастают патологию. Тем не менее, СДВГ у подростков всё ещё может вызывать некоторые проблемы с усидчивостью и внимательностью, даже если они уже выстраивают успешную жизнь.

Причины развития

В качестве базовых причин возникновения СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) называют 2 основных направления: генетическую предрасположенность и биологические отклонения от нормы.

Ребенок на приеме у невролога - осмотр

Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется у детей в младшем школьном возрасте. Потому что именно тогда становятся очевидны трудности, возникающие у ребёнка с восприятием информации и необходимостью соблюдения дисциплины в классе. [2]

Статистика говорит о том, что синдром дефицита внимания наследуется от одного из родителей в 80% случаев. Более того, у близнецов и двойняшек также крайне высока вероятность развития синдрома у обоих малышей.

Учёные активно изучают гены, которые могут отвечать за возникновение и развитие патологии. На данный момент известно, что сбой происходит в генах дофаминового рецептора и переносчика дофамина, а также генах норадренергической системы. Определить вероятность возникновения у ребёнка подобной патологии возможно, для этого ещё до зачатия оба родителя сдают генетический материал на исследование. Если наличие мутации в генах подтверждается, то вероятность развития патологии у будущего ребёнка значительно возрастает.

Биологические причины в большинстве случаев могут повлиять на развитие ребёнка в период вынашивания и первый месяц жизни. Это время созревания головного мозга и нервной системы нового человека, и они крайне уязвимы перед внешними воздействиями.

Сказать точно, спровоцирует ли опасная ситуация развитие синдрома, невозможно, но к группе риска традиционно относят детей, столкнувшихся с:

  • Приём медикаментозных препаратов, недопустимых во время беременности и в первые недели жизни ребёнка. 
  • Поздняя (после 40 лет) беременность женщины. 
Причины и последствия при СДВГ
  • Приём алкоголя, в том числе и в день зачатия, курение во время вынашивания плода. 
  • Недоношенность. 
  • Затяжные роды, гипоксия, развивавшаяся в процессе. 
  • Отравление токсичными веществами. 
  • Инфекционные заболевания в период беременности и в первый год жизни малыша. 
  • Неправильное питание матери и ребёнка в период прикорма, использование искусственных пищевых добавок. [3]

Также существуют причины, которые напрямую провоцируют развитие СДВГ. Для этих заболеваний и патологий фактически синдром дефицита внимания является прямым последствием.

К таким проблемам со здоровьем относятся:

  • Новообразования в области головного мозга. 
  • Серьёзные пороки внутриутробного развития. 
  • Гидроцефалия.
  • Аутизм. 
  • Синдром Дауна. 
  • Эндокринные болезни. 
  • Эпилепсия. 
  • Поражение центральной нервной системы в период формирования. 
  • Митохондриальные заболевания. 
  • Социальная и педагогическая запущенность. 

Даже при наличии причин для развития СДВГ, определить патологию сможет только специалист, такой как невролог или психотерапевт, ведь расстройство проявляется не только гиперактивностью, заметной окружающим.

Причины развития СДВГ у взрослых

Причины развития СДВГ у взрослых

Взрослые, столкнувшиеся с симптомами СДВГ, зачастую несут в себе наследственную нейробиологическую особенность, заложенную ещё в детстве, которая может быть активирована под влиянием жизненных факторов. Генетическая предрасположенность в сочетании с изменениями в мозговых структурах, особенно в префронтальной коре, создаёт почву для ухудшения регуляции внимания и контроля импульсивности.

Хронический стресс, неблагоприятная рабочая среда или сложные межличностные отношения могут служить триггером, обостряющим скрытые неврологические нарушения и приводящим к более ярко выраженной симптоматике.

Помимо генетических факторов, важную роль играют и возрастные изменения в гормональном фоне, а также последствия ранее перенесённых невралгических травм. Накопленные эмоциональные и физические нагрузки могут влиять на нейротрансмиссию, способствуя дисбалансу химических веществ в мозге и ухудшению когнитивных функций. Такой комплексный характер проявлений требует индивидуального подхода в диагностике и терапии, где учёт как внутренних, так и внешних факторов становится ключевым для успешного управления состоянием.

Основные симптомы

Определить, есть ли у ребёнка патология, поможет психолого-неврологическое обследование. Даже если присутствуют симптомы СДВГ у детей 2 лет, поставить точный диагноз в таком возрасте без тщательной диагностики не получится, так как возможно ребёнок просто растёт слишком активным. Поэтому чаще всего болезнь СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) диагностируется в младшем школьном возрасте, когда её симптомы и признаки начинают активно мешать ребёнку, перешедшему на новый этап жизни. Столкнувшись с необходимостью подчиняться строгой дисциплине и активно осваивать новые навыки и большие объёмы информации, ребята с этим синдромом понимают, что просто физически не способны на это. [4]

Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяется по ряду симптомов и признаков. В зависимости от их выраженности выделяют несколько групп:

С преобладанием гиперактивности.
Такие ребята всегда в движении, они физически не могут сохранять спокойствие долгое время. Могут громко разговаривать, легко раздражаться и даже проявлять агрессию. В минуты, когда вынуждены молчать и пытаться ограничивать подвижность, они вертят что-то в руках, грызут ногти, дёргают ногой. Часто они ломают хрупкие вещи, так как неспособны ограничивать собственную силу.
С преобладанием расстройства внимания.
Комбинированный.

Для 3 типов характерны такие черты как:

  • Неспособность полностью закончить дело, довести до логического финала. 
  • Резкие скачки настроения. 
  • Неспособность организовать деятельность, самостоятельно следовать жёсткому распорядку. 
  • Болтливость. 
  • Забывчивость. 

Также есть симптомы, которые часто приписывают синдрому, но на самом деле они к ключевым проявлениям СДВГ не относятся:

  • Двигательная активность высокого типа в ответ на стрессовую ситуацию. В отличие от патологического состояния, такие дети всё же могут контролировать поведение в общественных местах. 
  • Аутические черты поведения, совмещённые с отсутствием контактов, речи, отгораживанием от мира. 
  • Апсны или малые эпилептические припадки часто воспринимаются сторонним человеком как приступ рассеянности и отвлечения внимания, но на самом деле имеет другую природу. Также у эпилептиков периодические возникают приступы импульсивности, повышенной активности. 
  • Рассеянность, неспособность контролировать себя также характерны для шизофрении и лёгкой или умеренной умственной отсталости. В таком случае разграничить заболевания помогут только дополнительные исследования.

Эти черты встречаются у здоровых людей или имеющих другие заболевания.

Международные исследования говорят о том, что реально СДВГ появляется у 3-5% детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков болезнь встречается в 3 – 6 раз (в зависимости от территории) чаще, чем у девочек. И у большинства симптомы патологии в большей или меньшей степени сохраняются в взрослом возрасте. Но врачи говорят о том, что реальные цифры выше, ведь далеко не везде на планете дети проходят тщательное обследование.

Подросток с СДВГ - ссора со взрослыми

Симптомы у взрослых

У взрослых СДВГ проявляется несколько иначе, чем у детей – гиперактивность уступает место внутреннему беспокойству, а импульсивность часто маскируется под эмоциональные перепады и затяжные периоды прокрастинации. [5] Эти люди могут испытывать постоянное чувство неуспевания, трудности с концентрацией на задачах и организованностью, что приводит к непредсказуемости в профессиональной и личной жизни. Нередко внешний облик успешного человека скрывает внутреннюю борьбу: непрекращающееся стремление к новизне, затруднённое планирование и неожиданная смена настроения становятся неотъемлемой частью их повседневного существования.

Симптомы СДВГ у взрослых

Важно отметить, что взрослый организм зачастую компенсирует явные симптомы СДВГ до тех пор, пока напряжение не накопится до критической точки, что затрудняет диагностику. Именно поэтому наблюдается тенденция к ошибочному толкованию симптоматики как признаков хронического стресса или эмоционального выгорания.

Только комплексный подход в оценке когнитивных и эмоциональных функций позволяет точно определить наличие СДВГ, что открывает путь к индивидуальной коррекции и улучшению качества жизни.

Диагностика СДВГ И СДВ

Для того, чтобы диагностировать СДВГ, недостаточно определить, что малыш слишком активный. Это серьёзная патология, поэтому перед постановкой диагноза за ребёнком наблюдают не менее полугода, причём обращая внимание на поведение и реакции на разные ситуации в различное время и в разных местах. Анализ поведения должен распространяться на все стороны жизнедеятельности ребёнка. Только удостоверившись в патологичности поведения в любой ситуации можно говорить о реальном развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

При осмотре невролога, если подозревается диагноз СДВГ, проводится беседа с родителями, неврологическое и психологическое обследование, определяется, не вызвана ли гиперактивность дефицитом определённых витаминов в организме, уделяется внимание расшифровке биохимического анализа крови.

Дополнительно врач назначает клиническое аппаратное обследование:

  • Видео ЭЭГ мониторинг. 
  • МРТ.
  • Доплерография сосудов шеи и головного мозга. 
  • ТМС.
  • Вызванные потенциалы. 

Это необходимо, так как СДВГ – это психическое заболевание, при котором мозг имеет отклонения от нормы функционирование и описание выявленных патологий важно. Только точно определив, какой участок мозга пострадал и как, возможно подобрать действенную терапию, в ходе которой ребёнок не только научится сдерживать себя, а реально сможет преодолеть синдром. [6]

Схема структуры головного мозга

Лечение СДВГ И СДВ

Терапия для людей с СДВГ в первую очередь направлена на компенсацию недостаточности функций головного мозга. Важно научить человека справляться с особенностями организма.

Поэтому используется комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:

  1. Реабилитационная терапия. 
  2. Психотерапия. 
  3. Педагогическая коррекция с дополнительным курсом для родителей. 
  4. Медикаментозное лечение при необходимости.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической работе. Причём это направление коррекции придётся взять на себя в основном членам семьи. На первой беседе с специалистами родителям объясняют в чём особенность их ребёнка, подсказывают, как необходимо организовать их распорядок дня, какое питание будет для них лучше. Родителей буквально учат заново общаться с ребёнком, понимать особые потребности и специфические реакции.

Мальчик с СДВГ на процедуре БОС

Для успешного обучения детям с СДВГ требуется другой формат занятий, отличный от общеобразовательной школы. Коррекционные педагоги проводят более короткие уроки, используя специальные методики, разработанные с учётом ментальных особенностей детей с синдромом гиперактивности, что позволяет им усваивать знания в комфортном формате.

Нейрореабилитация – важнейшее и наиболее эффективное направление коррекционной работы с детьми, больными СДВГ. 

Методами, показавшими себя действенными для таких пациентов, стали Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и биологическая обратная связь (БОС). При ТМС напрямую стимулируются нейроны лобных долей мозга, они становятся более активными и могут взять на себя функции повреждённых участков. А при применении БОС пробуждённые нейроны быстрее и лучше обучаются тому функционалу, который им придётся взять на себя.

Девочка с СДВГ на сеансе ТМС

Часто для стабилизации поведения и повышения успеваемости в школе дополнительно прибегают к медикаментозному лечению. Но у детей постепенно вырабатывается толерантность к препаратам и дозы приходится увеличивать. Поэтому большинство специалистов сходятся на том, что лучшим и безопасным выходом для ребят с СДВГ являются другие виды коррекции.

Современные медицинские технологии вместе с правильно проводимой психолого-педагогической работой могут помочь полностью устранить симптомы СДВГ и позволить человеку жить полноценной здоровой жизнью, реализоваться в обществе.

Диагностика и лечение у взрослых

Диагностика СДВГ у взрослых требует комплексного подхода, поскольку симптомы часто накладываются на проявления других психических состояний. Специалисты проводят детальную беседу с пациентом, анализируя историю симптоматики, которая зачастую уходит корнями в детство, и используют стандартизированные опросники для объективной оценки проявлений невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Такой многогранный анализ помогает выявить тонкие нюансы клинической картины, что особенно важно для взрослых, у которых симптомы могут изменяться в зависимости от профессиональной и социальной среды.

Диагностика и лечение СДВГ у взрослых

Лечение у взрослых основано на индивидуальном подборе методов, сочетающих транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), биологические обратные связи (БОС), фармакотерапию и психотерапевтическую поддержку. Современные медикаментозные средства, будь то стимуляторы или альтернативные препараты, корректируют нейрохимические процессы, способствуя улучшению концентрации и снижению импульсивности.

Одновременно, физиотерапия, когнитивно-поведенческая терапия, техники организации времени и стратегии управления стрессом помогают пациентам осознанно выстраивать поведение, улучшая адаптацию в личной и профессиональной сферах. Такой интегрированный подход способствует значительному повышению качества жизни и устойчивому контролю симптоматики.

Список использованной литературы

  1. ^ Сухоруков В.С. Митохондриальная патология и проблемы патогенеза психических нарушений. Журн неврол и психиат 2008; 6: 83—90.
  2. ^ Rossignol D.A., Frye R.E. A review of research trends in physiological abnormalities in autism spectrum disorders: immune dysregulation, inflammation, oxidative stress, mitochondrial dysfunction and environmental toxicant exposures. Mol Psy-chiat 2012; 17: 4: 389—401.
  3. ^ Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В. Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — №3. -C. 62-66.
  4. ^ Филиппова Н.В. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45-51.
  5. ^ Самарский, Д.М. Комплексный анализ невнимательности, импульсивности и гиперактивности у лиц с СДВГ юношеского и зрелого возраста / Д.М. Самарский, Я.Е. Бугаец, И.В. Сосновская // Медицина и здравоохранение. — 2012. — №9. — С. 59-70.
  6. ^ Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н.Н. Заваденко // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. — 2000. — №1 январь-март 2000. — с. 121-135.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×