г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

ЗПР церебрально-органического происхождения

ЗПР церебрально-органического происхождения – это патология психофизиологического развития ребёнка, её характеристика совпадает с другими видами ЗПР, но причины появления уникальны. [1]

При ней степень повреждения ЦНС больше, чем в других случаях, они более стойкие и хуже поддаются коррекции. При этом проявляется ЗПР церебрально-органического характера в первые годы, именно её обнаруживают чаще всего в 3 года при прохождении врачей.

ЗПР у детей расшифровывается как задержка психического развития, которая проявляется в виде отставания от нормальных возрастных ориентиров в эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферах.

Из данной неврологами и нейрофизиологами  характеристики ЗПР церебрально-органического генеза можно понять, что основные причины возникновения патологии – это ряд негативных факторов. Из-за их распространённости и серьёзного отрицательного влияния на организм малыша, часто ЗПР сопровождается и другими болезнями, ухудшающими состояние ребёнка. [2]

Причины ЗПР церебрально-органического происхождения

Основные причины возникновения задержки психического развития:

  • Инфекционные болезни, перенесённые женщиной в период вынашивания плода.
  • Нейроинфекции, перенесённые в первые месяцы жизни. 
  • Длительный токсикоз. 
  • Отравление женщины и ребёнка в период беременности. 
  • Недоношенность. 
  • Резус-фактор. Если был конфликт с матерью, вероятность повышается. 
  • Травмы во время родов. 
  • Длительная гипоксия. 
  • Токсико-дистрофические болезни в первый год жизни.

В большинстве случаев церебрально-органическая форма ЗПР возникает при совокупности нескольких негативных факторов одновременно. Но даже наличие одного повышает опасность развития патологии.

Причины ЗПР соматогенного происхождения это, в отличие от церебрально-органического, чаще всего могут быть связаны с внешними воздействиями и факторами, не затрагивающими головной мозг непосредственно. Однако в обоих случаях важно обращать внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребёнка, в том числе на здоровье матери и её образ жизни.

Признаки

Симптоматика может быть ЗПР крайне разнообразна и неоднородна. Можно утверждать, что практически каждый случай уникален. Серьёзность проявлений зависит от степени поражения коры головного мозга и запущенности патологии.

Признаки ЗПР церебрально-органического происхождения

Наиболее показательным признаком является отставание в развитии основных навыков:

  • Речь. 
  • Память. 
  • Игровая деятельность. 
  • Подвижность. 
  • Опрятность и гигиена.

Физиологические признаки ЗПР церебрально-органического генеза:

  • Гипертензионные стигмы.
  • Вегетативно-сосудистая дистония.
  • Гидроцефальные стигмы.

Отличительной чертой детей с ЗПР церебрально-органического происхождения является крайний инфантилизм, сложно поддающийся коррекции.

Такие дети безэмоциональны, не любопытны, мотивация на обучение и познание нового отсутствует, не возникает желания общаться со сверстниками. Они легко внушаемы, играют монотонно в самые простые игры, скорее для того, чтобы не заниматься. Воображение практически не развивается, а стремление к творческому самовыражению отсутствует.

Отличительная черта детей с ЗПР церебрально-органического происхождения
Отличительная черта у ребёнка с ЗПР церебрально-органического происхождения

Диагностика

Основа диагностирования церебрально-органической ЗПР — длительное наблюдение за поведением ребёнка взрослыми.

При обращении к врачу для того, чтобы поставить точный диагноз, проводят ряд диагностических мероприятий:

  • Опрос родителей. Важно сообщить об особенностях поведения дома, в знакомом помещении, на людях, на улице. Проследить, что является триггером нетипичного поведения. Дополнительно выясняются подробности протекания беременности и здоровья ребёнка в первый год жизни. 
  • Осмотр ребёнка.
  • Нейропсихологическая диагностика. Психиатр с помощью специализированных методик определяет особенности проявления патологии, степень выраженности проблем с развитием. 
  • Полноценное нейрофизиолгическое обследование. [3]

После того, как тип патологии и степень выраженности будет определена, врачи смогут подобрать комплексное лечение с учётом особенностей ребёнка.

Лечение

Дети с ЗПР церебрально-органического генеза имеют шанс на полное восстановление и дальнейшее развитие по норме, если диагноз был поставлен в раннем возрасте 3-4 лет, а лечение проводилось комплексно и на протяжении всего необходимого периода.

При правильных и регулярных занятиях, участии врачей и педагогов различных профилей вероятность полностью или практически полностью восстановить работу головного мозга к начальной или средней школе практически 100%.

При лечении проводится многопрофильная работа, участвуют:

  • Педиатр. 
  • Психолог.
  • Психиатр.
  • Невролог.
  • Дефектолог.
  • Логопед.
Лечение ЗПР церебрально-органического происхождения

Важную роль играет вовлечённость окружающих ребёнка взрослых. Без их постоянного участия и занятий с малышом результат терапии будет хуже.

Лечение проводится комплексное. Оно состоит из применения медикаментов, провоцирующих развитие головного мозга, физиотерапевтических процедур и коррекционных занятий: [4]

  • Аппаратная активизация и стимуляция мозга
  • Комплексы упражнений ЛФК.
  • Массаж. 
  • БОС-терапия.
  • Водолечение. 
  • Занятия с логопедом.
  • Курс занятий с педагогом-дефектологом. 

На протяжении периода лечения регулярно проводятся дополнительные исследования, тесты, чтобы отследить динамику развития и подкорректировать занятия при необходимости.

Обучение проводится в специализированных садиках и школах или в особых группах и классах в общеобразовательных учреждениях. Используются программы 7 вида, предполагающие работу по стандартным учебникам, но со сниженными требованиями к оцениванию и специализированными методами преподавания. Родитель имеет право настаивать на обучении ребёнка в обычном классе, но это приведёт к регрессу способностей ребёнка, так как ему не будет уделяться достаточно внимания. 

Профилактика

Защитить ребёнка от появления ЗПР возможно, только заранее готовясь к беременности. Важно не только следовать советам врачей, но и учитывать риски своей привычной жизни в период вынашивания ребёнка.

Профилактика ЗПР церебрально-органического происхождения

Для того чтобы не спровоцировать развитие патологии необходимо:

  • Тщательно оберегать беременную от негативных воздействий, которые могут навредить плоду. 
  • Избегать инфекционного заражения ребёнка в первый год жизни. 
  • Обеспечить благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка с рождения. Уделять достаточно внимания, оберегать от стресса, заниматься в достаточной мере. 

При подозрении на то, что ребёнок начал отставать по психомоторным навыкам от сверстников, необходимо немедленно обратиться к неврологу и провести тщательную диагностику. А при выявлении ЗПР сразу же начать коррекционные занятия, не дожидаясь, пока малыш повзрослеет. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее оно принесёт плоды. При начале коррекции в 3 года есть вероятность полностью выровнять развитие к поступлению в первый класс.

Прогнозы

Полностью избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического генеза невозможно, так как причиной развития патологии является поражение головного мозга. Но скорректировать внешние проявления, дать ребёнку полноценную жизнь без отличий от сверстников при прохождении полного курса коррекции возможно. [5]

В период обучения стоит помнить, что даже после занятий с педагогами-дефектологами из-за особенностей работы мозга таким детям нужно больше времени на освоение информации, развития умений и навыков. Детям с ЗПР помощь учителя требуется чаще, чем здоровым.

Прогнозы ЗПР церебрально-органического происхождения

Врачи разработали общие рекомендации для детей, проходящих через лечение:

  • В первые годы жизни следите, как быстро усваивает новую информацию, учится навыкам ребёнок, как он играет и контактирует с другими людьми. 
  • Если стали заметны отклонения от нормы, необходимо срочно пройти обследование, не оттягивая в ожидании, что ребёнок перерастёт отставание. 
  • Сразу после постановки диагноза начинайте коррекционные занятия, не откладывайте их до поступления в школу. 
  • Продолжайте коррекционную работу дома вне занятий с педагогами. Родители могут заниматься с детьми по специальным методикам, правильно выстраивать общение и распорядок дня. 
  • Важно получать многопрофильную помощь, работать с аспектами патологии. Только комплексное лечение позволит скорректировать отставание к подростковому периоду.

При взрослении важно рассказать ребёнку о поставленном в детстве диагнозе и объяснить, что многие особенности работы мозга останутся на протяжении жизни.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебральноорганического генеза (клинико-психологические корреляции): автореф. дис. … канд. пед. наук — М., 1982. — 17 с.
  2. ^ Лукашевич И.П Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей / И.П. Лукашевич // Физиология человека. -Т 24, N° 1. — С. 16-20.
  3. ^ Nunez P.L. The location of cortical sources of EEG / P.L. Nunez / EEG and Clin. Neurophisiol. -1985. — V 61, Ns 3. -P 51.
  4. ^ [Potential of peptidergic nootropic therapy in developmental dysphasia in children]. Zavadenko NN, Davydova LA, Suvorinova NY, Khondkaryan GS. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2019;119(11):47-53. doi: 10.17116/jnevro201911911147.
  5. ^ Ахутина, Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Питер, 2008.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×