ЗПР церебрально-органического происхождения
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
ЗПР церебрально-органического происхождения – это патология психофизиологического развития ребёнка, её характеристика совпадает с другими видами ЗПР, но причины появления уникальны. [1]
ЗПР у детей расшифровывается как задержка психического развития, которая проявляется в виде отставания от нормальных возрастных ориентиров в эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферах.
Содержание статьи:
Причины
Из данной неврологами и нейрофизиологами характеристики ЗПР церебрально-органического генеза можно понять, что основные причины возникновения патологии – это ряд негативных факторов. Из-за их распространённости и серьёзного отрицательного влияния на организм малыша, часто ЗПР сопровождается и другими болезнями, ухудшающими состояние ребёнка. [2]
Основные причины возникновения задержки психического развития:
- Инфекционные болезни, перенесённые женщиной в период вынашивания плода.
- Нейроинфекции, перенесённые в первые месяцы жизни.
- Длительный токсикоз.
- Отравление женщины и ребёнка в период беременности.
- Недоношенность.
- Резус-фактор. Если был конфликт с матерью, вероятность повышается.
- Травмы во время родов.
- Длительная гипоксия.
- Токсико-дистрофические болезни в первый год жизни.
Причины ЗПР соматогенного происхождения это, в отличие от церебрально-органического, чаще всего могут быть связаны с внешними воздействиями и факторами, не затрагивающими головной мозг непосредственно. Однако в обоих случаях важно обращать внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребёнка, в том числе на здоровье матери и её образ жизни.
Признаки
Симптоматика может быть ЗПР крайне разнообразна и неоднородна. Можно утверждать, что практически каждый случай уникален. Серьёзность проявлений зависит от степени поражения коры головного мозга и запущенности патологии.
Наиболее показательным признаком является отставание в развитии основных навыков:
- Речь.
- Память.
- Игровая деятельность.
- Подвижность.
- Опрятность и гигиена.
Физиологические признаки ЗПР церебрально-органического генеза:
- Гипертензионные стигмы.
- Вегетативно-сосудистая дистония.
- Гидроцефальные стигмы.
Такие дети безэмоциональны, не любопытны, мотивация на обучение и познание нового отсутствует, не возникает желания общаться со сверстниками. Они легко внушаемы, играют монотонно в самые простые игры, скорее для того, чтобы не заниматься. Воображение практически не развивается, а стремление к творческому самовыражению отсутствует.
Диагностика
Основа диагностирования церебрально-органической ЗПР — длительное наблюдение за поведением ребёнка взрослыми.
При обращении к врачу для того, чтобы поставить точный диагноз, проводят ряд диагностических мероприятий:
- Опрос родителей. Важно сообщить об особенностях поведения дома, в знакомом помещении, на людях, на улице. Проследить, что является триггером нетипичного поведения. Дополнительно выясняются подробности протекания беременности и здоровья ребёнка в первый год жизни.
- Осмотр ребёнка.
- Нейропсихологическая диагностика. Психиатр с помощью специализированных методик определяет особенности проявления патологии, степень выраженности проблем с развитием.
- Полноценное нейрофизиолгическое обследование. [3]
Лечение
Дети с ЗПР церебрально-органического генеза имеют шанс на полное восстановление и дальнейшее развитие по норме, если диагноз был поставлен в раннем возрасте 3-4 лет, а лечение проводилось комплексно и на протяжении всего необходимого периода.
При правильных и регулярных занятиях, участии врачей и педагогов различных профилей вероятность полностью или практически полностью восстановить работу головного мозга к начальной или средней школе практически 100%.
При лечении проводится многопрофильная работа, участвуют:
- Педиатр.
- Психолог.
- Психиатр.
- Невролог.
- Дефектолог.
- Логопед.
Лечение проводится комплексное. Оно состоит из применения медикаментов, провоцирующих развитие головного мозга, физиотерапевтических процедур и коррекционных занятий: [4]
- Аппаратная активизация и стимуляция мозга
- Комплексы упражнений ЛФК.
- Массаж.
- БОС-терапия.
- Водолечение.
- Занятия с логопедом.
- Курс занятий с педагогом-дефектологом.
Обучение проводится в специализированных садиках и школах или в особых группах и классах в общеобразовательных учреждениях. Используются программы 7 вида, предполагающие работу по стандартным учебникам, но со сниженными требованиями к оцениванию и специализированными методами преподавания. Родитель имеет право настаивать на обучении ребёнка в обычном классе, но это приведёт к регрессу способностей ребёнка, так как ему не будет уделяться достаточно внимания.
Профилактика
Защитить ребёнка от появления ЗПР возможно, только заранее готовясь к беременности. Важно не только следовать советам врачей, но и учитывать риски своей привычной жизни в период вынашивания ребёнка.
Для того чтобы не спровоцировать развитие патологии необходимо:
- Тщательно оберегать беременную от негативных воздействий, которые могут навредить плоду.
- Избегать инфекционного заражения ребёнка в первый год жизни.
- Обеспечить благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка с рождения. Уделять достаточно внимания, оберегать от стресса, заниматься в достаточной мере.
Прогнозы
Полностью избавиться от последствий ЗПР церебрально-органического генеза невозможно, так как причиной развития патологии является поражение головного мозга. Но скорректировать внешние проявления, дать ребёнку полноценную жизнь без отличий от сверстников при прохождении полного курса коррекции возможно. [5]
Врачи разработали общие рекомендации для детей, проходящих через лечение:
- В первые годы жизни следите, как быстро усваивает новую информацию, учится навыкам ребёнок, как он играет и контактирует с другими людьми.
- Если стали заметны отклонения от нормы, необходимо срочно пройти обследование, не оттягивая в ожидании, что ребёнок перерастёт отставание.
- Сразу после постановки диагноза начинайте коррекционные занятия, не откладывайте их до поступления в школу.
- Продолжайте коррекционную работу дома вне занятий с педагогами. Родители могут заниматься с детьми по специальным методикам, правильно выстраивать общение и распорядок дня.
- Важно получать многопрофильную помощь, работать с аспектами патологии. Только комплексное лечение позволит скорректировать отставание к подростковому периоду.
Список использованной литературы
- ^ Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебральноорганического генеза (клинико-психологические корреляции): автореф. дис. … канд. пед. наук — М., 1982. — 17 с.
- ^ Лукашевич И.П Исследование нейрофизиологических механизмов задержки психического развития у детей / И.П. Лукашевич // Физиология человека. -Т 24, N° 1. — С. 16-20.
- ^ Nunez P.L. The location of cortical sources of EEG / P.L. Nunez / EEG and Clin. Neurophisiol. -1985. — V 61, Ns 3. -P 51.
- ^ [Potential of peptidergic nootropic therapy in developmental dysphasia in children]. Zavadenko NN, Davydova LA, Suvorinova NY, Khondkaryan GS. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2019;119(11):47-53. doi: 10.17116/jnevro201911911147.
- ^ Ахутина, Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Питер, 2008.