Рекомендации родителям по воспитанию детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Адаптация в обществе и коррекционная работа с детьми, имеющими диагноз ЗПР, не даст необходимого результата, если родители не будут включены в процесс. Большая часть работы по коррекции остаётся именно на их плечах, ведь родители контактируют с ребёнком каждый день.
Содержание статьи:
Советы психолога родителям детей с ЗПР
Ребята с диагнозом задержка психического развития — особые. Им необходима круглосуточная поддержка и понимание родителей, особый подход к общению и воспитанию, а также правильное лечение. Благодаря включённости родителей и при использовании правильных методик возможно добиться огромного прогресса в развитии, полного восстановления и снятия диагноза.
Если же родители будут игнорировать особое состояние ребёнка, то даже при регулярных занятиях со специалистами прогресс будет медленным, периодически будут случаться откаты назад.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ЗПР от психологов: [2]
- Вокруг ребёнка должна быть дружественная атмосфера. Малыш не должен быть свидетелем психологически тяжёлых ситуаций, ссор и размолвок между родителями.
- Помните, что у ребёнка слабая память, ослабленное внимание, медленные мыслительные процессы. Единственный путь к освоению знаний и навыков – постоянное повторение. Интересуйтесь, что он узнал в садике и школе, повторяйте новую информацию, полученную ребёнком, закрепляйте постоянным повторением навыки. Домашнее задание в младших классах выполняйте совместно, ещё раз проговаривая изученный на уроках материал, разбирая непонятные места.
- Регулярно хвалите за успехи. Так как прогресс идёт замедленным темпом, то важно подчёркивать любые достижения. Чем чаще ребёнок будет чувствовать себя успешным, тем с большим желанием продолжит стараться.
- Будьте аккуратны в помощи с обучением. Ваша задача – не решить задание за него, а помочь найти правильный ответ. При необходимости ещё раз разберите теоретический материал, обсудите стратегию решения, но дайте выполнить задание самостоятельно. Затем обсудите ошибки, но дайте их исправить и найти верное решение самостоятельно.
- Не требуйте от ребёнка того, что он ещё не освоил в полной мере. Один раз показать ему действие и сообщить информацию недостаточно, чтобы он овладел ими и мог ответить. [3]
- Занятия должен проводить один и тот же человек. Заранее определитесь, кто будет помогать с выполнением заданий от психолога, дефектолога, из школы. При смене помощников результативность понимания будет падать.
- Закрепляйте новые знания исподволь и незаметно во время прогулок и игр, встраивая вопросы по изученному в обычный диалог или подходящую ситуацию. Например, специализированные игры для детей с ЗПР дошкольного возраста помогают укрепить знания и развивать навыки, используя интересные и доступные методики.
- Расписание проведения занятий должно быть неизменно. Систематичность поддерживает дисциплинированность в ребёнке и помогает достигать устойчивых результатов.
- Занятия должны быть регулярными. Каждый пропущенный день скажется регрессом в освоении навыков.
- Выбрав задание для решения, убедитесь, что понимаете условие, чтобы не запутать ребёнка при объяснении.
- Используйте яркий иллюстративный материал, наглядные примеры из привычной жизни.
- Не спешите, важна не скорость выполнения задания, а качество его проработки.
- Следите за временем. Дошкольник может успешно заниматься не более 30 минут, младший школьник не более 1 часа с учётом смены деятельности.
Как добиться прогресса: советы дефектолога
Советы дефектолога родителям детей с ЗПР:
- Контролируйте, а не опекайте. Ребёнку крайне важно пережить собственный опыт, столкнуться с разнообразными ситуациями. Задача родителя — проконтролировать безопасность, подсказать возможные пути решения, оценить результат, но не выполнить задачу за малыша.
- Постоянно разговаривайте, вызывайте на диалог. При любом совместном деле, даже простой прогулке постоянно озвучивайте, что видите вокруг, задавайте вопросы, провоцируйте ребёнка на речь искренней заинтересованностью. Чем больше речевой практики, тем быстрее идёт развитие.
- При разговоре не допускайте излишней эмоциональности, выбирайте средний тон и скорость, проговаривайте слова максимально чётко, выделяя голосом самое важное.
- Подстраивайте речь под уровень развития ребёнка. Не коверкайте слова, произносите правильные формы, выстраивайте предложения по принципу: на два слова длиннее, чем использует ребёнок. Переходите на более длинные конструкции, когда малыш полностью освоится и начнёт постоянно использовать новое количество слов.
- Правильно стройте вопросы. Формулируйте так, чтобы ребёнок был вынужден отвечать развёрнуто. Если у него не получается, перефразируйте так, чтобы было необходимо выбирать из нескольких вариантов.
- После вопроса выдержите паузу, дайте ребёнку время на обдумывание и формулирования ответа. Покажите ему, что стоит подумать, а не быстрее отвечать первое, что пришло в голову.
- Проявляйте терпение, прячьте раздражение. Если ребёнок медлит с реакцией или не сразу находит верный ответ, не называйте его глупым, не ругайте за скорость реакций. Это особенность мышления малыша, он не виноват в ней. [4]
- Вслушивайтесь в окружающие звуки и вместе пытайтесь угадать, что их издаёт. Превратите познание окружающего мира в совместную игру. Хорошо, если родитель будет выступать не только как всезнающий учитель, но и как взрослый товарищ, вместе с ребёнком открывающий новое.
- Рассказывайте короткие, интересные ребёнку истории, а затем просите пересказать, лучше другому взрослому. На основе этого можно выстроить игру. Один родитель рассказывает историю, а второй просит ребёнка пересказать её ему. Если малыш не справляется, помогайте наводящими вопросами. [5]
- Работайте совместно с профессионалами, прислушивайтесь к их советам, ведь каждый ребёнок с ЗПР уникален. В тандеме вы добьётесь лучших результатов. [6]
- Найдите родителей, столкнувшихся с той же проблемой. В коллективе будет проще справляться с трудностями воспитания ребёнка с ЗПР, всегда можно проконсультироваться у более опытных и получить моральную поддержку, когда силы на исходе.
Список использованной литературы
- ^ [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)
- ^ Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. — М.: Ось-89, 2000. — 273 с.
- ^ Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И. Э. Унт.-М., 1990.- 195 с.
- ^ Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями // Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.
- ^ Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.
- ^ Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.